Menu

Как правильно повесить транспондер – Инструкция по установке и эксплуатации транспондера

Содержание

Инструкция по установке и эксплуатации транспондера «T-pass»

Каждый водитель, решивший использовать транспондер «T-pass», должен знать правила его установки – ведь от этого зависит нормальное функционирование данного устройства. На первый взгляд все кажется довольно простым, поскольку транспондер нужно всего лишь установить на лобовое стекло автомобиля.

Но тут есть свои нюансы, поскольку если прикрепить аппарат не в специальной зоне действия радиосигнала, то списания средств при проезде через пункт взимания платы (ПВП) происходить не будет. Водителю придется останавливаться, чтобы оплатить проезд по платному участку дороги через кассу.

Поэтому устанавливать транспондер нужно правильно:

  • В легковом автомобиле он закрепляется за зеркалом заднего вида на лобовом стекле. В грузовых машинах – на том же лобовом стекле внутри автомобиля, но внизу, сразу над дворниками.
  • Особое внимание при установке транспондера нужно проявлять владельцам машин с атермальным покрытием лобовых стекол (то есть с напылением из ионов серебра).
    Такая защитная пленка не пропускает сквозь себя никакие сигналы, поэтому транспондер нужно прикрепить в специальной зоне, где такого покрытия нет. Находится она в указанном районе зеркала заднего вида на лобовом стекле и легко определяется визуально.

Важно! При определении местоположения транспондера учитывайте, что он должен находиться примерно в полутора метрах от поверхности дороги.

Принцип действия транспондера таков: он передает сигнал, который улавливается антенной ПВП. Сигнал может быть пойман аппаратурой на ПВП не далее чем в 10 м от пункта оплаты. Чтоб проехать через заграждение без проблем, водитель должен соблюдать расстояние перед идущей впереди машиной – не менее 2 м.

Только тогда через пункт оплаты без остановки сможете проехать только вы. Иначе вплотную проезжающий перед вами автомобиль тоже сможет проехать через заграждение, т.к. шлагбаум будет поднят по сигналу вашего транспондера.

При установке данного аппарата владельцу автомобиля важно соблюдать следующие правила:

  1. Подготовьте место для крепления транспондера – оно должно быть чистым, сухим и обезжиренным. Для этого протрите стекло мягкой тканью с использованием специальных средств. Чтобы аппарат хорошо держался на стекле, оно не должно быть ледяным в момент крепления – при необходимости прогрейте его до +15.
  2. Примерьте, как будет располагаться транспондер. Он должен находиться в горизонтальном положении, антенной к стеклу (ни в коем случае не в обратном направлении, иначе передатчик работать не будет), и только потом аккуратно снимайте защитное покрытие с крепления. Установите устройство, не дотрагиваясь до липкой основы крепежа. Проверьте, чтобы транспондер был полностью приклеен к стеклу.
  3. После фиксации транспондера на стекле, подержите его несколько секунд рукой в таком положении – для лучшего сцепления поверхностей.

Если по какой-то причине аппарат нужно будет извлечь из салона автомобиля (например, для передачи работникам ПВП или Центра продаж и обслуживания), то следует просто осторожно снять его с удерживающего крепления.

Внимание! Как и любое техническое устройство, транспондер не выдерживает воздействия воды или химических средств; его нельзя ронять, ударять или иным образом повреждать механически, а также разбирать. Каждый водитель должен внимательно ознакомиться с инструкцией по установке данного устройства, чтобы не иметь проблем с его эксплуатацией.

Все автовладельцы должны знать, что означают звуковые сигналы, подаваемые транспондером. При проезде через пункты взимания платы, аппарат может издавать от одного до четырех сигналов.

Они символизируют, произведена ли оплата за проезд, а также уведомляют о состоянии счета водителя:

  • Если при проезде через ПВП транспондер не издал ни одного звука, значит, деньги со счета списаны не были.
  • Если вы услышите один звуковой сигнал – ваше приемно-передающее устройство было обнаружено аппаратурой пункта оплаты, и перевод денег осуществлен благополучно.
  • Два сигнала, издаваемых транспондером при пересечении ПВП – это тоже хороший знак, поскольку он символизирует успешную оплату проезда, но предупреждает водителя о том, что денежных средств на его счете, после списания средств, осталось совсем мало.
  • Если ваш транспондер подал вам сразу четыре сигнала, это означает, что оплата проезда посредством списания средств со счета невозможна. Причиной тому могут быть как неполадки в работе самого аппарата, так и недостаточное количество денег на счете.

Например, если вы неверно установили транспондер на автомобиль с атермальной защитной пленкой, работать он не будет. Точно также невозможно списать деньги со счета устройства, если оно не активировано.

Активируется транспондер по истечении от получаса до двух часов (максимум – в течение суток) с того момента как вы положили деньги на его счет. Поэтому если вам предстоит платная поездка, заранее позаботьтесь о пополнении счета.

Важно! Неправильная работа транспондера может быть связана и с тем, что в салоне он не является единственным устройством.

Если у вас в машине два и более транспондера, деньги могут списываться с любого из них (или с обоих сразу) независимо от вашей воли и желания. В этом случае одно из устройств заранее нужно убрать в специальный пакет с zip застежкой (продаются в центрах продаж и в интернет – магазинах). Это гарантия того, что проезжая через ПВП у вас не возникнет никаких недоразумений с оплатой. Точно так же стоит убирать транспондер в пакет, если вы хотите оплатить проезд через кассу самостоятельно, не прибегая к помощи данного устройства.

Если проехать в обычном режиме с использованием транспондера через пункт оплаты не получается, вам придется осторожно отсоединить его, и, обратившись в кассу ПВП, попросить сотрудника списать плату за проезд с устройства вручную.

avtodor-lk.ru

Как установить транспондер на лобовое стекло автомобиля?

Транспондер для автомобиля, говоря простым языком, – это миниатюрный аксессуар, внутри которого расположен чип с достаточным количеством памяти. Он не нуждается в постоянном источнике питания, поскольку не сохраняет информацию, а лишь передает сигнал. Внутри устройства расположен сердечник, обмотанный специальной проволокой. Такая же проволока встречается в большинстве электрических моторов. Как установить транспондер на лобовое стекло автомобиля? Ответ вы найдете ниже.

