Настоятель храма: иерей Алексей Лымарев
Священник Алексей Федорович Лымарев родился 15 апреля 1974 года в г. Москве. 2 июня 1982 года принял Таинство Крещения в храме святителя Николая в Бирюлеве. С 1989 посещал воскресную школу при храме Воскресения Словущего на Ваганькове.
Окончил среднюю общеобразовательную школу №69 г. Москвы. 17 декабря 1994 года принял хиротесию во чтеца. Одновременно с обучением в Московской Духовной Академии проходил церковно-приходское послушание в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. По окончании обучения защитил диплом на тему «Мозаика православных храмов домонгольской Руси».
С 1997 по 1998 г. преподавал предмет «Слово Божие» в воскресной школе при Фонде Единства Православных народов в г. Москве.
5 июля 1999 г. был назначен псаломщиком храма святителя Николая в Толмачах г. Москвы, одновременно по статусу домового храма-музея принят на работу в Государственную Третьяковскую галерею на должность научного сотрудника.
В 1999 г. был направлен на преподавательскую деятельность в Перервинское Духовное Училище (преобразованное в духовную семинарию), где до 2011 г. преподавал христианскую апологетику, основное богословие и гомилетику. С 2000 г. — куратор и преподаватель апологетики в Православном Свято-Тихоновском богословском институте (сейчас — Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет).
После окончания Московской Духовной Академии продолжил свое образование на факультете дополнительного педагогического образования Московского педагогического государственного университета по курсу «Логика». По окончании курса защитил аттестационную работу на тему «Преподавание лемматических умозаключений в системе духовного образования».
С 2002 г. по настоящее время — преподаватель гомилетики в Московской Сретенской духовной семинарии 3 и 4 курсов.
5 октября 2003 года епископом Алексием (Фроловым) был рукоположен в сан диакона. 2 апреля 2005 года епископ Александр (Агриков) совершил иерейскую хиротонию. Назначен штатным священником храма Святителя Николая Мирликийского в Толмачах.
В течение десяти лет (с 2007 по 2017 г.) занимал должность заместителя декана по воспитательной работе Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, руководил деятельностью студенческого актива факультета. За многолетний труд на благо Университета награжден медалью святого благоверного князя Владимира.
2011-2017 гг. — член Миссионерской комиссии г. Москвы, ответственный по Москворецкому благочинию за миссионерскую работу.
2012-2017 гг. — ответственный за преподавание Основ Православной культуры на территории Москворецкого благочиния.
В 2016 году назначен ответственным за строительство храма прп. Алексия, человека Божия, в Садовниках.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 27 июля 2018 г. назначен настоятелем храма.
пробел
К празднику Пасхи 2018 г. награжден наперсным крестом золотого цвета.
alekseevskay.moseparh.ru
Протоиерей Николай Соколов (настоятель)
Хиротонии: Николай Владимирович Соколов был хиротонисан 07 апреля 1982 года партриархом Пименом в сан диакона. 08 сентября 1988 года еп. Феофан (Галинский) Берлинский совершил иерейскую хиротонию.
Образование: Московская Государственная Консерватория (1975г.), Московская Духовная Академия (1980г.) кандидат богословия, доцент.
Награды: набедренник, камилавка, наперсный крест, сан протоиерея, палица, крест с украшениями, митра. Орден Благоверного князя Даниила Московского II и III степени, орден кн.Владимира II степени, орден преп.Серафима III степени, орден Дружбы, орден свт.Николая III степени (от дома Романовых).
Является настоятелем патриарших подворий в Афинеево – храм Святителя Николая и Плесково – храм преподобного Сергия Радонежского, а также храмов Покрова Пресвятой Богородицы в Плесково, Всех святых в п. Раздоры, Архангела Михаила на ПТК «Радость моя», храма св. великомученика Димитрия Солунского в д. Сосенки, Калужской области, часовни (бывшего храма) св. великомученика Димитрия Солунского в международном детском фонде (г. Москва).
Протоиерей Андрей Румянцев
Хиротонии: Андрей Николаевич Румянцев был хиротонисан 17 февраля 1997 года партриархом Алексием II в сан диакона, а 03 июля 1998 года в сан иерея.
Образование: Москвовское художественное училище имени 1905 года (1992г.), Московская Духовная Семинария (1996г.).
Награды: набедренник, камилавка, наперсный крест, сан протоиерея.
