В 1960-х годах компания DENSO впервые представила на рынке генераторы. С тех пор нам принадлежит первенство в разработке множества типов генераторов переменного тока, которые могут более эффективно производить электроэнергию при меньшем размере и весе. Например, в 2000 году компания DENSO представила первый в мире генератор с сегментным проводником, в котором для обмотки был использован провод, имеющий прямоугольное сечение. Повысив плотность заполнения с 45 процентов до 70, инженеры компании смогли уменьшить вес генератора на 20 процентов и добиться 50-процентного увеличения его производительности.
Генератор с внутренним вентилятором
Генератор с сегментным проводником
www.denso-am.ru
Диагностика и типовые неисправности генераторов Nippon Denso
Рассмотрим диагностику и типовые неисправности генератора Nippon DENSO, которые устанавливает на свои автомобили концерн TOYOTA.
Эти генераторы имеют номинальное напряжение 14 вольт и различные размеры статора.
Номинальные выходные токи: 45, 55, 65, 70, 75, 80, 90, 120 Ампер.
Обозначение штекерных выводов в колодке (IG, L) могут быть указаны на бирке на самом генераторе, на его цилиндрической части.
Помимо «массы», генераторы имеют следующие внешние выводы:
S — вывод регулятора напряжения для соединения с «плюсом» батареи
IG — вывод регулятора напряжения для питания цепей регулятора напряжения через выключатель
L — вывод встроенного регулятора напряжения для соединения с лампой контроля исправности\неисправности зажигания
FR — вывод регулятора напряжения для соединения с БУ (блоком управления двигателем)
B — силовой вывод для соединения с «плюсовым» проводом бортовой сети автомобиля
На наружном торце крышки со стороны контактных колец расположены:
— выпрямительный блок
— регулятор напряжения
— щеткодержатель
Они закрыты металлическим кожухом, который служит и механической защитой, и теплоотводом.
Так вот, приезжает однажды Клиент и говорит:
— У меня нет зарядки на автомобиле!
— И почему Вы так решили?
— На панели приборов горит лампа аккумулятора!
Однако это спорный вопрос, потому что в данном случае может просто не быть контроля заряда.
фото 1 |
фото 2 |
Фото 1 Индикатор зарядки горит
Фото 2 Индикатор зарядки не горит
Чтобы определиться, в чем же все-таки дело, делаем первичную диагностику:
Фото 3 |
Фото 4 |
Проверяем уровень зарядки на АКБ Фото 3 зарядка присутствует
Фото 4 зарядка отсутствует
Общий вид генератора на автомобиле |
Проверка напряжения на выводе +В |
Так как мы рассматриваем генераторы, которые устанавливаются на относительно «свежих» автомобилях TOYOTA, надо помнить, что они имеют несколько видов разъемов, отличающихся между собой формой, количеством проводов, но суть у них одна. На фото ниже показаны некоторые варианты:
Система зарядки
(Схема из книги Vista Ardeo издательства Легион Автодата)
На схеме четко видно, какой вывод куда следует. А так же в нижнем левом углу схемы показано два разъема генератора, «четырех-пиновый и трех-пиновый».
Вывод S служит для контроля напряжения на аккумуляторной батарее и напряжение на нем – это «обратная связь» для регулятора.
При отсутствии напряжения на данном выводе, генератор будет работать, но будет отсутствовать контроль заряда, то есть лампа аккумулятора будет гореть постоянно, а также будет присутствовать «перезаряд» аккумуляторной батареи (нет обратной связи), то есть напряжение свыше 14,5 вольт.
На некоторых автомобилях присутствует предохранитель, который называется ALT S.
Так же при падении напряжения на этом выводе будет «перезаряд» аккумуляторной батареи.
Вывод L служит для контроля заряда, то есть он напрямую связан с лампой индикатора зарядки, он также проверяется простой «контролькой» относительно “-” (минуса) при включенном зажигании, лампа индикатора и «контрольки» светятся в пол-накала.
Если же ни та, ни другая не подсвечиваются – у нас или обрыв проводки, либо просто лампа индикатора зарядки сгорела.
Вывод IG служит для возбуждения генератора, при его отсутствии генератор не будет работать.
Вывод М связан с блоком управления двигателем, о его значении ничего не могу сказать, так как генераторы с таким регулятором в ремонт не приходили.
Ну и соответственно проверка силового «плюса» генератора. При его отсутствии генератор будет просто крутиться «вхолостую» не давая зарядки.
