Menu

Gtl масло: GTL-технология «Шелл» производства масла из газа

Содержание

Сколько «синтетики» в моём масле? (часть 2)

Какие масла можно считать синтетическими и что означает надпись «синтетическое» на канистре масла? Как выбрать масло, которое подходит для вашего автомобиля и не переплачивать лишнего? 

На российском рынке присутствуют более 200 масляных брендов. И каждый бренд имеет в своём ассортименте масла, которые они преподносят потребителю как синтетические.Но производители зачастую скрывают или недоговаривают главное: какие масла можно считать синтетическими и что означает надпись «синтетическое» на канистре масла.

В первой части мы разобрались, что существует 5 групп базовых масел, из которых производят товарные масла.

III группа базовых масел — это VHVI- гидрокрекинговые масла с высоким индексом вязкости, а также масла, произведенные по технологии GTL (Gas to Liquid). GTL — масла, произведенные путем синтеза природных газов. Несмотря на то, что сделано оно из газа, по международной классификации такое масло все же относится к 3-й группе базовых масел.

Битва Титанов

До 1999 года гидрокрекинговые масла считались минеральными, пока не возник прецедент: произошло историческое событие в виде решения американского суда по иску Exxon Mobil к Castrol. Кому интересно, подробно об этом можно прочесть здесь: www.1st-in-synthetics.comЕсли кратко, Castrol стал писать на своих канистрах с гидрокрекинговыми маслами слово «Synthetic», чем вызвал возмущение специалистов Mobil. Произошло знаменитое противостояние между двумя «монстрами» масляного бизнеса. Решение суда удивило многих и по сути внесло исторические изменения на рынок смазочных материалов. Гласило оно примерно следующее: надпись на канистре «Синтетика» — это вопросы маркетинга, а вовсе не вопросы технического описания товара.

После этого решения гидрокрекинг стал королем на рынке синтетических продуктов. АРI исключил ссылки на «синтетические» из своей системы лицензирования и сертификации (API1509). Масса компаний стала называть синтетикой продукты гидрокрекинговой очистки базового масла.

Ну, а поскольку такая технология производства гораздо дешевле процесса синтеза из газа, то и цена такого продукта стала огромным конкурентным преимуществом перед классической синтетикой на ПАО. Рынок смазочных материалов наполнился канистрами с надписями «Full Synthteic», «100% Synthetic», «Synthetic», которые по своему составу ни что иное как смесь 3-й группы гидрокрекинговых базовых масел и 2-й или 1-й группы минеральных, но формально это синтетика.

До сих пор в мире нет документа, регулирующего понятие «синтетическое», по которому можно было бы предъявить претензию производителям масел за недостоверную информацию. В целом гидрокрекинговые масла по своим свойствам очень сильно приблизились к ПАО маслам и по сути уже смело могут называться синтетикой, но есть ряд технических особенностей, благодаря которым ПАО-базовые масла останутся недостижимым уровнем для гидрокрекинговой базы, по крайней мере на данном уровне технического развития химической отрасли.

Т.е. синтетикой сейчас называют не только моторное масло, сделанное на ПАО основе, но и масло, сделанное из сырой нефти путем глубокой очистки и химического катализа. Это производное HC синтеза -гидрокрекинговое моторное масло. Гидрокрекинговое автомобильное масло отличается, во-первых, более низкой ценой, а во-вторых, своими преимуществами и недостатками, которые, как и в ПАО-маслах, являются зеркальным отражением достоинств. Многие адепты синтетических масел до сих пор считают гидрокрекинг минеральным маслом с высокой степенью очистки, и это верно, ведь сделано оно именно из минеральной основы. Но поскольку есть решение суда — сами понимаете.))

IV группа базовых масел используется при производстве ПАО (ПолиАльфаОлефиновых) масел и имеет большие преимущества перед маслами на минеральной основе. Она выдерживает огромные нагрузки, высокие обороты, попадание топлива практически без ухудшения качества масла, очень долго сохраняет все свои основные технические параметры, прекрасно выдерживает термические нагрузки. Но. Адепты минеральных масел скажут: «при всех своих замечательных свойствах ПАО база практически не в состоянии растворить в себе присадки».

И это действительно так. Поэтому в современном производстве ПАО масел используют присадки в жидком состоянии. Производители пакетов присадок для растворения ингредиентов используют минеральную базу, с которой присадочный комплекс прекрасно смешивается. Мы согласны с тем, что не бывает в мире ПАО масел, состоящих только из синтетики, в любом случае какой-то процент минеральной основы присутствует, но он минимален.