Член искусствоведческой комиссии Московской епархии.
Иерей Алексей Лымарев
Хиротонии: Алексей Федорович Лымарев был хиротонисан 05 октября 2003 года еп. Алексием (Фроловым) в сан диакона. 02 апреля 2005 года еп. Александр (Агриков) совершил иерейскую хиротонию.
Образование: Московская Духовная Семинария (1995г.), Московская Духовная Академия (1999г.), ФДО Московского Педагогического Государственного Университета (2002г.).
Награды: набедренник, камилавка.
Член миссионерской комиссии Московской епархии.
Иерей Андрей Зуевский
Хиротонии: Андрей Евгеньевич Зуевский был хиротонисан 21 ноября 2002 в сан диакона. 15 января 2004 года рукоположен в сан иерея.
Образование: Московский Авиационный Институт им. С. Орждоникидзе по специальности инженер-технолог по самолетостроению (1991г.), Московская Духовная Семинария (2001г.), Московская Духовная Академия (2005г.).
13 июня 2007 года присуждена ученая степень кандидата богословия за диссертацию на тему: «Экзегеза Нового Завета в творениях Дидима Слепца». В настоящее время, помимо служения, проводит катехизаторские беседы на православном телеканале «Радость моя» и занимается переводами творений Святых Отцов с древнегреческого языка.
Диакон Алексей Ряховский
Хиротонии: Алексей Владимирович Ряховский был хиротонисан 17 октября 2004 года еп. Александром (Агриковым) в сан диакона.
Образование: Славянский Деловой Институт (2005г.), Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет (2006г.).
К празднику Святой Пасхи 2012 г. награжден правом ношения двойного ораря.
hramvtolmachah.ru
В 1999 году в московском Сретенском монастыре была открыта духовная школа – Сретенское высшее православное училище, преобразованное затем в духовную семинарию. О выборе жизненного пути и о годах, проведенных в стенах семинарии, рассказывают преподаватели и студенты СДС.
– Отец Алексий, расскажите,
пожалуйста, о том, как вы пришли к Богу?
Священник Алексий Лымарев
– Человек приходит к Богу по-разному. Мое обращение произошло в юношеские годы, которые вообще отличает довольно резкая смена ценностей: кажется, что перед тобой открываются новые, неизведанные дороги и нет никаких препятствий, которые ты не можешь преодолеть. И тут мне попалась в руки Библия, но не традиционное синодальное издание, а детская Библия, выпущенная в Брюсселе. Замечательная книга, которая до нынешнего дня пользуется огромной популярностью не только у детей, которым предназначена, но и у взрослых. Мой папа, когда ее открыл, сказал: «Даже неверующий человек, взяв в руки эту книгу, поверит»… Меня очень поразили слова Спасителя, которые он обратил к ученикам в Своей молитве. Именно молитву Господню я долгое время искал, поскольку во времена моего отрочества купить молитвослов было крайне сложно. И я стал утром и вечером читать эту молитву, и ее слова все глубже укоренялись в моем сердце. Немаловажным для моего духовного становления явилось то, что мамины родственники были верующими людьми. Живя в деревне, в одном из домов они, собрав уцелевшие церковные книги и иконы, проводили богослужения беспоповским чином, пели всенощные, служили обедницы. Таков мой первый опыт религиозного воспитания. Пускай это всего лишь детские впечатления, но они запечатлелись в моем сердце и сохранились до сегодняшнего дня. Очень хорошо я помню свое Крещение, которое совершилось в храме святителя Николая, что в Бирюлеве. Обычный деревянный храм на окраине Москвы. То есть место было мало посещаемое, и там детей крестили неофициально, не вписывая сведения в особые книги для дальнейшей передачи в компетентные органы. Здесь нужно сказать, что мой папа в то время состоял в партии, более того занимал высокую должность, а мама работала в системе здравоохранения, и мои крестины могли стоить им карьеры. Разумеется, внешние детали ушли из памяти, а вот состояние нескончаемой радости, желания всех любить, обнимать, быть со всеми вместе в единстве чувств и мыслей я помню до сих пор. Пронзительные чувства ребенка, который впервые встретился с Христом в храме… Вскоре, по совету мамы, я начал посещать воскресную школу, чтобы узнать азы Православия. Очень сложно было целиком менять свое мировоззрение. У меня, как и у каждого человека, было множество вопросов, часто практического содержания. И вскоре я беззаветно полюбил Церковь, богослужение. Однако о священническом сане не помышлял. Но Господь судил иначе…
– Вспоминая годы своей учебы и сравнивая их с нынешними временами, какие сходства и различия вы могли бы отметить?