Транспондеры и их виды

Имеется несколько типов транспондеров, которые пользуются спросом. Первый работает по принципу электрического взаимодействия. Достоинством такого прибора по праву считается внушительная дальность импульсов. Она достигает приличных расстояний — до нескольких километров. Такое специализированное оборудование обычно используется для идентификации самолетов, поездов и различных других систем. Второй тип транспондеров работает по принципу взаимодействия магнитных полей. Они применяются заводами-производителями антиугонных систем и транспортных средств. Основным преимуществом таких транспондеров является работа на частоте 125 килогерц и отсутствие необходимости в питании.

В автомобильном транспорте транспондеры часто устанавливают также с целью быстрого проезда специальных пунктов оплаты, которые размещены на платных автомобильных дорогах, парковках и т. д.

Существуют еще транспондеры другого назначения: для поиска лыжников в завалах, утерянных ключей и др.

Принцип работы устройства

Транспондер призван обеспечить надежную защиту автомашины от угона. Как это работает? В тот момент, когда автовладелец вставляет ключ зажигания и переводит его в положение «Open», прибор тотчас принимает сигнал из центральной системы управления автомобилем. Оборудование в течение нескольких долей секунды обрабатывает полученную информацию и возвращает сигнал. Если он распознается как «родной», то транспортное средство можно завести без каких-то проблем. В противоположном случае этого сделать не удастся. Угнать транспортное средство с такой противоугонной защитой сложнее, так как перед злоумышленником встает задача не только нейтрализовать сигнализацию, но и вывести из рабочего состояния транспондер (или отключить защиту путем подбора нужного сигнала). Все это занимает очень много времени, что явно не «на руку» угонщику.

Кроме того, транспондеры облегчают проезд через специальные пункты на платных автодорогах, как было выше упомянуто.

Как установить транспондер на лобовое стекло?

Устройство закрепляется на ветровом (переднем) стекле машины с помощью кронштейна (идет в комплекте).

На некоторых транспортных средствах имеются защитные покрытия, которые не способны пропускать сигналы с прибора. По этой причине устанавливать транспондер нужно за зеркалом заднего вида. Именно эта область предназначена для передачи / приема сигналов.

Поверхность в этом месте нужно очистить от загрязнений и обезжирить салфеткой, пропитанной жирорастворяющим веществом, а затем высушить. Во время монтажа температура окружающего воздуха должна быть не менее 15 градусов. Транспондер располагают в горизонтальном положении, с кронштейна снимается защитная пленка, после чего его плотно прикладывают к намеченному месту. Желательно зафиксировать кронштейн на 10-20 секунд для более прочного соединения со стеклом.

 

kto-chto-gde.ru

Как правильно установить транспондер. Как правильно установить. Kak-Delat-Pravilno.ru

  • Главная
  • Клиентские сервисы
  • Инструкция по установке и эксплуатации транспондера

Инструкция по установке и эксплуатации транспондера

Транспондер крепится на ветровое стекло транспортного средства при помощи кронштейна. Многие современные легковые автомобили имеют защитное покрытие на лобовом стекле. способствующее термоизоляции, не пропускающее сигналы устройства. Зона за зеркалом заднего вида предназначена специально для передачи радиосигналов с приемо-передающего устройства. Поэтому для успешного считывания сигнала рекомендуется устанавливать устройство в этой зоне.

Транспондер определяется антенной, установленной на каждой полосе Пункта взимания платы на расстоянии 10-ти метров. Во избежание открытия шлагбаума для впереди идущего транспортного средства, рекомендуется соблюдать дистанцию не менее 2-х метров .

Схема крепления транспондера на грузовой автомобиль

В грузовых автомобилях транспондер следует крепить в нижней части лобового стекла, под стеклоочистителями (дворниками)

1. Тщательно протереть поверхность салфеткой, обезжирить и высушить место на лобовом стекле транспортного средства для установки транспондера. Температура на поверхности стекла должна быть не ниже +15 `С.

2. Расположить транспондер необходимо горизонтально, прислонив его в обозначенное место на лобовом стеке. Снять защитную пленку с кронштейна не дотрагиваясь до нее и клейкой основой закрепить устройство.

3. Вся поверхность клейкой основы должна плотно соприкасаться с поверхностью стекла. Зафиксировать устройство на стекле в течение 10 секунд.

4. В случае необходимости, аккуратно отсоединить от держателя и передать сотруднику Пункта взимания платы или Центра продаж и обслуживания.

Закрепляйте Транспондер правильно!

Крепите устройство за кронштейн с клейкой поверхностью — антенной по направлению к ветровому стелу. Не переворачивайте устройство обратной (тыльной) стороной к лобовому стеклу — это может послужить причиной не считывания устройства антенной.
Транспондер следует разместить на высоте

1,5 метра от уровня дорожного покрытия, в зависимости от наличия атермального защитного покрытия лобового стекла.

В случае отсутствия возможности оплаты проезда с помощью транспондера на Пункте взимания платы — необходимо остановиться перед шлагбаумом у кабины кассира, аккуратно снять устройство и передать сотруднику для ручного считывания.

Транспондер Как установить

Установка Транспондера не требует специальных навыков и оборудования.
Следуйте инструкции: правильная установка необходима для корректного функционирования устройства!

Присоедините держатель к Транспондеру, активировав таким образом устройство

  • Снимите защитную пленку с держателя

  • Клейкой основой закрепите Транспондер горизонтально, предварительно обезжирив место установки прилагаемой к Транспондеру специальной салфеткой

  • Если Вы используете Транспондер в нескольких автомобилях, обратитесь в Офис продаж для получения дополнительного крепления. Аккуратно отсоедините устройство от держателя и повторите инструкцию по установке Транспондера в другом автомобиле

    Важно! Многие современные легковые автомобили имеют защитное покрытие на лобовом стекле, способствующее термоизоляции, не пропускающее сигналы устройства. Зона за зеркалом заднего вида предназначена специально для передачи радиосигналов с приемо-передающего устройства. Поэтому для успешного считывания сигнала рекомендуется устанавливать устройство в этой зоне.

    Если Вы управляете мотоциклом, присоедините держатель к Транспондеру, активировав таким образом устройство, и поместите устройство в нагрудный карман.

    Важно! Для получения дополнительной консультации по установке Транспондера обратитесь в Службу поддержки клиентов по телефону 8 800 775 10 00 или в Офис продаж.

    ПРОЕЗЖАЙТЕ БЕЗ ОСТАНОВОК

    Установите транспондер проезжайте пункты въезда и выезда с трассы без очереди.