Если выводы Lи IG мы смотрим (проверяем) при включенном зажигании, то напряжение на выводе S присутствует постоянно.
Если при первичной диагностике не было выявлено отсутствия напряжения на том или ином выводе, то принимаем решение о снятии генератора, предварительно проверив натяжение приводного ремня.
Ставим аккумуляторную батарею на зарядку, снимаем генератор.
После снятия генератора осматриваем его на наличие механических повреждений после чего приступаем к разборке генератора.
Генератор без защитного чехла. |
1. Регулятор напряжения 2. Щеточный узел 3. Диодный мост 4. Статор 5. Ротор (обмотка возбуждения) |
Разобрав генератор, приступаем к проверке деталей.
Осматриваем щеточный узел на обрыв, высоту щеток и легкость хода.
Проверяем диодный мост с помощью мультиметра:
Проводимость диодов от + к – |
И отсутствие проводимости от – к + |
Проверяем сопротивление обмотки возбуждения (ротор), должно быть от 2,5до 4 Ом, для надежности проверяем ток, потребляемый обмоткой возбуждения: 3-4,5 А.
Если же сопротивление обмотки меньше нормы и, как следствие, ток потребления выше 5 Ампер,обмотка меняется, попутно меняется регулятор напряжения, так как он рассчитан на ток не выше 5 Ампер, поэтому при такой неисправности обмотки регулятор «вылетает» немедленно.
А также проверяем обмотку возбуждения на замыкание на корпус, для этого мы используем 220 вольт.
Нехитрое приспособление для проверки замыкания обмоток статора и ротора на корпус. Щупы для проверки идут в разрыв питания лампы 220 вольт, соответственно, если есть замыкание — лампа загорается.
Далее проверяем статор на замыкание на корпус также с помощью 220вольт.
Осматриваем статор на наличие механических повреждений, разрушения изоляции.
Регулятор раньше проверяли на самодельном стенде, но потом отказались от данной процедуры из за высокой трудоемкости. Если все вышеперечисленное исправно, а генератор не работает, то соответственно автоматически меняем регулятор.
Ставим генератор на стенд (Новгородской фирмы ГСТ-К)
Проверяем его в различных режимах: диагностика, токоскоростная характеристика, вольт-амперная характеристика.
Общий вид стенда
После чего делаем распечатку полученных параметров и устанавливаем генератор на автомобиль.
Все запчасти устанавливаемые на генератор – БУ, то есть «контрактные».
Перед ремонтом очень важно внимательно поговорить с Клиентом, что бы попытаться выяснить и понять для себя причину выхода из строя генератора. Генераторы фирмы DENSO достаточно надежные и выходят из строя редко, не считая износа щеточного узла, а по халатности владельцев автомобилей, бывает и другое: посаженная «в ноль» аккумуляторная батарея, помытый «от души» двигатель и т.д.
P.S Данная статья не является «законченным техническим решением», а только отображает частный случай.
Цицорин Дмитрий Леонидович
© Легион-Автодата
г. Хабаровск ул. Бондаря ГСК 171
Автосервис GARAGE
8(4212)61 77 22
8 924 103 26 37
autodata.ru
Компания DENSO, один из ведущих мировых разработчиков и производителей стартеров и генераторов оригинального качества, выпустила новый каталог «Стартеры и генераторы 2015/16» для рынка постгарантийного обслуживания.
Новый каталог (№ DESA150001MM) содержит актуальный ассортимент, включающий 20 новых генераторов и 12 новых стартеров, и охватывает большой перечень марок автомобилей, в том числе Toyota, BMW, Fiat, Peugeot, Citroën, VW, Jaguar, Land Rover и Audi. В настоящее время номенклатура DENSO включает 217 каталожных номеров генераторов (1447 уникальных перекрестных оригинальных номеров), предназначенных для 1859 моделей автомобилей, и 73 каталожных номера стартеров (554 уникальных перекрестных оригинальных номеров), предназначенных для 1272 моделей автомобилей.
— Недавнее расширение нашей программы стартеров и генераторов нацелено на удовлетворение потребностей наших клиентов Руслан Леонтьев, менеджер по продукту DENSO Aftermarket
В отличие от продукции многих других брендов стартеры и генераторы DENSO для рынка автозапчастей поставляются абсолютно новыми, а не восстановленными. Благодаря отсутствию скрытых наценок и значительному сокращению административных затрат мы можем предложить клиентам высококачественный продукт, изготовленный из оригинальных компонентов и по конкурентной цене. Каждый узел проходит строгий производственный и испытательный контроль для обеспечения соответствия самым высоким стандартам качества и производительности. Кроме того, номенклатура предлагаемых продуктов уникальна по охвату модельного ряда автомобилей.
«За последние годы мы значительно расширили и обновили наш ассортимент, дополнив новыми позициями для недавно появившихся на рынке моделей автомобилей, — рассказывает Руслан Леонтьев, менеджер по продукту DENSO Aftermarket. — Недавнее расширение нашей программы стартеров и генераторов нацелено на удовлетворение потребностей наших клиентов, желающих получить качество оригинальных компонентов, современные технологии и максимальный охват парка автомобилей».
Узнать больше
Более подробную информацию о новом каталоге стартеров и генераторов вы можете найти в разделе Стартеры и генераторы, в системе TecDoc и у представителя DENSO.
www.denso-am.ru
Пример разбора генератора на модели типа denso от Toyota.
Генератор и используемые инструменты:
Откручиваем защитную крышку:
Откручиваем гайку плюсового вывода:
Снимаем изолятор:
Снимаем защитную крышку:
Откручиваем винты щеткодержателя:
Снимаем щеточный узел:
Откручиваем винты крепления реле регулятора:
Снимаем регулятор:
Откручиваем винты крепления фаз статора диодного моста:
Снимаем диодный мост:
Снимаем изоляторы фаз:
Диодный мост с изоляторами:
Откручиваем гайки крепления задней крышки генератора:
Снимаем заднюю крышку:
Задняя крышка генератора:
Отвинчиваем гайку шкива:
Снимаем шкив:
Вытаскиваем якорь:
Ротор (якорь) генератора:
Выкручиваем шпильки крепления статора:
Снимаем статор:
Откручиваем винты крепления крышки переднего подшипника:
Убираем крышку, снимаем передний подшипник:
Снимаем задний подшипник:
Разобранный генератор:
Комплект подшипников генератора:
Щеточный узел (щеткодержатель):
Регулятор:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
ferumotus.com
(Нидерланды)
В каталоге DENSO можно выбрать и купить свечи зажигания, датчики и лямбда-зонд, радиаторы охлаждения, компрессоры кондиционера, щетки стеклоочистителя, генераторы и много других деталей для ремонта и обслуживания автомобиля . Выберите раздел каталога для поиска нужной запчасти. Чтобы приобрести запчасти DENSO выберите устраивающие Вас срок и цену. Обратите внимание, цены и сроки указаны для г. Уфа.
NIPPON DENSO так называлась созданая в 1949 году, а сегодня известная всем компания DENSO CORPORATION, название которой сменили в 1996 году.
Производя свои изделия под торговой маркой DENSO, компания по праву входит в число лидеров производящих автомобильные детали и компоненты. Обеспечить производство позволяют 67 заводов, в 22 странах мира, а так же 25 представительств, в том числе и в Европе. В число выпускаемой продукции входят топливные насосы, компрессоры конденционеров, топливные форсунки, свечи накаливания и зажигания, радиаторы охлаждения, фильтры и многое другое. Основная часть произведенной продукции обеспечивает сборочные конвейеры ведущих авто концернов мира. На российском рынке копанию больше знают по свечам зажигания, форсункам и щеткам стеклоочистителя.
Свечи Iridium Power изготавливаются с применением иридиевого сплава, отличаются высокой надежность, долговечностью и стабильностью. Топливными форсунками DENSO обеспечивает авто производителей, качество форсунок по праву считается OEM. Рабочее полотно щеток с графитовым покрытием, это обеспечивает хороший прижим и долговечность в сложных температурных условиях и защищает полотно от воздействия различных химических соединений, которые в достаточном количестве имеются на дорожном покрытии. Продукция и производство компании обеспечены международными сертификатами QS 9000 / ISO 9001
proficars.ru
Генераторы фирмы Nippon Denso
Эта серия генераторов при номинальном напряжении 14 В на базе нескольких размеров статора имеет но-
минальные выходные токи 45, 5565, 70, 75, 80, 90 и 120 А. Общий вид одного из типов данной серии представ-
лен на рис.29. Тип генератора (например, 100211 — 4170), номинальное напряжение (12 В), фирменный номер,
эмблема автомобиля (например, Toyota) и обозначение штекерных выводов в колодке (например, IG, L) указа-
ны на наклейке на цилиндрической части крышки со стороны привода (обозначения на самой колодке отсутст-
вуют). Типовая схема включения генераторов показана на рис.6.в. Помимо «массы», генераторы имеют сле-
дующие внешние выводы с обозначением:
Рис.29. Общий вид генераторов компактной конструкции фирмы
Nippon Denso
В — силовой вывод для соединения с плюсовым проводом бортсети; L
— вывод встроенного регулятора напряжения для соединения с лампой
контроля исправности;
S — вывод входной сети регулятора напряжения для соединения с
«плюсом» батареи;
IG — вывод регулятора напряжения для питания цепей регулятора на-
пряжения через выключатель зажигания;
FR — вывод регулятора напряжения для соединения с бортовым ком-
пьютером и системой электронного впрыска.