– Мое обучение проходило в Московских духовных школах, которые, несомненно, являются родоначальницами всех наших богословских учебных заведений. Поскольку практически все ректоры, преподаватели были выпускниками академии у Троицы. Конечно же, есть многое, что связывает нынешнюю семинарию с дореволюционной. Это помнят старейшие педагоги, и мы переняли от них былой дух и мудрость. Но самое главное достоинство семинарии заключается в том, что она находится на территории обители преподобного Сергия. Он, пожалуй, главный педагог – причем не только для студентов, но и для преподавателей. Один семинарист, который не отличался какими-то великими знаниями, весьма скромно преуспевал в богословских науках, часто повторял очень простую, но потрясающе мудрую вещь: «Экзамены мы сдаем у преподобного». И на самом деле это так, поскольку связь студента с аввой Сергием является важнейшим мерилом его внутреннего мира и его устремленности к Богу. Поэтому нахождение духовных школ на территории Лавры создает определенную атмосферу. Неизмеримо много дала мне и знаменитая академическая библиотека. Скажу без преувеличения: она мой учитель и руководитель на пути богословского знания и внутреннего самосовершенства. Один замечательный священник, говорил мне, когда я уходил с прихода на обучение в семинарию: «Знай три дороги: в храм, то есть к преподобному Сергию, в библиотеку и в аудиторию». Наверное, это завет для каждого студента. С большой радостью и теплотой вспоминаю я своих семинаристских друзей. Многие из них я бы назвал даже наставниками. Наши студенческие спальни были похожи на большой плацкартный вагон. В одной келии жили от 20 до 50 человек. Я поступил в семинарию после празднования 1000-летия Крещения Руси. Это были годы, когда в Церковь приходило много молодых людей, – и семинарии были переполнены. На нашем курсе было четыре первых класса, и всех надо было разместить, и поэтому комнаты были такие большие. Но несмотря на стесненные бытовые условия, мы чувствовали братское единение. Вспомнил я сейчас такую историю. У нас был студент, его звали Вениамин, он жил в десятой комнате. Это была конечная комната на выходе, за которой располагались все остальные келлии. В нее вела дверь на мощной пружине. Не знаю, откуда ее взяли, мы думали, от какого-нибудь мощного трактора. Так вот: каждый раз, когда кто-то выходил, раздавался такой хлопок, который мог разбудить всех студентов. А Вениамин просил, умолял, чтобы ему разрешили спать именно у этой двери. И на протяжении трех лет обучения в семинарии он выбирал эту самую неудобную кровать, чтобы таким образом отречься от своей воли, от своих страстей. И приобрести то замечательное качество, которое должен приобрести каждый христианин, то доброе смирение, которым входит в наше сердце сам Христу. Мы всегда помогали друг другу и знали, что можем рассчитывать на своих однокашников. И сейчас, когда мы, спустя более чем 10 лет, встречаемся – к сожалению, не часто, осознаем: чувства братской любви и взаимовыручки никуда не исчезли, а напротив, окрепли. Вот это чаще всего вспоминается, это очень дорого… Мыслями я неизменно обращаюсь к лаврской братии. Они преподавали воспитанникам семинарии уроки духовности, снисходительности, терпимости к другим и требовательности к себе. Разумеется, вспоминаю я наших замечательных профессоров: А.И. Сидорова, К.Е. Скурата и многих других. Их отличало то, что они всегда в своей педагогической деятельности видели студента, а не внешнюю обстановку, которая иногда мешает слушать, даже преподавать. И вот это уникальное качество, нужное и будущего пастырского служения, и для духовного становления, обладает мощным воспитательным эффектом.
– А какие положительные изменения произошли в духовных школах за последнее время?
– В первую очередь отмечу возможность пользоваться книгами, которые были нам недоступны. Ну, и, конечно, Интернет. Он очень экономит время и существенно расширяет источники информации. Очень отрадно, что в Сретенской духовной семинарии прекрасно оборудованный компьютерный класс и студенты могут пользоваться Интернет-ресурсами. Принципиально важным достижением для духовных школ я считаю повышение их статуса. Теперь наши выпускники получают высшее образование и имеют полное право преподавать в вузах и школах. Это значительно расширяет возможности миссионерской деятельности.