    Особые случаи установки транспондеров на ветровых стеклах

    В транспортных средствах, указанных ниже, могут быть установлены ветровые стекла, содержащие оксид металла. Это может создавать помехи при считывании транспондера. Если вы не знаете, установлено ли такое стекло в вашем автомобиле, свяжитесь с дилером, у которого вы покупали его. Если ваш транспондер не считывается каждый раз при проезде по полосе, обратитесь в один из Пунктов продаж.


    *Свяжитесь с Пунктом продаж для определения надлежащего места крепления транспондера на автомобиляхMercedesBenzSClass2007-2012 г.г. с системой ночного видения.


    Фото с правильно установленными транспондерами на некоторых марках автомобилей

    Источники: http://avtodor-tr.ru/ru/klientskie-servisy/instrukciya-po-ustanovke-i-ekspluatacii-transpondera/, http://www.15-58m11.ru/transponder/setup/, http://m-road.ru/articles/89/


    Комментариев пока нет!

    www.kak-delat-pravilno.ru

    Как снять крепление транспондера со стекла. Что такое транспондер и как он работает на авто?

    Транспондер для автомобиля, говоря простым языком, – это миниатюрный аксессуар, внутри которого расположен чип с достаточным количеством памяти. Он не нуждается в постоянном источнике питания, поскольку не сохраняет информацию, а лишь передает сигнал. Внутри устройства расположен сердечник, обмотанный специальной проволокой. Такая же проволока встречается в большинстве электрических моторов. Как установить транспондер на лобовое стекло автомобиля? Ответ вы найдете ниже.

    Транспондеры и их виды

    Имеется несколько типов транспондеров, которые пользуются спросом. Первый работает по принципу электрического взаимодействия. Достоинством такого прибора по праву считается внушительная дальность импульсов. Она достигает приличных расстояний — до нескольких километров. Такое специализированное оборудование обычно используется для идентификации самолетов, поездов и различных других систем. Второй тип транспондеров работает по принципу взаимодействия магнитных полей. Они применяются заводами-производителями антиугонных систем и транспортных средств. Основным преимуществом таких транспондеров является работа на частоте 125 килогерц и отсутствие необходимости в питании.

    В автомобильном транспорте транспондеры часто устанавливают также с целью быстрого проезда специальных пунктов оплаты, которые размещены на платных автомобильных дорогах, парковках и т. д.

    Существуют еще транспондеры другого назначения: для поиска лыжников в завалах, утерянных ключей и др.


    Принцип работы устройства

    Транспондер призван обеспечить надежную защиту автомашины от угона. Как это работает? В тот момент, когда автовладелец вставляет ключ зажигания и переводит его в положение «Open», прибор тотчас принимает сигнал из центральной системы управления автомобилем. Оборудование в течение нескольких долей секунды обрабатывает полученную информацию и возвращает сигнал. Если он распознается как «родной», то транспортное средство можно завести без каких-то проблем. В противоположном случае этого сделать не удастся. Угнать транспортное средство с такой противоугонной защитой сложнее, так как перед злоумышленником встает задача не только нейтрализовать сигнализацию, но и вывести из рабочего состояния транспондер (или отключить защиту путем подбора нужного сигнала). Все это занимает очень много времени, что явно не «на руку» угонщику.


    Кроме того, транспондеры облегчают проезд через специальные пункты на платных автодорогах, как было выше упомянуто.

    Как установить транспондер на лобовое стекло?

    Устройство закрепляется на ветровом (переднем) стекле машины с помощью кронштейна (идет в комплекте).


    На некоторых транспортных средствах имеются защитные покрытия, которые не способны пропускать сигналы с прибора. По этой причине устанавливать транспондер нужно за зеркалом заднего вида. Именно эта область предназначена для передачи / приема сигналов.

    Поверхность в этом месте нужно очистить от загрязнений и обезжирить салфеткой, пропитанной жирорастворяющим веществом, а затем высушить. Во время монтажа температура окружающего воздуха должна быть не менее 15 градусов. Транспондер располагают в горизонтальном положении, с кронштейна снимается защитная пленка, после чего его плотно прикладывают к намеченному месту. Желательно зафиксировать кронштейн на 10-20 секунд для более прочного соединения со стеклом.

    На сегодняшний день владельцы электронных средств оплаты (БСК и Транспондеров) могут проезжать по платным участкам автодороги М4 «Дон» км 225 – км 517, оплачивая проезд в режиме как «остановка-проезд», так и в безостановочном режиме, по специально выделенным полосам.

    Также пользователи платных участков могут оплачивать за проезд банковскими картами.

    Приобрести электронные средства оплаты можно в «Центрах продаж и обслуживания», расположенные на 51, 71, 227, 322, 339 и 515 км автодороги М4 «Дон».

    Тарифы за проезд по участку такие же, как и при оплате наличными. см. «тарифы» .

    «T-card C помощью бесконтактной смарт-карты (БСК)

    При наличии бесконтактной смарт-карты с балансом, достаточным для проезда через ПВП, следует сделать кратковременную остановку у кабины кассира-оператора, положить карту денежный лоток или поднести БСК к специальному считывателю.
    После того, как кассир-оператор поднесет карту к считывающему устройству следует дождаться поднятия выездного шлагбаума, забрать карту БСК, после чего продолжать движение.

    «T-pass» C помощью радиопередающего устройства (транспондер).

    Транспортному средству (т/с), оборудованному транспондером, приближаясь к ПВП, следует снизить скорость движения до 10 км/ч.

    и продвижении т/с через въездной шлагбаум система активирует транспондер, считывает состояние баланса на устройстве и, при наличии достаточного количества средств, автоматически поднимает выездной шлагбаум, позволяя т/с беспрепятственно продолжать движение по участку трассы.

    Инструкция по установке и эксплуатации транспондера

    1. Аккуратно извлеките транспондер из упаковки. Тщательно протрите, обезжирьте и высушите место на лобовом стекле для установки транспондера.
    2. Снимите защитное покрытие с клейкой основы транспондера, не дотрагиваясь до нееУдерживая транспондер горизонтально, прислоните его в рекомендуемом месте к лобовому стеклу клейкой основой на 10 секунд.
    3. Вся поверхность клейкой основы должна плотно соприкасаться с поверхностью стекла.
    4. В случае необходимости, а также при возникновении проблем со считывание транспондера, он может быть аккуратно отсоединен от держателя для передачи оператору на ПВП.

