Remove all links in selection
Remove all links in selection{{ bubble.options.editMode ? ‘Save’ : ‘Insert’ }}
{{ bubble.options.editMode ? ‘Save’ : ‘Insert’ }}Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
pro-derek.livejournal.com
Всего в нескольких десятках километров от Самары берет начало огромный уникальный природный комплекс Самарская Лука, а у берегов Волги простираются горные массивы древних Жигулевских гор. Здесь, в глубине заповедной зоны на границе Национального парка и Жигулевского заповедника находится урочище Каменная Чаша.
Содержание статьи:
Каменная Чаша – это расширение в месте слияния Ширяевского и Каменного оврагов. По окружности образования расположились пять возвышенностей, высотой 301, 306, 304, 297 и 249 метров. Обрамляют его и пять оврагов: на северной стороне находятся овраги Соляный и Каменный, в северо-западном направлении раскинулся овраг Колоды (Ключи), на юго-восточной стороне – Ширяевский овраг, на юго-западной – Безымянный.
Каменная Чаша расположена примерно в 150 километрах от Самары, от Тольятти расстояние вдвое меньше – около 70 километров.
Путь к Каменной Чаше лежит через село Ширяево, добраться до него можно на речном транспорте или на автомобиле. Дорога до поселка асфальтирована, вполне приемлема для комфортной езды. Протяженность маршрут примерно 8 километров, начинается он грунтовой дорогой Национального парка и проходит по границе Жигулевского заповедника. В 100 метрах от автостоянки, где можно оставить машину, распложен поворот к Чаше. Кстати, не рекомендуется приезжать сюда на автомобиле в дождь, дабы не попасть в неприятности на размытой грунтовой дороге. Здесь у стоянки организованы места для отдыха, есть указатели и стенды с полезной и интересной информацией. Пройти маршрут можно как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы. Урочище Каменная Чаша – это заповедная территория, а потому вести себя следует соответственно. Здесь установлены правила поведения, которые строго запрещают сходить с тропы, жечь костры, мусорить.
Колоды – так ранее называли эту местность. В образованной низине когда-то было несколько родников, которые текли по деревянным желобам (колодам). Местные жители приводили сюда скот на водопой. Со временем желоба разрушились, остался единственный родник, который носит имя Николая Чудотворца. Находится он в месте, где Каменный овраг переходит в каменную Чашу. Источник Николая Угодника является одним из святых мест в Самарской области.
Миновав Ширяевский овраг и урочище Каменная Чаша, далее на пути встречаются Ширяевские луга и кордон Чарокайка. По заверениям уфологов, здесь на пригорке существует Аномальный квадрат – участок, на котором возникают миражи и световые иллюзии.
В истории Самарской Луки, Жигулевских гор, да и всей Самарской области есть множество легенд и приданий. Некоторые из них связаны и с урочищем Каменная Чаша, в частности с появлением там родников.
По одной из легенд, источники, бьющие на этой местности – это слезы Хозяйки Жигулей. Пролились они, когда атаман Федор Шелудяк в 1671 году организовал поход на Симбирск (ныне Ульяновск), Степан Разин в то время был уже схвачен государевыми воинами и находился под арестом. Ватагу Шелудяка постигла неудача: штурм был подавлен, а самого предводителя войска казнили в Астрахани в 1672 году.
Среди ширяевцев ходит иная легенда. Местные жители могут поведать историю о том, что родник возник в месте, где была спрятана золотая чаша. Однажды, когда ломали церковь, прихожанка незаметно для остальных взяла церковный предмет и зарыла его в лесу. Позже, как ни пыталась, не могла она отыскать спрятанную чашу. Спустя время, случилось женщине явление иконы, а на месте закопанного ею клада появился источник.
Источник, который находится в Каменной Чаше, действительно уникальное явление. Здесь повсюду известняковые породы, имеющие свойство впитывать воду, и каменистые склоны гор, тем не менее родник здесь бьет ключом и не прекращает источать целебную воду.
Источник носит имя Николая Угодника. Возле него возведена небольшая часовня и организована купальня Святого Николая Чудотворца.
Недалеко от поселка Ширяево, в окружении горных вершин и оврагов, находится уникальное ландшафтное углубление, именуемое Каменная Чаша.
На одном из склонов урочища бьют три родника, образуя один ручей. Придание гласит, что это пролила слезы Хозяйка Жигулевских гор. По всей территории Жигулей больше не найти такого места, где из недр горных пород пробивается кристально чистая родниковая вода.
Источник носит имя Николая Чудотворца. Есть поверье, что когда-то в Жигулях заплутал странник. Помог ему в дороге образ Святого, который вывел путника к роднику в овраге. Возможно, эта история и послужила поводом дать источнику имя святителя Николая. Родник рождается в горных породах на высоте 175 метров над уровнем Волги. Вода в нем в любое время года остается прозрачной и очень холодной, температура всего +5 градусов.