– Что, на ваш взгляд, отличает Сретенскую семинарию от остальных духовных школ?
– По моему убеждению, любая духовная школа обладает теми положительными качествами, которые хотелось бы видеть в каждом учебном заведении. В отношении Сретенской семинарии мне нравится прежде всего тот факт, что наша педагогическая корпорация постепенно становится единой, дружной семьей. В этом, конечно, огромная заслуга нашего ректора – архимандрита Тихона (Шевкунова). Несмотря на большую занятость, он находит время для общения с преподавателями, мы вместе решаем научные, учебные, дисциплинарные проблемы. Да и просто собраться по-дружески, встретить светлый церковный праздник, пообщаться по душам – это очень важно… С отцом Тихоном я познакомился, когда он был насельником Донского монастыря, а я – студентом. Он тогда занимался изданием литературы, и я приезжал к нему, чтобы приобрести по льготной цене книги для своих друзей. Отец Тихон был строгим, сосредоточенным, но при этом очень хорошо понимал проблемы студенчества. Тогда, помню, он пожурил меня, что я норовлю купить книги подешевле, а потом попросил привезти список всех студентов. А в итоге и вовсе подарил нам эти книги. Он проявлял и проявляет по-настоящему христианскую любовь, которая является путеводной звездой в жизни людей.
– Батюшка, не могли вы сказать несколько слов о каких-то занимательных эпизодах из вашего преподавания в Сретенской духовной школе?
– Знаете, к занимательным историям и курьезам надо очень серьезно относиться. Ведь, как отметил один историк: все доброе уходит, ибо оно естественно, а остается как камень преткновения то зло, которое совершает человек. Но, слава Богу, никакого зла в стенах семинарии мне не встречалось. Просто неизменно остается одно общее доброе впечатление. У нас не бывает такого, на что жалуются преподаватели других духовных школ, где студенты приносят вместо тетрадки подушку – и засыпают. Наши студенты по мере сил и способностей стараются воспринимать учебный материал.
– Отец Алексий, в чем вы видите перспективы богословского образования?
– Господь говорит: жатвы много, делателей мало. Поэтому каждый человек, который хочет послужить Церкви, будь то священник, педагог, воспитатель или любой гражданин, может дать ей свои – достойные – плоды. Даст бог, этих плодов с каждым разом будет все больше. Постоянное развитие духовных школ – это наша общая задача. И ее мы должны решать постоянно. Жизнь меняется, а значит, меняется и отношение к ней Церкви. Но духовные основы остаются незыблемыми. Следовательно, мы должны блюсти эту необходимую стабильность. Для того, что церковная жизнь, основываясь на прочном фундаменте, развивалась, будущим священнослужителям нужно овладеть широкими знаниями – знаниями, которые, поверьте мне, всегда востребованы в ежедневном служении на приходе.
30 марта 2009 г.
pravoslavie.ru
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
| Приход храма святителя Николая в Толмачах известен с 1625 года. Современное здание трехпрестольного храма построено в 1834 году, по проекту архитектора Ф.М. Шестакова. Главный престол освящён во имя Духа Святаго Сошествие, боковые приделы — в честь святителя Николая Мирликийского и Покрова Божией Матери. В годы гонений приход храма был снят с юридической регистрации, храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1929 году. В 1992 году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию. Здание храма осталось собственностью Государственной Третьяковской Галереи, храм получил статус домового храма-музея. 8 августа 1996 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение главного придела храма. |
СВЯТЫНИ ХРАМА
БОГОСЛУЖЕНИЕ
В субботние и воскресные дни, а так же в дни двунадесятых и великих праздников – Начало Божественной литургии в 9.00, накануне Всенощного бдения в 17.00. ДУХОВЕНСТВО
| Протоирей Николай СОКОЛОВ, настоятель. Родился:13 июня 1950 года. Образование: Московская государственная консерватория, Московская духовная академия, кандидат богословия, доцент. 07 апреля 1982 года рукоположен в сан диакона. 08 сентября 1988 года в пресвитера. |
| Протоирей Андрей Николаевич РУМЯНЦЕВ, штатный клирик прихода храма. Родился:14 октября 1968 года. Образование: Московское художественное училище имени 1905 года, Московская духовная семинария. 17 февраля 1997 года рукоположен сан диакона. 03 июля 1998 года в сан иерея. |