ПАО и эстеры

Кто-то может сказать: «но у ПАО базовых масел или масел 4-ой группы полярность низкая или практически отсутствует. То есть молекулы ПАО масла не «прилипают» к металлическим поверхностям и после выключения могут спокойно стремиться стечь в картер, также не очень хорошо относятся к резинотехническим уплотнителям в виде сальников и прокладок.» Так вот, для борьбы с подобным явлением используют специальные вещества, которые придают определенную полярность молекулам масла, укрепляя пленку и придавая свойства «прилипания» к металлу. Как правило, раньше для этих целей использовали представителей 5-ой группы базовых масел, так называемые сложные эфиры или эстеры. Эстеры даже в небольшом количестве существенно влияют на свойства ПАО базового масла и избавляют его от вышеописанных недостатков. На сегодняшний день многие производители переходят на алкалированные нафталины. По сути, они так же, как и эстеры, избавляют ПАО базовое масло от недостатков, но это более современное поколение присадок. Таким образом, классическое синтетическое масло – это масло, в базе которого содержится большой процент ПАО базового масла.

Итак, синтетическим автомобильным маслом может называться как классическое ПАО масло, так и продукция сделанная из нефти или гидрокрекинговое масло. С недавних пор в полку синтетических масел прибыло еще одно, новая – старая технология, а именно GTL или Gas to Liquid. За основу была взята технология переработки угля в жидкое состояние (Coal-to-Liquid), разработанная немецкими учеными еще во время Второй Мировой. GTL базовые масла — это продукция, сделанная путем синтеза природных газов. Все попытки мирового производителя (все знают, кто это) GTL базы вывести данные масла-основы в отдельную группу или приравнять к IV группе базовых масел пока не увенчались успехом.

Что же выбрать?

При выборе синтетического масла прежде всего исходите из условий эксплуатации автомобиля. В большинстве случаев при правильном подборе по вязкости и допускам можно ограничиться «бюджетной», но качественной гидрокрекинговой синтетикой. Если же вашему автомобилю приходится работать в условиях, которые большинство назовут суровыми или экстремальными, а это постоянные «пробки», большой перепад температуры окружающей среды, некачественное топливо, запыленность местности, то выбор однозначно за ПАО синтетикой.Ну а по каким параметрам определить, ПАО масло перед вами или нет, описано в первой части статьи: Сколько «синтетики» в моём масле?

Спасибо за внимание!


Без нефти — Авторевю

Можно ли обратить порося в карася, то есть природный газ в моторное масло? Я видел, как это происходит, — в головном технологическом центре концерна Shell в Амстердаме.

Получать масло и топливо не из нефти придумали давно, а основы нынешней промышленной технологии GTL (Gas-To-Liquid, «газ в жидкость») заложили в 1925 году немецкие химики Фишер и Тропш из Института кайзера Вильгельма.

Бедная нефтью Германия тогда готовилась к следую­щей войне, и в поисках источника топлива немцы придумали, как в промышленных масштабах получать жидкие углеводороды из каменного угля. Его нагревали, пропусканием водяного пара получали из него синтез-газ, а затем — углеводороды.

Первый промышленный реактор немцами был запущен в 1935 году, а к концу Второй мировой войны в Германии на семнадцати заводах производилось до семи миллионов тонн «газопродуктов» — на синтетическом топливе передвигалось больше половины наземной техники вермахта и почти вся авиация люфтваффе. Из угля немцы делали масла, смазки и даже синтетические мыло и маргарин. Любопытно, что после войны в СССР из Германии было вывезено восемь заводов, но запущены были только две немецкие установки — в Новочеркасске и Ангарске, тихо почившие в бозе в начале девяностых.

В нынешнем году у исследовательского центра Shell в Амстердаме юбилей — ровно 100 лет. А разработку технологий по переработке газа здесь начали ­больше 40 лет назад

Завод Pearl GTL в Катаре выглядит внушительно — его размер 1,5х1,5 км. Прямо здесь, на одном из участков, производится готовое масло Helix Ultra на «газовой» основе

Союзники подошли к делу рачительнее — после войны немецкие ученые продолжали работать над синтетическими топливами в Бюро горной промышленнос­ти США, и сегодня технологию Фишера-Тропша, в основном для получения топлива, используют компании Exxon Mobil, ChevronTexaco, BP.

Но всех обставил концерн Royal Dutch Shell — в его ассортименте теперь есть не только топливо, но и моторное масло Shell Helix Ultra с базой, полученной без единой капли нефти — по технологии PurePlus с использованием процесса GTL.

Голландцы серьезнее других занялись поисками альтернативого сырья еще в 1973 году, когда из-за войны между Израилем, Египтом и Сирией страны ОПЕК ввели эмбарго на поставки нефти в США, отчего за один день цена нефти удвоилась, а в течение года выросла четырехкратно. В 1983 году в головном исследовательском центре в Амстердаме уже работал пилотный заводик, а в 1993 году Shell открыл работающее на газе местного месторождения крупное предприятие в малайзийском Бинтулу. А в 2012 году, получив доступ к морским скважинам второго по величине в мире месторождения природного газа и вложив 20млрд долларов, Shell запустил мегазавод Pearl GTL в Катаре.