К источнику в Каменной Чаше неустанно съезжаются паломники. Более 2000 человек ежегодно приезжают в заповедное место, чтобы набрать святой воды и омыться водами родника. В минуту набирается больше четырех литров воды, по всем показателям соответствующей государственным стандартам
Каменные отложения, из которых бьет ключ, относятся к эпохе неогенового периода кайнозойской эры. Эти породы возникли более 5 миллионов лет назад. Отмечается в воде несколько повышенный уровень аммиака, что объясняется расположением близ Самарской области нефтяных месторождений.
Около Никольского источника построена часовня. Паломничество к роднику включено в список маршрутов по православным святым местам Самарского региона и России. Благословение дал архиепископ Самарский и Сызранский Сергий.
Ученые-эниологи, изучающие энергоинформационные обмены, полагают, что заповедный комплекс Самарская Лука находится на платформе, являющейся энергетическим полюсом планеты. Возможно именно поэтому, родниковые воды заповедника обладают целебной и оздоравливающей силой.
В конце 1990-х годов с инициативой возведения часовни у источника святого Николая угодника выступили жители села Ширяево и тольяттинцы. Строительство началось летом 1998 года и продолжалось две недели, при этом занимались работами обычные люди неравнодушные к родной земле. Им приходилось преодолевать расстояние в полкилометра, подниматься на высоту 175 метров над уровнем Волги, чтобы доставлять к месту возведения необходимые строительные материалы. Сопровождался процесс создания деревянной часовенки церковными песнопениями и чтением молитв.
В день освящения часовни 13 сентября 1998 года, когда паломники во главе с отцом Дмитрием свершали крестный путь, произошло чудо. В числе собравшихся пройти ход и стать свидетелями церковного обряда людей был мальчик Валера, он с трудом двигался из-за тяжелых заболеваний сердца. Но после молитвы Николаю Чудотворцу мальчик словно исцелился, в тот день Валера смог самостоятельно преодолеть 16 километров пешего пути.
В 2000 году на месте источника произошла трагедия: руки вандалов прикоснулись к святыне, построенная с таким трудом и любовью часовня сгорела. Спустя два года ее восстановили, но уже в каменном виде. Возведение шло на средства, пожертвованные верующими и всеми неравнодушными к небольшому кусочку святой земли в Каменной Чаше.
Двери часовенки всегда открыты для всех желающих. Ее красота заключается в ее простоте, в скромном интерьере, в возможности ощутить таинство и святость этой земли. По церковным праздникам здесь проходят службы, собираются верующие и паломники.
samaratoday.ru
Удивительная природа окружала нас. Вот на самой вершине скалы, примостившись на узком карнизе, стоит камень-курица. Его силуэт так похож на сидящую наседку-курицу, что название это напрашивается само собой. А вот камень-верблюд. Отчетливо видны глаз, рот и отвислые губы. Поразил нас и камень-беседка. Высоко в небо взметнулась отвесная столбообразная скала. А на вершине как будто кем- то поставлен камень. Он — как шатер, пустой внутри и стоящий на пяти ножках.
Но самое главное «чудо» ожидало нас впереди. С трудом вскарабкавшись на совершенно голую покатую вершину, мы остановились в изумлении. На плоской поверхности гранита было совершенно правильное круглое углубление. Диаметр его достигал двух метров, глубина — полметра. И оно чуть не до краев было наполнено кристально-прозрачной водой.
Вода была, несомненно, дождевой: иначе она сюда попасть не могла. Но как она «ухитрялась» сохраняться, не испаряясь под палящими лучами солнца, когда камень накалялся так, что о него можно было обжечься? Единственное допустимое объяснение — это частые дожди и грозы здесь, в горах. Не успевала вода испариться, как новый ливень наполнял ее до краев.
Но другая загадка оставалась неразгаданной: как могло образоваться в твердой скале столь правильное углубление? Казалось, что оно сделано не природой, а рукой человека. Но об этом не могло быть и речи.
Наше удивление возросло еще больше, когда, перебравшись на другую вершину, мы и там нашли такую же чашу, только поменьше и без воды! Но зато она доверху заросла мхом. Пышной зеленой шапкой мох рос выше краев. Он был упруг, как сиденье мягкого пружинного кресла.
Спустившись с вершины, мы бросились искать прикрытия. Глубокая каменная ниша приютила нас. Страшный удар грома обрушился над нами, многократно громыхнув в горах, как будто перескакивая с одной вершины на другую. Удар следовал за ударом; казалось, горы рухнут, не выдержав такого грохота.
И вдруг все стихло. Только на ближайшей осинке мелко-мелко дрожали листочки. А затем… обрушилось все сразу: вой ветра, гром и страшный ливень. Стало темно. Мы сидели, скорчившись, в самой глубине ниши, уверенные, что здесь-то дождь и ветер нас не достанет. И вдруг шипящий водопад вырвался из трещины, затопив наше убежище. Где-то наверху собиралась дождевая вода; просачиваясь по трещинам, она пробиралась в глубину скал и, слившись в общий поток, нашла выход через нашу расселину.