| Протоирей Сергий Юрьевич ПАВЛОВ, штатный клирик прихода храма. |
| Иерей Алексей Федорович ЛЫМАРЕВ, штатный клирик прихода храма. Родился:15 апреля 1974 года. Образование: Московская духовная академия, ФДО Московского Педагогического Государственного Университета. 05 октября 2003 года рукоположен в сан диакона. 02 апреля 2005 года в сан иерея. |
| Иерей Андрей Евгеньевич ЗУЕВСКИЙ, штатный клирик прихода храма. Родился:30 мая 1968 года. Образование: Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия; Московский авиационный институт им.С.Орджоникидзе. 21 ноября 2002 года рукоположен в сан диакона. 15 января 2004 года в сан иерея. |
| Иерей Дмитрий Юрьевич ЕРШОВ, штатный клирик прихода храма. |
| Диакон Сергий Валерианович ПАРФЕНОВ, штатный клирик прихода храмаь. Родился: 26 октября 1965 года. Образование: МГУ, Аспирантура НИИ ядерной физики, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. 09 сентября 2004 года рукоположен в сан диакона. |
| Диакон Алексей Владимирович РЯХОВСКИЙ, штатный клирик прихода храма. Родился:14 февраля 1973 года. Образование: Славянский деловой институт, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. 17 октября 2004 года рукоположен в сан диакона. |
СХЕМА ПРОЕЗДА
Проезд до ст. метро «Третьяковская», далее перейти Большую Ордынку, идти прямо до поворота на Малый Толмачёвский пер, идти по нему, с правой стороны будет храм (вход через административное здание ГТГ, д.10).
В приходе храма действует детская Воскресная школа, катехизаторские курсы для взрослых.
www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai
22 Сентября 2017 г.
Об этом 22 сентября сообщил ответственный за строительство иерей Алексий Лымарев.
На этом приходе уже действует небольшой деревянный храм. Основной также было решено возводить деревянным. За основу проекта была выбрана Сретено-Михайловская церковь в урочище Красная Ляга Каргопольского района Архангельской области. По мотивам этого храма архитекторы создали два эскизных проекта. Основная отличительная особенность заключалась в том, что один из них предусматривал на храме открытую звонницу, а другой, более близкий к оригиналу, представлял храм без звонницы, со сплошным шатровым завершением.
Священник Алексий провел среди прихожан голосование «За лучший проект». В итоге с большим отрывом победил проект храма «иже под колоколы», то есть со звонницей.
Почему именно деревянный храм и как рождался проект, рассказывает священник Алексий: «Сегодня по всей России стоит в запустении множество древних памятников храмовой архитектуры. Удивительной красоты и гармонии деревянные церкви рушатся буквально на глазах. И немало неравнодушных людей пытаются сегодня их спасти от гибели. Сохранить для потомков. При многих наших московских храмах создаются группы людей, которые выезжают на север нашей Родины и по мере сил возрождают практически из небытия красоту Древней Руси».
«Вот так и у нас родилась идея — спасти один из погибающих храмов Русского Севера. Изначально мы хотели перевести святыню на московскую землю. Но эту идею осуществить оказалось невозможно. Дело в том, что, как правило, рядом с этими храмами живут люди, которые не хотят расставаться со своей святыней. Для них — это «свой» храм, пусть даже и в аварийном состоянии. «Свидетель истории». «Достояние края». Кроме того, в большинстве случаев все храмы с интересной судьбой и архитектурой находятся на попечении Министерства культуры РФ. Соответственно, чтобы осуществить этот проект нужно пройти через необозримое количество согласований. Плюс перевозка самого храма… И тут тоже свои трудности».
«После долгих раздумий мы приняли соломоново решение — скопировать один из древних памятников русского зодчества и таким образом «продлить его жизнь» и запечатлеть в памяти потомков».
Образцом, как мы уже отметили, был выбран Сретено-Михайловский храм.
Как следует из названия — он двухпрестольный. «В одном алтаре находят два престола, — уточнил священник Алексий. – И еще одна деталь. В своем основании храм представляет восьмерик, что тоже несколько необычно для деревянного зодчества. Как правило, если в проекте и заложен восьмерик, то он покоится на четверике».