Отработавший 100 тысяч километров на масле Shell с базой PurePlus мотор 1.8 тестового Мерседеса С-класса имеет минимум износа и отложений

GTL-синтетика выходит недорогой: при нынешних котировках нефти и газа себестоимость не выше нефтяных гидрокрекинговых минеральных масел. И намного ниже, чем у синтетических масел на основе полиальфаолефинов (ПАО) и тем более еще более дорогих эстеров, то есть сложных полиэфиров.

А хороши ли GTL-масла? Как уверяют голландцы, по низкотемпературным качествам они не хуже, чем масла на базе ПAO и полиэфиров. Сейчас в лабораториях Shell вовсю тес­тируется «газомасло» вязкости 0W-16 и идут работы над 0W-10 — в обоих случаях температура застывания ниже -50°С.

Чистейшая GTL-синтетика бесцветна и почти не имеет запаха

помимо моторных масел используется в косметике Nivea, Olaz и Shiseido

Смазывающие свойства — на уровне полиэфиров и намного выше, чем у ПАО. Лучше, чем у ПАО, и способность растворять присадки. Нет и главного недостатка полиэфиров — гигроскопичности, то есть склонности поглощать воду, ухудшающую смазывающие и антикоррозионные свойства. И, само собой, синтетическая база хорошо сопротивляется окислению и плохо испаряется — то есть масло на GTL-базе должно будет отличаться относительно низким угаром.

А недостатки? Главный, как и у ПАО, — низкая полярность: масло плохо «держится» за металл и быстро стекает со стенок цилиндров в картер, что особенно неприятно при запусках в мороз. Но, как и у ПАО, это «лечится» добавкой полярных алкилированных нафталинов.

С апреля масло Shell Helix Ultra выпускается исключительно на «газовой» базе PurePlus. К концу года на полученную по технологии GTL базу перейдет и мотоциклетная серия масел Shell Advance, а затем «газомасло» в том или ином количестве будет в составе баз всей линейки моторных масел Shell — в том числе и тех, что производятся в российском Торжке.

Интересно, последуют ли примеру голландцев другие нефтехимические гиганты — и как это повлияет на мировые цены на нефть?

Вопреки названию технологии из газа первым делом получают не жидкость, а твердое вещество — белоснежный и почти непахнущий парафин. Сначала выделенный из природного газа исходный метан частично сжигается, превращаясь в синтез-газ, смесь монооксида углерода (угарного газа) и водорода. А дальше в реакторе в присутствии катализатора с содержанием драгметаллов (формула катализатора — и есть главный секрет процесса!) из синтез-газа получается чистейший, без всяких примесей, расплавленный парафин (sincrude, «синтез-нефть»). Дальше — изомеризация, то есть обычный гидрокрекинг, как у нефтехимиков: длинные цепочки молекул парафинов «режутся» до нужного размера — и получаются нафта (прямогонный бензин), дизтопливо или масло

GTL на практике | ГК «Автобизнес»

Помните мы говорили о технологии PurePlus, по которой изготавливается линейка моторных масел Shell Helix Ultra? Если нет, то вкраце напомню.

Это технология производства базовых масел из природного газа, которая по своим характеристикам очень схожа с синтетикой ПАО, но не обладает ее недостатками.

Так же в состав всех масел Shell входит пакет моющих присадок  Active Cleansing Technology обеспечивающий исключительную чистоту двигателя.

В итоге мы получаем следующие преимущества:

  • Очень низкая испоряемость при высоких температурах, что существенно снижает расход масла на угар и образованию отложений.
  • Отличная прокачиваемость при отрицательных температурах, а это легкий запуск двигателя зимой, масло достигает всех точек смазки в максимально короткий срок после запуска и обеспечивает бесперебойную работу его узлов.
  • Устойчивость к окислению позволяет сохранять все свойства масла в течении всего рабочего цикла и продлить интервалы замены.
  • Эти масла превышают последний отраслевой стандарт API SN на 65% и это доказано!

Все это красивые слова, но слова подтвержденные на практике.  И так, недавно был вскрыт двигатель F23A автомобиля Honda Odyssey 2000 года выпуска с пробегом более 250 000 км. без капитальных ремонтов. Сразу уточню причину вскрытия, а она банальна, обрыв ремня ГРМ (не уследили). После того как была снята клапанная крышка все присутствующие были приятно удивлены чистоте, которую она скрывала. По фото вы можете увидеть это и сами, думаю коментарии здесь будут излишне. Единственное что хотелось бы добавить, в это двигатель на протяжении 6 лет заливался только один смазочный продукт Shell Helix Ultra 5W-40. Кажется это неплохое доказательство выше описанных свойств, да и цена масла несопоставима с ценой замены или ремонта двигателя, пусть и не самого дешевого, но как говорится: скупой платит дважды.

  

Группы базовых масел, или Про синтетику и минералку. Часть 4 – Группа III GTL

Приветствую вас!

В этой статье мы поговорим про базовые масла, изготовленные по технологии GTL, о которых я решил рассказать отдельно.