Мокрые до нитки, мы едва дождались конца ливня и уже не думали о каменных чашах…
Однажды, собравшись веселой компанией в один из выходных июльских дней, мы покатили на экскурсионном поезде по Горнозаводской железной дороге. Свисток. Поезд замедляет ход.
— Станция Исеть!
Закинув рюкзаки за плечи, мы бодро зашагали по лесной дороге, бегущей рядом с линией. Дорога спускается к болоту. Крутой поворот влево — и мы в густом хвойном лесу.
Тропинка спускается в глубокие заболоченные лощины, взбирается на крутые горы и в конце концов приводит нас к небольшому ручейку, весело журчащему среди бурелома и валежника.
За ручьем тропинка ныряет в такую чащу, что мы еле продираемся вперед, закрывая лицо руками.
Внезапно заросли обрываются. Мы на склоне горы, поросшей могучими соснами. Там и сям, приподняв толстый покров хвои, выглядывают темные обомшелые камни. Они цепочкой тянутся вверх по склону.
Идем, придерживаясь их.
Но… что это?
Сосны редеют, и впереди между деревьями показывается полуобвалившаяся стена какого-то древнего замка.
Это Чёртово Городище — «замок», созданный не рукой человека, а рукой природы — временем.
Я вернулся на южную сторону и, карабкаясь по уступам, взобрался на вершину. Камни здесь держались непрочно: время подточило их, нарушив связь с массивом скалы. Под ногами я заметил светлое пятно — след от лежавшего здесь камня. Он был сброшен ветром и лежал теперь внизу, у подошвы горы. А рядом с пятном я заметил нечто такое, что сразу мне напомнило Аракуль, его загадку.
Чаша… Несомненно, это была тоже чаша, такая же круглая, как на Аракульской горе, только поменьше. Она была совершенно суха и без единого кустика мха.
Я перебираю в памяти все виденные мною чаши: Семь Братьев, Чёртово Городище, Палатки, Аракульский шихан… Цепь вершин. Цепь гор. Каждая гора с гранитной вершиной из сплющенных закругленных камней-лепешек. На каждой вершине — круглая чаша.
Закономерность налицо. Но почему камни сплющенные? Откуда в них такие правильные углубления? Какой диковинный мастер шел с севера, собирал по дороге камни, складывал их в кучу и на вершинах выдалбливал круглые чаши?
Вскоре после того я случайно встретился с одним молодым геологом, начальником геолого-разведочной партии. В разговоре с ним я узнал, что он уже в течение десяти лет ежегодно путешествует по Уралу.
— Скажите мне, — спросил я геолога, — вы бывали везде, взбирались часто на горы… Не замечали ли вы иногда там, на самых вершинах гор, круглых чаш совершенно правильной формы?
— Чаши? Я не раз замечал их на гранитных вершинах. Помню, видел их на Чортовом Городище, на Каменных Палатках и, кажется, на одной из вершин Семи Братьев. А почему вы меня спрашиваете об этом?
— Я уже давно ломаю голову над этой загадкой… Скажите, кто, какой мастер сделал те круглые чаши?
Геолог рассмеялся.
— Хотите, я расскажу вам один эпизод из жизни Уральских гор?
— Очень хочу, — обрадовался я.
И вот что рассказал мне геолог.
Миллионы лет назад землю покрывали ледники. С полюсов земного шара — севера и юга — медленно ползли по его поверхности огромные ледяные поля.
Сплошная ледяная кора, как панцырь, сковывала тогда землю. Но этот панцырь не был неподвижным: он медленно, незаметно для глаз, но неизменно передвигался, стекал с вершин гор в долины. При передвижении он царапал землю, скоблил ее, коверкая все на своем пути, рушил скалы, дробил утесы. Гранитные громады не могли устоять перед этим неумолимым ледяным натиском и рушились, рассыпаясь на множество осколков-камней.
Ледник захватывал эти осколки и тащил их с собой. В пути они беспощадно перетирались, терлись, шлифовались. Острые края и углы их обламывались, стирались, и постепенно огромные корявые камни превращались в круглые, отшлифованные валуны.
Ледник собирал их, спускал с вершины гор в долины и там оставлял, нагромождая их в огромные кучи.
За одной такой каменной кучей нагромождалась другая, третья. Кучи росли, увеличивались; ледник сжимал их, спрессовывал отдельные камни, и постепенно вырастал целый невысокий каменный хребет. А ледник все продолжал свою бесконечную работу. Он то отступал, то с новой силой обрушивался на горы и хоронил их под собой. И случалось иногда, что какой-нибудь небольшой камень, движимый льдом, застревал на другом камне, в неглубокой на нем выбоине. Ледник продолжал течь, но не мог его вытолкнуть из выбоины. Камень, толкаемый льдом, крутился, терся, истирался в круглый небольшой валун и одновременно шлифовал стенки своего обиталища, превращая грубую выбоину в гладкую круглую чашу.