«Мы очень надеемся, что наша смелая идея с Божией помощью и нашим усердием будет успешно претворена в жизнь. Мы просим молитв. И, если у кого-то появится возможность, то будем очень рады любой помощи нашему молодому приходу в благом деле храмостроительства», — заключил священник.
www.fedmp.ru
1491
В 1999 году в московском Сретенском монастыре была открыта духовная школа – Сретенское высшее православное училище, преобразованное затем в духовную семинарию. О выборе жизненного пути и о годах, проведенных в стенах семинарии, рассказывают преподаватели и студенты СДС.
Священник Алексий Лымарев |
Священник Алексий Лымарев |
– Человек приходит к Богу по-разному. Мое обращение произошло в юношеские годы, которые вообще отличает довольно резкая смена ценностей: кажется, что перед тобой открываются новые, неизведанные дороги и нет никаких препятствий, которые ты не можешь преодолеть. И тут мне попалась в руки Библия, но не традиционное синодальное издание, а детская Библия, выпущенная в Брюсселе. Замечательная книга, которая до нынешнего дня пользуется огромной популярностью не только у детей, которым предназначена, но и у взрослых. Мой папа, когда ее открыл, сказал: «Даже неверующий человек, взяв в руки эту книгу, поверит»… Меня очень поразили слова Спасителя, которые он обратил к ученикам в Своей молитве. Именно молитву Господню я долгое время искал, поскольку во времена моего отрочества купить молитвослов было крайне сложно. И я стал утром и вечером читать эту молитву, и ее слова все глубже укоренялись в моем сердце. Немаловажным для моего духовного становления явилось то, что мамины родственники были верующими людьми. Живя в деревне, в одном из домов они, собрав уцелевшие церковные книги и иконы, проводили богослужения беспоповским чином, пели всенощные, служили обедницы. Таков мой первый опыт религиозного воспитания. Пускай это всего лишь детские впечатления, но они запечатлелись в моем сердце и сохранились до сегодняшнего дня. Очень хорошо я помню свое Крещение, которое совершилось в храме святителя Николая, что в Бирюлеве. Обычный деревянный храм на окраине Москвы. То есть место было мало посещаемое, и там детей крестили неофициально, не вписывая сведения в особые книги для дальнейшей передачи в компетентные органы. Здесь нужно сказать, что мой папа в то время состоял в партии, более того занимал высокую должность, а мама работала в системе здравоохранения, и мои крестины могли стоить им карьеры. Разумеется, внешние детали ушли из памяти, а вот состояние нескончаемой радости, желания всех любить, обнимать, быть со всеми вместе в единстве чувств и мыслей я помню до сих пор. Пронзительные чувства ребенка, который впервые встретился с Христом в храме… Вскоре, по совету мамы, я начал посещать воскресную школу, чтобы узнать азы Православия. Очень сложно было целиком менять свое мировоззрение. У меня, как и у каждого человека, было множество вопросов, часто практического содержания. И вскоре я беззаветно полюбил Церковь, богослужение. Однако о священническом сане не помышлял. Но Господь судил иначе…
– Вспоминая годы своей учебы и сравнивая их с нынешними временами, какие сходства и различия вы могли бы отметить?