    Транспондер рекомендуется устанавливать внутри транспортного средства на лобовом стекле.
    При установке, лобовое стекло должно быть сухим и его температура должна быть не ниже + 15о С, чтобы клей мог плотно закрепить транспондер на поверхности стеклаЛегковые ТС:

    Легковые ТС: Транспондер располагается на расстоянии не менее 7 см от верхнего края лобового стекла за зеркалом заднего вида.

    Грузовые ТС: Транспондер располагается ближе к нижнему краю лобового стекла так, чтобы вокруг него было около 10 см свободного пространства.Щетки стеклоочистителя не должны закрывать транспондер.

    Внимание!

    Антенна у транспондера направленная и находится со стороны кронштейна для крепления. Если не закреплять транспондер и держать его в руке или на панели, то необходимо держать его кронштейном вперёд

    Российские водители не совсем позитивно относятся к платным дорогам. С одной стороны, заплатив, ты получаешь возможность ехать по идеально ровной трассе, экономя при этом в разы больше горючего, нежели во время проезда по разбитой дороге. Но с другой сторо

    promstall.ru

    Как самому настроить спутниковую тарелку от и до

    Среди обычных, неподготовленных, пользователей существует мнение, что самостоятельно установить и настроить спутниковую систему почти нереально. На самом деле это вовсе не так. Ниже — простая инструкция для »чайников», о том, как самостоятельно установить и настроить спутниковую антенну без расчетов, сатфайндеров и прочих атрибутов профессионалов. Если Вы – профессиональный установщик, то нижеприведенный материал вряд ли будет представлять для Вас интерес.

    Хоть любую информацию сейчас можно найти в Сети, я все же попытался собрать всю основную информацию, полученную мной, на одной странице — для удобства. Просто попытаюсь своими словами и с картинками рассказать, как устанавливал и настраивал спутниковую систему я. Сразу скажу, что рассматривается установка ТОЛЬКО офсетной неповоротной антенны, а не прямофокусной или моторизованной. И еще — не исключен вариант того, что как бы вы не пытались — самостоятельно установить и настроить антенну может и не получиться. Тогда придется приглашать профессионального установщика. Мне трудно предположить, как такое может быть, но в форумах встречались люди, бьющиеся по паре дней в бесполезных попытках настроить антенну. В остальных же случаях самостоятельным выбором комплектующих и самостоятельной установкой можно сэкономить некоторую, порой немалую, сумму. Кроме всего прочего — лично мне было просто интересно самостоятельно все установить. Чем отличается установка и настройка системы «на глаз» от профессиональной установки? Почти ничем. За исключением более точного первоначального расчета (что позволяет значительно сэкономить время), система крепления и принцип настройки антенны-такие же.

    Предупреждение: все работы, связанные с высотой и  электричеством, опасны для жизни!!! Если хоть что-то вызывает малейшие опасения, не рискуйте, доверьтесь профессионалам !!! Самостоятельную установку вы производите на свой страх и риск!!! В любом случае помните о технике безопасности и о том, что все опасные высотные работы выполняют только профессионалы при наличии проверенных страховочных приспособлений !!!

    Телевизионный спутник – космический аппарат, находящийся на геостационарной орбите Земли и посылающий телевизионный сигнал на определенную территорию Земли посредством транспондера. Все спутники находятся в плоскости экватора, поэтому находятся на одной широте, но различаются по долготе. Кроме названия имеют еще и обозначение долготы. К примеру, Amos 4W означает, что спутник называется Amos и находится на 4-м градусе западной долготы (W-это West). Hotbird 13E-спутник Hotbird, находится на 13-м градусе восточной долготы (E-это East). Исходя из того, что спутники «закреплены» в определенных точках на орбите, они имеют и определенные зоны покрытия территории Земли.

    Транспондер – приемопередатчик, находящийся на спутнике. Характеризуется шириной и направленностью посылаемого луча и частотой вещания. Вещание ведется в двух основных диапазонах-C-Band и Ku-Band. В диапазоне C (4 ГГц) вещают в основном американские и российские спутники, в диапазоне Ku (10.700-12.750 ГГц)-европейские. Вещание ведется в линейной или круговой поляризациях. Которые в свою очередь различаются на вертикальную (V) и горизонтальную (H) для линейной поляризации и левую (L) и правую (R) для круговой поляризации. Когда говорят «сигнал c транспондера 11766H», подразумевают транспондер, вещающий на частоте 11766Мгц с горизонтальной
    поляризацией. Транспондеров на спутнике бывает от нескольких до десятков
    штук.

    Спутниковая антенна – основной элемент спутниковой системы абонента для получения сигнала со спутника. Если сказать простыми словами-антенна «собирает” слабый отраженный спутниковый сигнал по всей своей поверхности и фокусирует его в определенную точку, в которой устанавливается конвертор. Наиболее распространенные антенны-прямофокусные и офсетные. Прямофокусные представляют собой параболическое зеркало с фокусом в геометрическом центре, офсетные же имеют смещенный фокус (ниже геометрического центра антенны). Соответственно, конвертор у прямофокусной антенны установлен по центру, у
    офсетной-смещен к низу. Наибольшее распространение у обычных пользователей получили именно офсетные антенны. Они дешевы, просты в установке и настройке. Производятся антенны различных диаметров и из различных материалов. Материал, как правило-либо алюминиевый сплав, либо сталь. Бывают антенны неповоротные (жестко закрепленные) и антенны с актуатором (мотоподвесом). Мотоподвес поворачивает антенну на заданные углы и позволяет принимать сигнал с огромного количества спутников, находящихся в зоне видимости. Настраиваются последние для новичка не очень просто. Размер антенны выбирается индивидуально, в зависимости от мощности сигнала необходимого для просмотра спутника. Диаметр антенны необходимо подбирать с некоторым запасом, поскольку атмоферные осадки (сильный дождь, снег) создают существенные помехи спутниковому сигналу. Особенно это касается Ku-диапазона. Но при этом не нужно входить в крайности-если антенны диаметром 0,9м вполне хватает, совсем
    необязательно покупать антенну 1,5м-она и весит больше и ее площадь
    больше подвержена воздействию ветра.