Камни выветривались, рассыпались, развеивались ветром. Разрушались и исчезали из чаш каменные шары.
Существует еще другое объяснение возникновения чаш. Это так называемое выветривание в тени. Над одной скалистой глыбой нависла другая. С верхней на нижнюю падали капли воды, всегда в одну и ту же точку. Капля за каплей, медленно, но верно вода делала свою работу — в камне образовалось чашевидное, правильной круглой формы, углубление — чаша.
Но чаши — это только отдельный штрих в общей картине чудовищного разрушения гор. Ледники только начинали когда-то это разрушение. Они разрушили самые высокие вершины гор, обломали острые уступы, утесы, ободрали склоны их и спустили в долины обломки. После ледников за разрушение гор принялись вода и воздух, жара и холод, солнце и ветер. И то, что не мог разрушить ледник, доканчивали они.
Таковы сейчас Уральские горы, покрытые лесом. Лишь на северной и южной оконечностях Уральского хребта сохранились еще отдельные скалистые вершины. Угрюмыми седыми великанами, покрытыми каменными осыпями, причудливо выветренными скалами высятся они над зеленым океаном леса.
www.perunica.ru
Так называется расширенный участок Ширяевской долины в месте впадения в нее Каменного оврага и других более мелких отвершков. В этом месте долина меняет свое направление с северного на юго-восточное, расширяется за счет устьев впадающих в нее оврагов и образует как бы гигантский котел или чашу с каменными боками, разрезанными оврагами. Чаша, окруженная со всех сторон высокими гребнями и шишками, сложенными огромными известняковыми плитами и осыпями щебня, из-под которых вытекают родники, представляет собой одно из живописных мест Ширяевской долины, расположенное в 8—10 км от ее устья. Выступы скал в сочетании с богатой и разнообразной древесной и травянистой растительностью, покрывающей склоны долины, создают неповторимую красоту Каменной Чаши. Поэтому все, кому удается побывать в Жигулях, стремятся посетить этот замечательный уголок Самарской Луки (рис. 1, 2).
Еще в XIX веке фольклористы обратили внимание на то обстоятельство, что большинство былин и сказаний Самарского края сходятся на одном и том же легендарном персонаже – Хозяйке (или Волшебнице) Жигулевских гор (рис. 3).
Согласно преданиям, она живет в таинственных пещерах в глубине горного хребта, лишь иногда появляясь на поверхности и показываясь людям (рис. 4-6).
Если ей в это время повстречается добрый молодец, то хозяйка может пригласить его к себе, в подземные чертоги, обещая сказочные богатства и вечную жизнь. Однако до сих пор все молодцы, встретившиеся волшебнице, отказывались от этих благ, и поэтому подземная владычица вот уже тысячи лет оплакивает свою тоску и одиночество. Эти слезы и текут из скалы в урочище Каменная чаша, где находится единственный водный источник Жигулевских гор.
Каменная Чаша привлекает внимание не только туристов, но и животных, так как это единственное место в Жигулях, где выходят грунтовые воды в виде источников, а один из них выбивает из-под плит круглый год на высоте 30—40 м от дна долины.
Склоны долины, имеющие относительную высоту около 150 м, покрыты с запада и севера сосновыми лесами: восточные склоны несколько ниже и заняты березовыми насаждениями. В подлеске растут черемуха, лещина, клен татарский. Если свернуть с залитой солнцем поляны в небольшой овраг, то лесная чаща почти смыкается, и становится сумрачно и прохладно. Лучи солнца освещают только верхушки деревьев. Густые заросли высоких лесных трав — гигантских стеблей медвежьих дудок, огромных белых с сиреневым оттенком зонтиков ангелики, желто-зеленых великанов володушек и аконитов с крупными резными листьями и бледно-фиолетовыми цветами — преграждают путь. А на более освещенных склонах заросли фиолетовой душицы, красно-фиолетовые и бледно-розовые языки кипрея (иван-чая).
В настоящее время руководство Жигулёвского государственного заповедника и национального парка «Самарская Лука» с целью снижения нагрузки на здешние биоценозы стремятся ограничить посещение Каменной Чаши неорганизованными отдыхающими и паломниками.
Приложения: сообщения пресс-службы заповедника.
3 сентября 2013, 16:10
На входе в Каменную чашу появится архитектурный комплекс, посвященный хозяйке Жигулевских гор
Весной следующего года в Жигулевском заповеднике планируют обновить вход на Каменную чашу, сообщил директор учреждения Юрий Краснобаев.
В настоящее время готовится проект предстоящей реконструкции. Работу над ним завершат через месяц. Сама реконструкция начнется сразу после схода снежного покрова.
По словам Юрия Краснобаева, на входе в Каменную чашу предполагается установить целый архитектурный комплекс, посвященный Хозяйке Жигулевских гор. В частности, появятся две сторожевые башни, деревянная фигура самой хозяйки и каменная — атамана Шелудяка. По легенде, он не смог убежать от стражников и решил сброситься с утеса для того, чтобы не оказаться в плену. Но влюбившаяся в атамана Хозяйка Жигулёвских гор пожалела его и забрала в подземное царство. Из него Шелудяк не должен был выходить, однако он нарушил условие девушки и в наказание превратился в камень. С тех пор на берегу Волги в Жигулёвских горах стоит каменный утёс, носящий название Шелудяк.