– Мое обучение проходило в Московских духовных школах, которые, несомненно, являются родоначальницами всех наших богословских учебных заведений. Поскольку практически все ректоры, преподаватели были выпускниками академии у Троицы. Конечно же, есть многое, что связывает нынешнюю семинарию с дореволюционной. Это помнят старейшие педагоги, и мы переняли от них былой дух и мудрость. Но самое главное достоинство семинарии заключается в том, что она находится на территории обители преподобного Сергия. Он, пожалуй, главный педагог – причем не только для студентов, но и для преподавателей. Один семинарист, который не отличался какими-то великими знаниями, весьма скромно преуспевал в богословских науках, часто повторял очень простую, но потрясающе мудрую вещь: «Экзамены мы сдаем у преподобного». И на самом деле это так, поскольку связь студента с аввой Сергием является важнейшим мерилом его внутреннего мира и его устремленности к Богу. Поэтому нахождение духовных школ на территории Лавры создает определенную атмосферу. Неизмеримо много дала мне и знаменитая академическая библиотека. Скажу без преувеличения: она мой учитель и руководитель на пути богословского знания и внутреннего самосовершенства. Один замечательный священник, говорил мне, когда я уходил с прихода на обучение в семинарию: «Знай три дороги: в храм, то есть к преподобному Сергию, в библиотеку и в аудиторию». Наверное, это завет для каждого студента. С большой радостью и теплотой вспоминаю я своих семинаристских друзей. Многие из них я бы назвал даже наставниками. Наши студенческие спальни были похожи на большой плацкартный вагон. В одной келии жили от 20 до 50 человек. Я поступил в семинарию после празднования 1000-летия Крещения Руси. Это были годы, когда в Церковь приходило много молодых людей, – и семинарии были переполнены. На нашем курсе было четыре первых класса, и всех надо было разместить, и поэтому комнаты были такие большие. Но несмотря на стесненные бытовые условия, мы чувствовали братское единение. Вспомнил я сейчас такую историю. У нас был студент, его звали Вениамин, он жил в десятой комнате. Это была конечная комната на выходе, за которой располагались все остальные келлии. В нее вела дверь на мощной пружине. Не знаю, откуда ее взяли, мы думали, от какого-нибудь мощного трактора. Так вот: каждый раз, когда кто-то выходил, раздавался такой хлопок, который мог разбудить всех студентов. А Вениамин просил, умолял, чтобы ему разрешили спать именно у этой двери. И на протяжении трех лет обучения в семинарии он выбирал эту самую неудобную кровать, чтобы таким образом отречься от своей воли, от своих страстей. И приобрести то замечательное качество, которое должен приобрести каждый христианин, то доброе смирение, которым входит в наше сердце сам Христу. Мы всегда помогали друг другу и знали, что можем рассчитывать на своих однокашников. И сейчас, когда мы, спустя более чем 10 лет, встречаемся – к сожалению, не часто, осознаем: чувства братской любви и взаимовыручки никуда не исчезли, а напротив, окрепли. Вот это чаще всего вспоминается, это очень дорого… Мыслями я неизменно обращаюсь к лаврской братии. Они преподавали воспитанникам семинарии уроки духовности, снисходительности, терпимости к другим и требовательности к себе. Разумеется, вспоминаю я наших замечательных профессоров: А.И. Сидорова, К.Е. Скурата и многих других. Их отличало то, что они всегда в своей педагогической деятельности видели студента, а не внешнюю обстановку, которая иногда мешает слушать, даже преподавать. И вот это уникальное качество, нужное и будущего пастырского служения, и для духовного становления, обладает мощным воспитательным эффектом.
– А какие положительные изменения произошли в духовных школах за последнее время?
– В первую очередь отмечу возможность пользоваться книгами, которые были нам недоступны. Ну, и, конечно, Интернет. Он очень экономит время и существенно расширяет источники информации. Очень отрадно, что в Сретенской духовной семинарии прекрасно оборудованный компьютерный класс и студенты могут пользоваться Интернет-ресурсами. Принципиально важным достижением для духовных школ я считаю повышение их статуса. Теперь наши выпускники получают высшее образование и имеют полное право преподавать в вузах и школах. Это значительно расширяет возможности миссионерской деятельности.
– Что, на ваш взгляд, отличает Сретенскую семинарию от остальных духовных школ?
– По моему убеждению, любая духовная школа обладает теми положительными качествами, которые хотелось бы видеть в каждом учебном заведении. В отношении Сретенской семинарии мне нравится прежде всего тот факт, что наша педагогическая корпорация постепенно становится единой, дружной семьей. В этом, конечно, огромная заслуга нашего ректора – архимандрита Тихона (Шевкунова). Несмотря на большую занятость, он находит время для общения с преподавателями, мы вместе решаем научные, учебные, дисциплинарные проблемы. Да и просто собраться по-дружески, встретить светлый церковный праздник, пообщаться по душам – это очень важно… С отцом Тихоном я познакомился, когда он был насельником Донского монастыря, а я – студентом. Он тогда занимался изданием литературы, и я приезжал к нему, чтобы приобрести по льготной цене книги для своих друзей. Отец Тихон был строгим, сосредоточенным, но при этом очень хорошо понимал проблемы студенчества. Тогда, помню, он пожурил меня, что я норовлю купить книги подешевле, а потом попросил привезти список всех студентов. А в итоге и вовсе подарил нам эти книги. Он проявлял и проявляет по-настоящему христианскую любовь, которая является путеводной звездой в жизни людей.