    Конвертор – устройство, предназначенное для получения сигнала спутника, отраженного от антенны и устанавливаемое на соответствующем держателе в фокусе антенны. Основное предназначение конвертора- преобразовать частоту принимаемого спутникового сигнала (к примеру, для Ku-диапазона она от 10.7 до 12.75 ГГц) до промежуточной (900 — 2150 МГц), при которой затухание передаваемого в кабеле сигнала будет меньше. Поскольку мощность принимаемого спутникового сигнала очень мала, вторая важная задача конвертора-усилить ее до приемлимого уровня для приемного тракта ресивера. Поскольку любой конвертор вносит в сигнал свой уровень шумов, но является при этом малошумящим-его еще называют LNB (Low Noise Block). Конверторы бывают предназначенными для работы в линейной поляризации или круговой и выбираются в зависимости от того, в какой из поляризаций вещает спутник (к примеру популярные пакеты НТВ+ вещаются в круговой поляризации и универсальный конвертор линейной поляризации, несмотря на название «универсальный»-не годится для приема). Если конвертор универсальный-он переключается на заданную поляризацию напряжением 13/18 В, подаваемым ресивером. 13 В — вертикальная поляризация, 18 В — горизонтальная. Еще один нюанс : конверторы бывают с 1-м выходом, 2-мя, 4-мя, 8-ю. Исходя из того, сколько независимых точек просмотра будет установлено, конвертор с соответствующим кол-вом выходов должен быть установлен, поскольку все выходы конвертора независимые.

    Мультифид – держатель для дополнительного конвертора. Поскольку спутники расположены на геостационарной орбите сравнительно близко друг от друга (по
    определенным меркам), возможен одновременный прием сигнала на одну антенну при помощи мультифида с нескольких рядом расположенных спутников. Классический пример-3 спутника (Hotbird 13E, Sisius 4.8E, Amos 4W), принимаемые на 1 неповоротную антенну. Как правило, на основном (фокусном) держателе антенны устанавливается конвертор, настраиваемый на Sisius 4.8E, на 1-м мультифиде- конвертор на Hotbird 13E, на 2-м мультифиде- конвертор на Amos 4W.

    Дисек (DiseqC) – это устройство, переключающее сигнал с нескольких конверторов на 1 кабель. Поскольку одновременно ресивер может принимать сигнал лишь с одного спутника, соответствующий этому спутнику конвертор должен быть подключен к ресиверу. Именно этим и занимается дисек-он подключает к ресиверу
    необходимый в данный момент конвертор. Дисеки бывают разные, рассчитанные на работу по определенному протоколу. Протокол DiseqC 1.0 является однонаправленным и используется при кол-ве конверторов не более 4. DiseqC 2.0-то же самое, только двунаправленный и совместим с 1.0. DiseqC 1.1 используется для подключения бОльшего количества конверторов. Протокол 1.2 используется для управления позиционером.

    К входам и выходу дисека подключается коаксиальный кабель через F-коннекторы.
    Думаю, не стоит рассказывать о разъемах и кабеле-тут все понятно. Впрочем, кабель обязательно должен иметь волновое сопротивление 75 Ом, сделан из качественных материалов, выдерживающих серьезные температурные перепады и имеющим хорошую экранирующую оплетку. Материал жилы-сталь, медь, омедненная сталь-однозначно сказать что лучше вряд ли получится.

    Кронштейн антенны – простой металлический держатель, который крепится к стене (как правило) и к которому крепится антенна. Должен быть сделан максимально надежно, чтобы ветер не сорвал антенну.

    Спутниковый ресивер – устройство, принимающее спутниковый сигнал с конвертора и выводящее его на телевизор в виде привычной картинки со звуком Smile Выбор ресивера-самое непростое занятие при выборе спутниковой системы.
    Ресиверы бывают как для открытых некодированных каналов (FTA), так и для кодированных, с картоприемниками, со слотами для дополнительных модулей декодирования, с эмулятором, с различными видео выходами, с жестким диском и другими полезными и не очень функциями. Тут, как говорится, на любые предпочтения и любой кошелек. Есть один немаловажный момент: на сегодня активно вводится в эксплуатацию спутниковое вещание в HD формате (видео высокого разрешения) и в MPEG4. Ресиверы, поддерживающие данные форматы, стоят ,как правило, много дороже обычных. Поэтому перед покупкой спутниковой системы нужно определиться, какой контент вы будете смотреть и какой вам для этого нужен ресивер. Дешевые ресиверы, как правило, не отличаются высоким качеством изображения и звука, большой функциональностью и быстрым переключением каналов. Хотя бывают и исключения. Отдельный нюанс-эмулятор в ресивере. Как видно из его названия-эмулятор предназначен для програмного эмулирования работы смарт-карты. Для чего это нужно ? Огромное количество каналов с разных спутников защищены кодировками. Кодировки бывают различные-Viaccess, Seca, Irdeto, Nagravision, Biss и т.д. К примеру-вещается какой-то пакет каналов в кодировке Biss и вы хотите его смотреть (антенна настроена на
    нужный спутник), но при этом у вас нет смарт-карты. Тогда ищете в своем ресивере программный эмулятор (обычно это прописано в недокументированных возможностях) и включаете его. Вводите ключи доступа канала-и если все в порядке-смотрите его. Как правило, эмуляторы в современных ресиверах поддерживают несколько кодировок. Еще одно применение эмулятора-явление, именуемое в народе »шаринг»или «кард-шаринг». Да, и еще-при выборе ресивера следует обращать внимание на доступность и регулярность выходящего программного обеспечения. Проще говоря-прошивки. В новых прошивках, как правило, убираются возникающие ошибки, добавляются параметры спутников, транспондеров, новые коды для работы эмулятора и т.д.

    Для начала в течение некоторого времени я штудировал интернет для ознакомления с вопросом (поскольку я был полнейшим чайником и понятие о том, что такое дисек или транспондер имел весьма призрачное, но смотреть спутниковое ТВ при этом хотелось). Определился с тем, какой контент и с каких спутников я хочу смотреть (в конце этой статьи можно посмотреть на списки наиболее популярных в наших местах каналов и некоторые ссылки), что принимается в моем регионе и на какой диаметр антенны, а также ознакомился с советами бывалых, в числе которых большую помощь мне оказал Vladbel, за что ему отдельное спасибо Smile В итоге для
    просмотра были выбраны спутники Amos 4W, Sirius 4.8E, Hotbird 13E на одну антенну 0,95м и Eutelsat W4 36E на 0,85м. В качестве киевского магазина выбрал http://www.agsat.com.ua/ — все есть в одном месте и кроме всего прочего, они являются одним из рекомендуемых производителем Openbox продавцом оригинальной техники одноименной марки, а у меня душа лежала именно к Openbox Smile К слову-оба купленных мной в Агсате ресивера и купленные там же ресиверы для моих друзей были УЖЕ прошиты списками спутников и списками
    фаворитных каналов c популярных спутников 4W+5E(4.8E)+13E, причем касалось это не только Openbox’ов. Удобно тем, кто не хочет особо заморачиваться с набиванием фаворитов.