17 января 2014, 13:44
Зимние прогулки до Каменной чаши в Ширяево возможны только по пропускам
На территории Жигулевского природного биосферного заповедника имени Спрыгина действуют ограничения на посещение маршрута «Стрельная гора».
На особо охраняемой территории Жигулевского заповедника имени Спрыгина в зимний период с 19 декабря 2013 года действуют ограничения на посещение маршрута «Стрельная гора». Об этом сообщает пресс-служба Минлесхоза Самарской области.
Пешие прогулки на участке «Солнечная Поляна – Каменная Чаша» в зимний период будут возможны только по специальным пропускам. Получить пропуск можно будет, обратившись в администрацию заповедника или в контору Ширяевского участкового лесничества.
Список литературы
Алексеева Э.Л., Бейлин В.В. 1983. Изменение гидрогеологических условий Самарской Луки под влиянием Куйбышевского водохранилища и орошения. – В сб. «Проблемы рационального использования и охраны природного комплекса Самарской Луки. Межведомственный сборник. /Под ред. И.С. Колышева. Куйбышев, изд-во КГУ», стр. 48-49.
Виноградов А.В. 1982. Некоторые условия обитания пресноводных мшанок (Bryozoa) на Самарской Луке. – В сб. «Экология и охрана животных», межвузовский сборник. Куйбышев, изд-во Куйб. гос. ун-та, стр. 83-88.
Виноградов А.В. 1982. Видовой состав пресноводных мшанок Bryozoa на Самарской Луке. – В сб. «Экология и охрана животных», межвузовский сборник. Куйбышев, изд-во Куйб. гос. ун-та, стр. 129-134.
Виноградов А.В. 1991. Обследование некоторых водоемов Самарской Луки. – В сб. «Бюллетень «Самарская Лука» № 2/91. Самара», стр. 40-60.
Волга и ее жизнь. Л., Наука, 1978.: 1-348.
Емельянов М.А. 1955. Самарская Лука и Жигули. Куйб. кн. изд-во, 290 с.
Ерофеев В.В. 1982. Озера Самарской Луки. – В сб. «Зеленый шум», Куйб. кн. изд-во, стр. 96-106.
Ерофеев В.В. 1982. Новый обзор ихтиофауны Куйбышевской области. – В сб. «Экология и охрана животных», межвузовский сборник. Куйбышев, изд-во Куйб. гос. ун-та, стр. 103-116.
Ерофеев В.В. 1983. К изучению популяций обыкновенного прудовика Самарской Луки и некоторых прилегающих районов. – В сб. «Проблемы рационального использования и охраны природного комплекса Самарской Луки. Межведомственный сборник. Под ред. И.С. Колышева. Куйбышев, изд-во КГУ», стр. 93-94.
Ерофеев В.В. 1986. Водные лабиринты Самарской Луки. – В сб. «Памятники природы Куйбышевской области. Сост. В.И. Матвеев и М.С. Горелов. Куйбышев, Куйбышевское книжное изд-во, стр. 93.
Ерофеев В.В. 2011. Следы язычества в позднем российском христианстве. – В сб. «Истоки и развитие экологической культуры, этики эстетики». Самара, изд-во «АсГард», стр. 394-415.
Ерофеев В.В., Галактионов В.М. 2013. Слово о Волге и волжанах. Самара. Изд-во Ас Гард. 396 стр.
Ерофеев В.В., Захарченко Т.Я., Невский М.Я., Чубачкин Е.А. 2008. По самарским чудесам. Достопримечательности губернии. Изд-во «Самарский дом печати», 168 с.
Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т.I. Самара, «Самарское книжное издательство», 416 с.
Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т.II. Самара, изд-во «Книга», 304 с.
Жадин В.И. 1948. Донная фауна Волги от Свияги до Жигулей и ее возможные изменения. – Тр. Зоол. ин-та АН СССР, т.8, вып. 3. стр. 413-466.
Журавлев Ю.Н., Епланова Г.В., Паутова В.Н..1994. Санитарно-микробиологическое состояние водоемов рекреационного использования. – В сб. «Экологическая ситуация в Самарской области: состояние и прогноз. Под ред. Г.С. Розенберга и В.Г. Беспалого. Тольятти, ИЭВБ РАН», стр. 253-262.
Замятин Н.Н. 1913. Геологическое исследование северной части Самарской губернии (области реки Сока и Самарской Луки) – Тр. Геол. ком-та, нов. сер., вып. 84. СПб. 151 с.
Захаров А.С. 1971. Рельеф Куйбышевской области. Куйб. кн. изд-во: 1-86.
Захаров А.С. 1986. Каталог памятников природы Куйбышевской области. Куйбышев: 1-77.