– Батюшка, не могли вы сказать несколько слов о каких-то занимательных эпизодах из вашего преподавания в Сретенской духовной школе?
– Знаете, к занимательным историям и курьезам надо очень серьезно относиться. Ведь, как отметил один историк: все доброе уходит, ибо оно естественно, а остается как камень преткновения то зло, которое совершает человек. Но, слава Богу, никакого зла в стенах семинарии мне не встречалось. Просто неизменно остается одно общее доброе впечатление. У нас не бывает такого, на что жалуются преподаватели других духовных школ, где студенты приносят вместо тетрадки подушку – и засыпают. Наши студенты по мере сил и способностей стараются воспринимать учебный материал.
– Отец Алексий, в чем вы видите перспективы богословского образования?
– Господь говорит: жатвы много, делателей мало. Поэтому каждый человек, который хочет послужить Церкви, будь то священник, педагог, воспитатель или любой гражданин, может дать ей свои – достойные – плоды. Даст бог, этих плодов с каждым разом будет все больше. Постоянное развитие духовных школ – это наша общая задача. И ее мы должны решать постоянно. Жизнь меняется, а значит, меняется и отношение к ней Церкви. Но духовные основы остаются незыблемыми. Следовательно, мы должны блюсти эту необходимую стабильность. Для того, что церковная жизнь, основываясь на прочном фундаменте, развивалась, будущим священнослужителям нужно овладеть широкими знаниями – знаниями, которые, поверьте мне, всегда востребованы в ежедневном служении на приходе.
Беседовал Андрей Тихонов
студент 4-го курса
30 марта 2009 года
sdsmp.ru
Дорогие друзья!
Мы публикуем расшифровку лекции протоиерея Олега Стеняева, прочитанной им для наших прихожан. Темой встречи стало Священное Писание и правила его толкования. Для удобства Вашего чтения лекция разделена на пять частей.
Часть 1.
пробел
Поговорим о Библии и о методах чтения, изучения и исследования Писания. Библия — это главная книга христиан. Она состоит из двух частей — из Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет написан до Рождества Христова. Считается, что последняя книга Ветхого Завета была написана где-то за 500 лет до Рождества Христова, а книги Нового Завета были написаны уже апостолами, учениками Иисуса Христа до окончания I века.
пробел
Ветхий Завет составляет большую часть Библии. Он был написан на древнееврейском языке, принадлежащем к группе семитских языков. К этой же группе принадлежат, например, арабский, арамейский, ассирийский языки. Эта группа языков отличается от европейских языков — романской, индоарийской группы языков, которые нам более близки. Поэтому при изучении Писания есть свои сложности, когда человек хочет досконально вникнуть в смысл, который в нем заложен.
пробел
Православная традиция очень ценит и любит Слово Божие. Надо сказать, что самое серьезное отличие православных восточных христиан от западных римо-католиков заключается в том, что мы, восточные православные христиане, никогда не расставались со словом Божиим, и мы всегда читали Слово Божие на понятном языке.
пробел
Восточная Церковь — это, прежде всего, ее греческие общины. Само Евангелие, книги Нового Завета, писались на греческом языке, за исключением Евангелия от Матфея. Ветхий Завет был переведен на греческий язык еще до Рождества Христова, это так называемая Септуагинта.
пробел
Когда восточное христианство стало распространяться на славянские земли, на славянские народы, трудами равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия был создан славянский перевод книг Библии — Ветхого и Нового Завета.
пробел
Когда православие перешло за Урал уже в формате Российской Церкви, делались переводы для самых разных народов Сибири, Дальнего Востока. Святителем Николаем Касаткиным был сделан блестящий перевод на японский язык, делались переводы на китайский и другие языки. То есть это как бы Кирилло-Мефодиевская традиция, восходящая еще к временам апостола Павла, который говорил: «Лучше в церкви сказать пять слов на понятном языке, нежели тьму слов на непонятном языке».
пробел
Священное Писание имеет как бы несколько стилей изложения Божественного Откровения. Есть книги законодательные, книги исторические, книги пророческие, книги учительные, книги поэтические, даже есть такой жанр как плач, например «Плач Иеремии». Эти разные жанры как бы объединяются в самом Священном Писании.
Читать далее →
alekseevskay.moseparh.ru