    Что было закуплено и какие были критерии выбора:

    • Офсетная антенна 0,95м пр-ва Харьков. Крашеная сталь. Для приема сигнала с Amos 4W, Sirius 4.8E, Hotbird 13E.
    • Офсетная антенна 0,85м пр-ва Харьков. Крашеная сталь. Для приема сигнала с Eutelsat W4 36E.
    • Ресивер Openbox X-810. Во-первых-у Опенбокса мощнейшая техническая
      поддержка (новые прошивки выходят чуть ли не каждые пару недель),
      во-вторых-отличное качество картинки, в-третьих-встроенный эмулятор,
      в-четвертых-поддержка LanComBox (для любителей «шаринга»Smile.
    • Три универсальных конвертора линейной поляризации SINGLE TITANIUM TSX 0,2dB. Заявлен малый уровень шумов.
    • Один конвертор круговой поляризации SINGLE Circular INVERTO IDLP-40SCIRCL для Eutelsat W4 36E (НТВ+).
    • Два мультифида.
    • Два кронштейна для антенн.
    • Дисек-переключатель сигнала с 4-х конверторов в 1 кабель, подключаемый к ресиверу.
    • Коаксиальный антенный кабель, волновое сопротивление 75 Ом, бухта 100м.
    • 10 антенных накручивающихся F-коннекторов.
    • 6 анкерных болтов »под гайку» 8х72, шайбы, гайки и гроверные шайбы.
    • Пластиковые самозатягивающиеся стяжки.
    • Стальной тросик с зажимами для закрепления на нем антенного кабеля и спуска его с крыши.
    • Пластиковая коробка для дисека.
    • Lanсombox — девайс для шаринга (кто хочет-может поискать любым поисковиком понятие «кард-шаринг»Smile.

    Бюджет всего этого добра составил 1346 гривен или ~$270.

    Антенна должна быть установлена в зоне прямой видимости южного направления. Прямой-значит что перед антенной не должно быть никаких препятствий в виде домов, деревьев и прочего. Именно по этой причине наиболее оптимальные места для установки антенн-балконы и крыши. Поскольку окна мои находятся на первом этаже и направлены далеко не на юг, решено было устанавливать антенны на крыше. Благо, что крыша моего типового панельного 9-ти этажного дома плоская-тем самым облегчалась установка (если свободного доступа к антенне с числом конвертором больше 1-го после установки ее на кронштейн не будет-то см. ниже *). Что мне понадобилось на крыше кроме антенн с их креплениями:

    • Перфоратор со сверлами с победитовыми наконечниками. Диаметр сверла выбирается чуть меньше, чем диаметр анкерного болта. Намного меньше – нельзя — анкер не войдет в стену. Больше — будет «болтаться» и его толком не получится затянуть.
    • Крестовидная отвертка.
    • Накидной ключ на 10.
    • Накидной ключ на 13.
    • Разводной ключ.
    • Молоток.
    • Нож для резки бумаг (для зачистки кабеля под коннекторы).
    • Кусачки.
    • Ресивер с пультом.
    • Маленький телевизор.
    • 220В с удлинителем на 3 розетки.

    Самые интересные вопросы-куда направлять антенны? Как определить направление? Как настроить антенны без сатфайндера (прибор для настройки спутниковых антенн-стоит от $400)? Поскольку в моем случае было решено производить настройку «на глаз», я решил определить направление логически просто-я всего-навсего посмотрел куда направлены антенны на соседней крыше и
    решил свои повернуть в том же направлении/

    Антенна с 3-мя конверторами-однозначно Sirius, Hotbird, Amos — у нас много таких и фирмы-установщики их в основном и ставят. Посмотрев на соседние дома-можно найти много таких и направлены они все в одном направлении. Именно поэтому у меня не возникло сомнений. Левее ее с одним конвертором-наверняка НТВшная-таких у нас тоже хватает. Если же у вас таких ориентиров нет, то дело хуже. Нужно определить южное направление и пытаться направлять антенну туда. Еще раз непременное условие-перед антенной ни в коем случае не должно быть никаких видимых преград в направлении спутника !!! Кроме всего прочего-в ситуации, когда антенна устанавливается под чьими-то балконами или козырьками-следите, чтобы
    потоки воды или снега с верхнего козырька не попадали прямиком на вашу антенну. Ничего хорошего для приема это не сулит.

    Вот к этой лифтовой шахте я и решил крепить свои антенны:

    Невзрачно, конечно, на крыше, но это не евроремонт в квартире Smile Определил
    место установки, разметил отверствия под кронштейны, просверлил их перфоратором, забил внутрь анкеры и закрепил кронштейны (дальнейшие этапы я не полностью фотографировал, поэтому почти все фото будут с уже установленных систем). Подробно останавливаться на фиксации кронштейнов не буду-думаю, что с этим все понятно, работа-механическая. Все же, если кто-то не знает, что такое анкерный болт, покажу как он выглядит:

    Он состоит из стакана и находящимся внутри него болта. Болт имеет резьбу под гайку с одной стороны и утолщающийся конус-с другой. Именно так, как на рисунке, слева-направо, аккуратно, чтобы не повредить резьбу под гайкой, его вбивают в  просверленное отверстие.

    Гайку рекомендую при этом ослабить, но не  откручивать до конца, иначе болт рискует полностью провалиться внутрь отверстия, потом не достанете. То же касается и надевания на болты кронштейна (гайки при этом все равно придется снять)-следите чтобы болты не провалились вовнутрь стакана, рекомендую их перед надеванием кронштейна максимально потянуть на себя или немного притянуть гайкой-чтобы конус немного вошел в стакан и болты не шатались. Стакан должен быть заподлицо со стеной, а резьба с гайкой, соответственно — снаружи отверстия.

    Принцип работы анкерного болта состоит в следующем : когда гайка начинает затягиваться ключом, она тянет болт внутри стакана наружу за счет резьбы. Находящийся на конце болта конус входит в стакан и максимально распирает его внутри отверстия. В итоге вырвать такой болт из стены-задача далеко нетривиальная. Именно поэтому вешать кронштейн рекомендуется на саморасклинивающиеся анкерные болты, а не на шурупы с пластиковыми дюбелями.