«Зеленая книга» Поволжья. Охраняемые природные территории Самарской области. / Сост. А.С. Захаров, М.С. Горелов. – Самара, Кн. изд-во, 1995. 352 с.
Зимин В.А., Виноградов А.В., Виноградова Е.Ю., Ильина В.Н., Ведерникова Т.И., Завальный А.Н., Ерофеев В.В. 2011. Истоки и развитие экологической культуры, этики и эстетики. Коллективная монография. Самара, изд-во «АсГард», 550 с.
Кудинов К.А. 1982. Жигулевский государственный заповедник. Куйб. кн. изд-во, 48 с.
Куйбышевская область. Историко-экономический очерк, изд. 2-е. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 1983. 350 с.
Легенды и были Жигулей. Издание 3-е, перераб. и доп. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1979. 520 с.
Лепехин И.И. 1795. Дневные записки путешествия академика Лепехина. т.1, изд-во Императорской АН.
Лопухов Н.П., Тезикова Т.В. 1967. География Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 78 с.
Лялицкая С.Д. 1970. Жигули заповедные. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 126 с.
Матвеев В.И. 1990. Влияние антропогенного фактора на водоемы Куйбышевской области, их флору и растительность. – В сб. «Социально-экологические проблемы Самарской Луки. Тезисы докладов второй научно-практической конференции (1-3 октября 1990 г., Куйбышев)». Куйбышевск. гос. пед. ин-т им. В.В. Куйбышева, Жигулевский гос. Заповедник им. И.И. Спрыгина, Куйбышев», стр. 73-75.
Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.И., Храмков А.В. 1984. Край самарский. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во.
Медведев В.К. 1993. Пойменные луга Самарской области, их охрана и использование. – В сб. «Бюллетень «Самарская Лука» № 4/93. Самара», стр. 128-135.
Мильков Ф.Н. 1953. Среднее Поволжье. Физико-географическое описание. Изд-во АН СССР.
Мозговой Д.П. 1983. Влияние регулирования стока Волги на животный мир поймы Самарской Луки. – В сб. «Проблемы рационального использования и охраны природного комплекса Самарской Луки». Межведомственный сборник. Под ред. И.С. Колышева. Куйбышев, изд-во КГУ, стр. 105-107.
Мурчисон Г.И., Вернейль Э., Кейзерлинг А.1849. Геологическое описание Европейской России и хребта Уральского. СПб. Тип. И. Глазунова. ч.1. 380 с.
Наш друг – природа. 1979. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 175 с.
Новоженин Ю.Х. 1972. Озера Жигулевских гор. – В сб. «Сокровища Волжской природы. Заповедные и памятные места Куйбышевской области». Куйбышев, Куйбышевское книжное издательство, стр. 153-155.
Новоженин Ю.Х. 1986. Озера Жигулевских гор. – В сб. «Памятники природы Куйбышевской области». Сост. В.И. Матвеев и М.С. Горелов. Куйбышев, Куйбышевское книжное изд-во, стр. 88.
Новоженин Ю.Х. 1995. Озера Жигулевских гор. – В сб. «Зеленая книга» Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области». Сост. Захаров А.С., Горелов М.С. – Самара: Кн. изд-во, стр. 143-144.
Ососков Н.А., Коротаев К.А., Гаврилов Н.Г., Сырнев И.Н. 1901. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. – В кн. «Россия», т.6. СПб. Тип. А.Ф. Девриена, стр. 1-599.
Павлов А.А. 1957. Гигиеническая оценка прудов и водоемов в Куйбышевской области. – В сб. «Труды Куйбышевского мединститута. Том VII. Куйбышев, Куйбышевский государственный медицинский институт», стр. 134-148.
Павлов С.И. 1995. Озеро Большое Шелехметское и Клюквенное болото. – В сб. «Зеленая книга» Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области». Сост. Захаров А.С., Горелов М.С. Самара: Кн. изд-во, стр. 140-141.
Паллас П.С. 1773. Путешествие по разным провинциям Российской империи, ч.1. СПб.
Памятники природы Куйбышевской области. Сост. В.И. Матвеев, М.С. Горелов. Куйбышев. Куйб. кн. изд-во. 1986. 160 с.
Природа Куйбышевской области. Куйбышев, Облгосиздат. 1951. 405 с.
Природа Куйбышев
xn—-7sbbaazuatxpyidedi7gqh.xn--p1ai
Каменная чаша — ландшафтный комплекс в Жигулёвских горах. Находится на территории Жигулёвского заповедника в Самарской области России.
Каменной чашей называют расширение Ширяевского оврага в месте впадения в него Каменного оврага в 10 км от села Ширяево. В центре гор образуется большое углубление, окружённое горными гребнями.
Это горное образование, окаймленное пятью склонами гор и пятью оврагами: с северо-запада — овраг Колоды (Ключи), с севера — овраги Соляный и Каменный, с юго-востока — Ширяевский, с юго-запада — Безымянный. Окружающие Каменную чашу вершины имеют высоты 301, 306, 304, 297 и 249 метров, образуя по форме некое подобие котла.
Добраться до урочища можно на автомобилях по дороге у подножия Жигулей от села Ширяево либо пешком через горы от посёлка Солнечная поляна.
На склонах горы имеются три источника. Это единственное место, где на вершинах Жигулей пробивается чистая родниковая вода. По преданию сюда стекают слёзы Хозяйки Жигулёвских гор, оплакивающей своё одиночество. Раньше вода стекала вниз до места соединения оврагов, где и наполняла небольшое каменное образование. Возможно поэтому место и названо Каменной чашей.
Один из источников, бьющий из камня на высоте 175 метров, считается чудотворным. Он получил название «Источник Николая Чудотворца». Считается, что вода из него приносит здоровье и долголетие.
Никольский родник проистекает из западного склона Каменного оврага. Вода поступает из плиоценовых отложений кайнозойской эры (эпоха неогенового периода, начавшаяся 5,332 миллиона лет назад). Скорость поступления воды составляет примерно 4,5 литра в минуту, а ее температура +5 градусов. Вода по всем показателям соответствует ГОСТу, присутствие повышенного количества аммиака указывает на близкое расположение нефтеносных районов.
По благословению архиепископа Самарского и Сызранского источник Николая Чудотворца входит в маршрут паломничества по святым местам Самарской области. В 1998 году рядом с источником был установлен камень в честь Николая Угодника, а затем возведена деревянная часовня. Неизвестными вандалами в 2000 году часовня была сожжена, но уже в 2002 году верующими Тольятти и Жигулёвска была возведена заново, уже каменная.
Каждый год Каменную чашу посещают более 2000 человек. Реклама и популяризация источника сыграла не на пользу. Улучшенная дорога от села Ширяево привела к увеличению желающих проехать на личных автомобилях, организовать пикник на территории Жигулёвского заповедника. У источника при хорошей погоде стало шумно, многолюдно и намусорено. Приезжие выстраиваются в целую очередь «за благодатью». Исчезают окружавшие Каменную чашу уникальные растения, внесённые в Красную книгу, больше не приходят на водопой дикие животные.
Экологи регулярно пытаются ограничить посещение Каменной Чаши или хотя бы ввести плату за посещение.
В 1968 году в Каменной Чаше состоялся первый фестиваль бардовской песни, посвященный Валерию Грушину, однако потом фестиваль проводился в иных местах.
Каменная чаша упоминается в многочисленных легендах Жигулёвских гор. Так в легенде «Утёс Шелудяк» рассказывается о сподвижнике Степана Разина Фёдоре Шелудяке, который не желая сдаваться царским войскам бросился с утёса на камни. Но камни раздвинулись и попал Фёдор к Хозяйке гор. Долго жил в подземелье, но не радовал его каменный плен и умер он в тоске. С тех пор и плачет Хозяйка Жигулей, а слёзы её текут в Каменную чашу.
Встречаются и другие легенды о зарытой в землю от врагов чаше из храма, которая превратилась в источник и не далась в руки.
wiki.sc
Каменной чашей называют расширение Ширяевского оврага в месте впадения в него Каменного оврага в 10 км от села Ширяево В центре гор образуется большое углубление, окружённое горными гребнями
Это горное образование, окаймленное пятью склонами гор и пятью оврагами: с северо-запада — овраг Колоды Ключи, с севера — овраги Соляный и Каменный, с юго-востока — Ширяевский, с юго-запада — Безымянный Окружающие Каменную чашу вершины имеют высоты 301, 306, 304, 297 и 249 метров, образуя по форме некое подобие котла
Добраться до урочища можно на автомобилях по дороге у подножия Жигулей от села Ширяево либо пешком через горы от посёлка Солнечная поляна
На склонах горы имеются три источника Это единственное место, где на вершинах Жигулей пробивается чистая родниковая вода По преданию сюда стекают слёзы Хозяйки Жигулёвских гор, оплакивающей своё одиночество Раньше вода стекала вниз до места соединения оврагов, где и наполняла небольшое каменное образование Возможно поэтому место и названо Каменной чашей
Один из источников, бьющий из камня на высоте 175 метров, считается чудотворным Он получил название «Источник Николая Чудотворца» Считается, что вода из него приносит здоровье и долголетие
Никольский родник проистекает из западного склона Каменного оврага Вода поступает из плиоценовых отложений кайнозойской эры эпоха неогенового периода, начавшаяся 5,332 миллиона лет назад Скорость поступления воды составляет примерно 4,5 литра в минуту, а ее температура +5 градусов Вода по всем показателям соответствует ГОСТу, присутствие повышенного количества аммиака указывает на близкое расположение нефтеносных районов
По благословению архиепископа Самарского и Сызранского источник Николая Чудотворца входит в маршрут паломничества по святым местам Самарской области В 1998 году рядом с источником был установлен камень в честь Николая Угодника, а затем возведена деревянная часовня Неизвестными вандалами в 2000 году часовня была сожжена, но уже в 2002 году верующими Тольятти и Жигулёвска была возведена заново, уже каменная
Каждый год Каменную чашу посещают более 2000 человек Реклама и популяризация источника сыграла не на пользу Улучшенная дорога от села Ширяево привела к увеличению желающих проехать на личных автомобилях, организовать пикник на территории Жигулёвского заповедника У источника при хорошей погоде стало шумно, многолюдно и намусорено Приезжие выстраиваются в целую очередь «за благодатью» Исчезают окружавшие Каменную чашу уникальные растения, внесённые в Красную книгу, больше не приходят на водопой дикие животные
Экологи регулярно пытаются ограничить посещение Каменной Чаши или хотя бы ввести плату за посещение
В 1968 году в Каменной Чаше состоялся первый фестиваль бардовской песни, посвященный Валерию Грушину, однако потом фестиваль проводился в иных местах
Каменная чаша упоминается в многочисленных легендах Жигулёвских гор Так в легенде «Утёс Шелудяк» рассказывается о сподвижнике Степана Разина Фёдоре Шелудяке, который не желая сдаваться царским войскам бросился с утёса на камни Но камни раздвинулись и попал Фёдор к Хозяйке гор Долго жил в подземелье, но не радовал его каменный плен и умер он в тоске С тех пор и плачет Хозяйка Жигулей, а слёзы её текут в Каменную чашу
Встречаются и другие легенды о зарытой в землю от врагов чаше из храма, которая превратилась в источник и не далась в руки
каменная чаша, каменная чаша для костра, каменная чаша самара
Каменная чаша
Каменная чаша
Каменная чаша Вы просматриваете субъект
Каменная чаша что, Каменная чаша кто, Каменная чаша описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Координаты: 53°24′21.75″ с. ш. 49°55′12.94″ в. д. / 53.406042° с. ш. 49.920261° в. д. (G) (O)53.406042, 49.920261 (Каменная чаша) Каменная чаша — ландшафтный комплекс в Жигулёвских горах. Является памятником природы и ценным природным объектом Самарской области.
Каменной чашей называют расширение Ширяевского оврага в месте впадения в него Каменного оврага в 10 км от села Ширяево. В центре гор образуется большое углубление, окружённое горными гребнями.
Добраться до урочища можно на автомобилях по дороге у подножия Жигулей от села Ширяева либо пешком через горы от Солнечной Поляны.
На склонах горы имеются три источника. Это единственное место, где на вершинах Жигулей пробивается чистая родниковая вода. По преданию сюда стекают слёзы Хозяйки Жигулёвских гор, оплакивающей своё одиночество. Раньше вода стекала вниз до места соединения оврагов, где и наполняла небольшое каменное образование. Возможно поэтому место и названо Каменной чашей.
Вода температурой в +5 °C по всем показателям соответствует ГОСТ.
Один из источников, бьющий из камня на высоте 175 метров, считается чудотворным. Он получил название «Источник Николая Чудотворца». Считается, что вода из него приносит здоровье и долголетие.
По благословению архиепископа Самарского и Сызранского источник Николая Чудотворца входит в маршрут паломничества по святым местам Самарской области. В 1998 году рядом с источником был установлен камень в честь Николая Угодника, а затем возведена деревянная часовня. Неизвестными вандалами в 2000 году часовня была сожжена, но уже в 2002 году верующими Тольятти и Жигулёвска была возведена заново, уже каменная.
Каждый год Каменную чашу посещают более 2000 человек. Реклама и популяризация источника сыграла не на пользу. Улучшенная дорога от села Ширяево привела к увеличению желающих проехать на личных автомобилях, организовать пикник на территории Жигулёвского заповедника. У источника при хорошей погоде стало шумно и многолюдно и намусорено. Приезжие выстраиваются в целую очередь «за благодатью». Исчезают окружавшие Каменную чашу уникальные растения, внесённые в Красную книгу, больше не приходят на водопой дикие животные.
Экологи регулярно пытаются ограничить посещение Каменной Чаши или хотя бы ввести плату за посещение.
В 1968 году в Каменной Чаше состоялся первый фестиваль бардовской песни, посвященный Валерию Грушину, однако потом фестиваль проводился в иных местах.
Каменная чаша упоминается в многочисленных легендах Жигулёвских гор. Так в легенде «Утёс Шелудяк» рассказывается о сподвижнике Степана Разина Фёдоре Шелудяке, который не желая сдаваться царским войскам бросился с утёса на камни. Но камни раздвинулись и попал Фёдор к Хозяйке гор. Долго жил в подземелье, но не радовал его каменный плен и умер он в тоске. С тех пор и плачет Хозяйка Жигулей, а слёзы её текут в Каменную чашу.
Встречаются и другие легенды о зарытой в землю от врагов чаше из храма, которая превратилась в источник и не далась в руки.
Современные авторы тоже уделяют Каменной Чаше место в своём творчестве [1]
dal.academic.ru