Вывод «В» винтовой, а «L», «S», «IG» и «FR» — плоские штекеры 6,3х0,8 мм, объединенные конструктивно в
пластмассовой колодке регулятора напряжения. Другие применяемые варианты схем отличаются от приведен-
ной отсутствием выводов S и FR. В сравнении с компактными генераторами фирм Bosch и Valeo генераторы
Nippon Dense отличаются следующим:
установка статора в крышке со стороны привода и сопряжение крышек аналогичны генераторам Valeo с тем
отличием, что пакет статора со шлифованным наружным диаметром входит в проточку крышки по скользящей
посадке (у Valeo с гарантированным зазором). В связи с этим центрирование статора не требуется. Однако, при
эксплуатации в условиях повышенной влажности и загрязнения извлечение статора из крышки при разборке
генератора может быть затруднено из-за коррозии и загрязнения соприкасающихся поверхностей.
выпрямительный блок, регулятор напряжения и щеткодержатель выполнены в виде отдельных конструк-
тивных узлов, размещены на наружном торце крышки со стороны контактных колец и закрыты металлическим
кожухом, служащим дополнительным теплоотводом выпрямительного блока.
Сам выпрямительный блок состоит из монтажной платы и двух медных теплоотводов, расположенных друг
над другом. В выдавках теплоот-водов припаяны силовые корпусные диоды фирмы Toshiba (рис.30). При необ-
ходимости увеличения мощности используется дополнительное плечо выпрямителя, питаемое от нулевой точки
обмотки статора. Электрическое соединение элементов блока в схему осуществляется контактной сваркой с
шинами монтажной платы, концы выводов фаз и нулевой точки прижимаются винтами к контактным площад-
кам монтажной платы
Рис.30. а — выпрямительный блок.б — диод фирмы Toshiba генератора Nippon Dense: I — отрицательный теч-
лоотвод: 2 — положительный теплоотвод
Рис.31. Регулятор напряжения генераторных установок фирмы Nippon Dense
Регулятор напряжения (рис.31) выполнен в пластмассовом корпусе с алюминиевым оребренным теплоотво-
дом, помимо внешних штекерных выводов он имеет 4 вывода для винтового соединения с соответствующими
26
выводами выпрямительного блока и щеткодержателя. При отсутствии трех дополнительных диодов обмотка
возбуждения с последовательно соединенным выходным транзистором регулятора включается на «+» и «—»
внутри генератора. Схема регулятора напряжения с использованием сигнала от фазы генератора и подачи «+»
бортсети на вывод IG через выключатель зажигания обеспечивает функционирование лампы контроля исправ-
ности и уменьшает ток разряда аккумуляторной батареи при неработающем двигателе и включенном выключа-
теле зажигания (см. схему на рис.6,в).
Помехоподавительный конденсатор размещен в корпусе регулятора напряжения.
Щеточно-контактный узел тщательно защищен от попадания извне влаги и грязи, для чего используется ре-
зиновое уплотнение. Щетки применяются меднографитовые, с поперечным сечением 5х7 мм. Допустимая тем-
пература окружающей среды +90°С. Максимальная рабочая частота вращения ротора 18000 мин’. Регулируемое
напряжение в контрольной точке 14,5±0,3 В, термокомпенсация отрицательная.
Крепление генератора на кронштейне двигателя осуществляется, как правило, на одной лапе, которая вы-
полняется составной из прилегающих друг к другу «полулап» на каждой крышке, что повышает жесткость кон-
струкции генератора и ее вибропрочность.
www.elektrik-avto.ru