    Впрочем, выбор крепления-личное дело каждого. Единственное-если все же будете выбирать анкеры-смотрите на их качество, в частности на материал и толщину стакана. Потому что слишком хлипко сделанные анкеры и держать будут соответственно.

    При установке на балконе можно вообще просверлить стену и продеть через нее нарезанные резьбой прутки соответствующей длины (такие продаются в магазинах). Закрепляются с обеих сторон гайками.

    Вернусь к установке.

    Первой настраивалась антенна с 3-мя конверторами на Sirius, Hotbird, Amos, второй-на Eutelsat 36E. Вначале кронштейны были прикручены на винтовые анкерные болты, позже я их сменил на гаечные. Винтовые оказались ненадежными. На фото видны первые неудачные попытки в виде оставшихся отверстий. Кронштейны к тому времени тоже перекрасил для усиления изначальной покраски:

    Дальше на кронштейны были «надеты» антенны, вот крепление одной из них (они идентичны):

    На приведенном выше фото антенна уже в сборе, с конверторами, кабелем и т.д. Изначально же просто собиралась антенна, вешалась на кронштейн, а конверторы с кабелем цеплялись уже потом. Тонкий металлический тросик-он просто был у меня лишний и я продел его через крепление антенны и  прикрутил к стойке лифтовой шахты на случай, если ветер вырвет анкеры, чтобы антенна не спикировала с крыши Smile На самом деле, это практически нереально, но пусть будет-так мне подумалось. Для настройки антенны в вертикальной и горизонтальной плоскостях требуется зажимать крепление настолько, чтобы антенна самостоятельно не изменяла свой наклон, но при этом ее с некоторым усилием можно было перемещать в плоскостях. Вот эти гайки до окончательной настройки сильно не
    затягиваются:

    Не зажатый левый винт дает настраивать антенну в вертикальной плоскости, 2
    не зажатых правых-поворачивать антенну относительно кронштейна в горизонтальной плоскости.

    Далее на центральный держатель конвертора антенны надеваются оба мультифида, во все держатели вставляются конверторы, и все затягивается так, чтобы конверторы в мультифидах можно было с некоторым усилием поворачивать во всех
    плоскостях(кабели к конверторам подключаются позже). На фото ниже видно что собой представляют мультифиды и как они крепятся:

    После этого начинается процесс настройки. К центральному конвертору прикручивается F-коннектором отрезок кабеля пару метров длиной, второй конец кабеля прикручивается к ресиверу. С какого-то сайта у меня есть картинки, что такое F-разъем и как его правильно накручивать на кабель.

    Вот они:

    Ресивер подключается к телевизору, только после этого включается питание 220В. Немаловажный момент-при накручивании на кабель F-коннектора необходимо тщательно следить, чтобы тонкие проводнички экранирующей оплетки кабеля не замкнулись с ценральной жилой, иначе можно вывести из строя ресивер !!!

    Включаю телевизор, ресивер, захожу в меню Установка-Поиск каналов. В списке спутников слева выбираю Sirius 2/Ku 4.8E-именно на этот спутник будет настроен жестко закрепленный центральный конвертор. Справа в меню выбираю:

    • LNBP: Вкл. (включить питание конвертора)
    • LNBP Type : Universal (универсальный тип конвертора, согласно купленным мною)
    • LNBP Freq : 10600/9750 (указано на конверторах)
    • 22Khz: Авто (сигнал для переключения дисека-так и оставляю)
    • DISEqC : None (так и оставляю, поскольку сигнал подключен пока напрямую, а не через дисек)

    Далее желтой кнопкой пульта захожу во подменю Транспондер и выбираю транспондер, на котором буду искать сигнал (советую заранее выписать себе несколько транспондеров выбранных со спутников с различными поляризациями и РЕАЛЬНО РАБОТАЮЩИМИ бесплатными каналами (FTA). Список можно найти по ссылкам ниже.

    К примеру, в моем случае, для начала, это будет транспондер 11766H, вещающий на частоте 11766МГц с горизонтальной поляризацией. Для удобства, качество сигнала можно вывести на полный экран кнопкой Info. Ориентироваться буду по нижней шкале «Качество»:

    Что мы видим на этом фото? Безрадостную картину, качество сигнала — 0% ! Собственно говоря, а чего следовало ожидать? Антенна ведь пока «смотрит» в сторону спутника очень приблизительно.

    Дальше наступает самый непростой момент, требующий немалой выдержки — это настройка антенны в плоскостях. Почему необходима выдержка — буквально несколько миллиметров, и сигнала не будет. Не то что он будет плохим, а его не будет вовсе! Настройка заключается в следующем-необходимо установить антенну в некотором вертикальном положении, в моем положении оно было приблизительно таким:

    После этого нужно очень-очень плавно вращать антенну в горизонтальном направлении и при этом внимательно смотреть на шкалу качества, вначале-в одну сторону, и если шкала не меняется с 0, то в другую. Когда обнаруживается, что шкала качества выросла хотя бы до 10-15 — это уже первая удача, можно остановиться и передохнуть. Если же во всей горизонтальной плоскости найти сигнал не удается, нужно немного изменить вертикальный угол антенны и начинать снова перемещение в горизонтальной плоскости до появления сигнала. Когда сигнал найден хоть какой-то: теперь нужно пытаться еще более плавно перемещать антенну влево-вправо и добиваться максимального уровня качества сигнала. Добившись этого, нужно попробовать добиться еще большего сигнала очень плавным перемещением антенны вверх-вниз. После этого можно попробовать по
    чуть-чуть поворачивать конвертор вокруг своей оси в держателе (на конверторе для этого нанесены метки):

    Добиться максимального сигнала можно ТОЛЬКО совокупностью всех этих регулировок. Еще нюанс — если не получается найти сигнал ни при каких условиях, а вы 100 раз все перепроверили, в том числе настройки ресивера, имеет смысл попробовать другой конвертор, возможно этот — неисправен. Получаю максимальный уровень сигнала, какой только удается вытянуть:

    Казалось бы, можно успокоиться и затягивать все регулировочне винты? Как бы не
    так! Ведь настройка производилась для транспондера, вещающего в горизонтальной поляризации (на картинке в конце 2-й сроки есть буква H), а нужно еще настроить какой-нибудь транспондер в вертикальной (V) поляризации:

    В моем случае поворот конвертора в держателе против часовой стрелки помог добиться лучшего качества сигнала в вертикальной поляризации.

    После этого можно просканировать транспондеры (ищите в документации с своему
    ресиверу, как это сделать) и визуально посмотреть, принимаются ли каналы и соответствуют ли они выбранному спутнику:

    Когда сигналы в горизонтальной и вертикальной поляризациях максимальны из
    того, что можно вытянуть, необходимо туго-натуго затянуть все регулировочные недожатые гайки. И тут есть один неприятный момент — затягиваешь гайку, антенна при этом чуть меняет свое направление, а качество сигнала может ощутимо уходить! Так что затягивать тоже нужно очень аккуратно. Все, антенна и первый конвертор настроены. Выключаю ресивер из розетки, накручиваю кабель с центрального конвертора на конвертор слева (на тот, что на мультифиде, если смотреть на антенну
    спереди), включаю все, в меню выбираю Hotbird 13E, те же настройки меню справа, что и для Сириуса, выбираю рабочий транспондер и пытаюсь настроить максимальное качество сигнала. Только в этот раз регулирую не антенну, а сам конвертор на мультифиде. Он может перемещаться во всех плоскостях по отношению к фокусу антенны-влево, вправо, вверх, вниз, вперед, назад:

    Все гайки затягиваются, когда сигнал максимален. Не забываю про проверку в
    обоих поляризациях. Сканирую транспондеры Хотберда и проверяю какие-нибудь бесплатные каналы визуально.

    Снова все выключаю, перекручиваю кабель на 3-й конвертор, включаю все, выбираю Amos 4w и произвожу настройку для него. Все аналогично. После этого настройку первой антенны можно считать оконченной.

    Вторая антенна. Которую я собираюсь настроить на Eutelsat W4 36E (НТВ+). Тут проще — конвертор один. Причем поскольку он круговой поляризации — не очень важно, как он будет развернут внутри держателя. Лучше всего-кабелем вниз, чтобы на нем не скапливались осадки:

    Соответственно нужно настроить антенну в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Все выключаю, перекручиваю кабель на этот конвертор. Настройки согласно купленному конвертору такие:

    Настраиваю вторую антенну, проверяю антенну в обоих поляризациях на разных
    транспондерах. Поскольку конвертор рассчитан на круговую поляризацию, проверяются не на H и V, а на L и R (левая и правая).

    Вот и все. Можно все выключать. Теперь нужно сделать коммутацию сигнала через дисек.

    DiSeqC

    У моего дисека есть 1 выход на ресивер, обозначаемый REC и 4 входа для
    конверторов, именуемые 1,2,3,4. Конверторы подключаю так:

    1. Sirius
    2. Hotbird
    3. Amos
    4. Eutelsat

    С подключением все просто — к каждому конвертору подключается отрезок
    кабеля, подключаемый к соответствующему входу дисека. Если устанавливаетя одна антенна с 1-м конвертором, то и дисек не нужен. Если одна антенна на 2 конвертора и у дисека будут свободны 2 порта-ничего страшного. Дисек устанавливается недалеко от антенн и желательно, заключается в водонепроницаемую коробку (я покупал в магазине электротоваров), для того, чтобы на него не попадали осадки :

    В днище коробки для дисека желательны отверствия для вентиляции. Острые
    углы изгибов кабеля не допускаются! F-коннекторы на конверторах закрываются или входящими с комплект колпачками или термоусадочной трубкой :

    Кстати, на вышеприведенном фото видны расстояния между конверторами и углами их наклона. Справа-антенна, направленная на Eutelsat W4.

    Настраиваю в меню ресивера протокол дисека (в моем случае 1.0) и распределение конверторов согласно входам (портам) дисека:

    На картинках видно, каким входам (портам) дисека какие назначены конверторы (на какой спутник). 0/12V : Вкл. только для LanComBox’а. Если у вас его нет, то и включать 12В не нужно. Сохраняю изменения, проверяю, все ли входы дисека работают (т.е. на всех ли настроеных спутниках есть сигнал).

    У кого-то может возникнуть вопрос: «а почему сразу не подключить все конверторы к дисеку, все входы прописать и настраивать антенны?» Ответ простой — при реально неработающем дисеке вы убьете ОЧЕНЬ много времени и нервов, пытаясь астроить сигнал, который нельзя будет найти по определению. Кроме всего прочего, без дисека вы быстрее определите, рабочий ли конвертер вы купили.

    Кабеля притягиваю стяжками, чтобы ничего не болталось. Остается не в натяжку
    прикрепить кабель к тросику, тросик спустить вниз и натянуть. Развести в квартире кабель, подключить ресивер, телевизор и смотреть спутниковое ТВ Smile

    Вот в итоге, что у меня получилось на крыше:

    *- Если к антенне после установки ее на кронштейн не будет доступа:

    когда конвертор на антенне один-тут все ясно, ничего сложного-он закрепляется
    жестко на антенне, антенна вывешивается за окно (или еще куда-то) на кронштейн, и настраивается в вертикальной и горизонтальной плоскостях все из того же окна (вернитесь к предупреждению в начале инструкции !!!). Что же делать, если необходимо настроить еще 1 дополнительный конвертор (или больше) на мультифиде? На даче я поступил так: привинтил кронштейн к старой высокой тумбе, надел на него собранную антенну, поставил все эту конструкцию перед широко распахнутым окном и так и настраивал. Кстати, курьезный момент-с первым же включением, с приблизительными наклонами антенны, без дополнительной настройки, я получил уровень качества на Сириусе больше 70%! Глазам не поверил. Словом-в таком виде настроил все 3 конвертора, тщательно все позажимал, перевесил кронштейн за окно и повесил на него антенну с уже настроенными конверторами. Осталось только настроить ее в плоскостях.

    Немаловажный момент при высотной установке спутниковых антенн: кроме техники безопасности и страховки себя в первую очередь, при вывешивании антенны на кронштейн или мачту всегда стра****те и антенну. Просто представьте
    себе, что может вытворить с головой случайного прохожего или с кузовом дорогущей BMW спланировавшая с высоты антенна.

    Еще кое-что-устанавливаемые на крыше антенны многие советуют заземлять,
    однако некоторые установщики — ярые противники этого. Я же склоняюсь к выводу, что заземление антенны все же не помешает.

    Ссылка на первоисточник: http://www.agsat.com.ua/info/ustanovka-i-nastrojka-sputnikovoj-antenny-samostojatelno

    4ham.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *