Когда вы оказываетесь у завода Nokian Tyres во Всеволожске, то сразу понимаете, что именно здесь производят — обоняние подсказывает. Однако необходимо отметить, что шины Nokian Tyres производятся без использования канцерогенных высокоароматических масел, а само предприятие считается не только самым современным, но и одним из самых экологичных шинных заводов. Даже вода, которая используется на производстве, работает по замкнутому контуру.
Юбилей близко
Завод Nokian Tyres во Всеволожске был открыт в сентябре 2005-го — через год финны будут отмечать 10-летие работы в России. На данный момент российское предприятие уже крупнее, чем первый завод Nokian в Финляндии, в одноименном городке Нокиа.
Всего в российском подразделении Nokian Tyres работают 1345 сотрудников (на 31.03.2014 г.), непосредственно в производственно-техническом отделе занято около 1100 человек. На сегодняшний день на заводе во Всеволожске запущено 13 производственных линий, а мощности предприятия составляют 15 500 000 шин в год.
За время экскурсии по цехам завода мы встретили не так уж много сотрудников — процесс производства автоматизирован настолько, что финны, кажется, уже буквально видят тот день, когда присутствие человека на заводе не потребуется вовсе! Бóльшую часть операций, включая транспортировку, сборку и контроль качества, уже выполняют машины. В скором времени сборочные машины, где требуется участие оператора, заменят полностью автоматическими, за которыми мастер лишь присматривает, но в сам процесс не вмешивается.
Завод работает круглосуточно, семь дней в неделю, в четыре смены. Каждая смена длится 12 часов. На предприятии Nokian Tyres во Всеволожске реализован полный производственный цикл — от приема сырья, производства резиновых смесей и компонентов до производства «зеленой» шины, вулканизации и контроля качества. Также на заводе осуществляется ошиповка зимних шин на автоматических станках.
Миксинг. Цех резиносмешения
Экскурсию по производству мы начинаем с цеха миксинга, или подготовки резиновой смеси. В первые годы работы завода смеси доставляли из Финляндии, сейчас их полностью готовят здесь, во Всеволожске.
Здание цеха можно образно сравнить с большой воронкой; это пятиэтажное сооружение, где смесь проходит каждый из уровней, наполняясь сверху вниз новыми составляющими. И если на верхнем этаже в воронку добавляют базовый ингредиент — сажу, то к нижним этажам в «коктейль» вливают синтетические и натуральные каучуки, рапсовое и сосновое масло и прочие добавки. Всего на заводе изготавливают несколько десятков различных смесей, каждая из которых идет на изготовление различных компонентов шины (их 15—20, в зависимости от предназначения каждого колеса).
Точное количество каждой добавки для приготовления резиновой смеси подсказывает компьютер. Синтетический каучук при помощи пневмощупалец оператор добавляет «кирпичиками»; мастер смотрит на экран, куда, подсчитав количество натурального каучука, компьютер выводит точное количество «синтетики», которую необходимо добавить для правильной пропорции.
Стоит отметить, что соотношение каучука зависит от сезонного предназначения шины: в зимних больше натурального каучука, а в летних — синтетического. Поэтому зимние шины пахнут гораздо сильнее — синтетический каучук практически не имеет запаха.
Готовую смесь в пластах складывают на палеты, после чего рабочий отрезает четыре уголка на каждой «стопке», чтобы отправить в лабораторию для контроля качества. Образцы пакуют в пластиковые контейнеры и, как деньги в супермаркетах, по пневматической транспортной системе отправляют в лабораторию. Там осуществляется проверка качества поступающего на завод сырья (каучука, силики, химических добавок и пр.) и получаемых резиновых смесей на их физико-химические свойства.
Далее готовые смеси складируют на первом этаже цеха миксинга, на каждой пачке висит ярлык — свидетельство прохождения контроля качества смеси. В соседний корпус цеха производства компонентов шин палеты доставляют автопогрузчиками, которые резво носятся по территории, сигналя зазевавшимся журналистам, по неосторожности сошедшим с пешеходных дорожек.
Цех компонентов
В цехе производят различные компоненты, из которых потом собирается шина в следующем цехе. Цех компонентов состоит из двух подразделений — так называемые длинные линии (производство протектора, гермослоя, боковины) и короткие линии (производство бортовых колец, металлокорда, текстильного корда и пр.).
Производственный цех располагается в трех корпусах: в первых двух готовят компоненты шины, а в третьем получают заготовки — «зеленые» шины, которые в дальнейшем проходят вулканизацию и получают рисунок протектора. Но обо всем по порядку.
Наша следующая остановка — цех «длинных линий». Здесь производят, в частности, протектор и гермослой — внутренний слой шины, по сути ставший заменой камерам. Для производства протекторов используются четыре шинных смеси, которые затягиваются в экструдер (специальную машину для непрерывной переработки сырья в однородный расплав и придания ему формы). Сырье медленно втягивается на ленту конвейера машины прямо с палет, а когда резиновая лента заканчивается, рабочий соединяет конец с началом новой «пачки», чтобы обеспечить бесперебойность подачи смеси. Из экструдера выходят длинные пласты протекторной части, прошедшие нагрев и последующее охлаждение, с нанесенной маркировкой типоразмера и модели шины. Далее липкие ленты наматываются на катушки (с промежуточными синтетическими прокладками, чтобы не слипались), по 120—160 метров на каждую. К протектору добавляется пятая смесь; она необходима для того, чтобы протектор лучше скреплялся с другими компонентами.
Идем дальше, в цех «коротких линий». Бортовые кольца представляют собой спираль из десятка витков проволоки, обрезиненной в несколько этапов. Кольца, придающие жесткость боковинам шин, развешаны на разноцветных кругах-прослойках, которые не только препятствуют слипанию обрезиненных компонентов, но и помогают отличить кольца по размерам и, соответственно, предназначению.
Для производства металлического корда берется золотистого цвета проволока, которую тянут с десятка катушек. В дальнейшем она обрезинивается и пластами нарезается под углом примерно 30 градусов — точно сказать нельзя, поскольку ни фотографировать, ни давать комментарии о процессе нарезки металлокорда не разрешается. Секрет фирмы!
Линия производства текстильного корда в разы крупнее станка для металлокорда. Полотна изготавливают экструдерами, куда сначала подается резиновая смесь в листах, похожих на те, из которых производят протекторы. Далее смесь нагревают и отправляют на ленту конвейера одинаковыми нарезанными комками, проходящими дальнейшую обработку и выходящими в виде плоских широких листов, соединяющихся с текстильной сеткой.
«Зеленая» шина
На предприятии используют два типа сборочных машин, которые работают по одинаковому принципу; но более современная модель VMI MAXX все делает без участия человека — даже подача бортовых колец осуществляется автоматически. Задача оператора — следить за подачей сырья с оборотной стороны машины при помощи специальных мониторов.
К сборочной машине с тыльной стороны подвозятся и заправляются все необходимые компоненты — гермослой, протектор, боковина, текстильный корд, нейлоновый бандаж, стальной брейкер и бортовые кольца. Все эти компоненты собираются в цехе сборки (предыдущий этап производства) непосредственно на заводе Nokian Tyres.
Сборочная машина наматывает компоненты на барабан и получается невулканизированная «зеленая» шина. Линию визуально можно разделить на две части — левую и правую. На левой стороне на барабан наматывается сначала стальной брейкер (два слоя крест-накрест), затем нейлоновый бандаж, потом — протектор. Наложение слоев происходит по лазерным лучам. На правой стороне на барабан наматываются гермослой с боковинами и текстильный корд. После чего правая и левая заготовки объединяются — и получается шина, готовая к вулканизации.
Вулканизация
В процессе вулканизации шина получает финальный вид; на протекторе появляется рисунок, на боковинах — название модели, а также другая информация для удобства потребителей и шиномонтажников. После вулканизации шина приобретает все свои конечные характеристики (кроме шипов).
В одной линии — 16 вулканизирующих устройств. В каждом таком устройстве — два пресса. Процесс вулканизации занимает от 10 до 13 минут и проходит при температуре 202—203 ºС, которая достигается паром. В прессе расположено восемь фрагментов пресс-формы. Две из них — боковина шины, еще шесть образуют рисунок протектора.
Внутри пресса находится диафрагма, которая надувается и прижимает шину к пресс-формам. Давление внутри диафрагмы — 15 бар. После вулканизации шина остужается примерно 10 минут и после этого поступает на следующий этап — контроль качества.
Контроль качества готовой продукции
Шину проверяют в горячем состоянии, так как при охлаждении многие дефекты не видны. Колесо вращают в вертикальном состоянии — так лучше видна наружная и внутренняя части шины. Покрышку осматривают на наличие пузырей, трещин, проверяют качество швов и множество других параметров.
После участка визуального контроля колеса забирает «умный» робот (фотографировать нам его также не разрешили) — очередное ноу-хау финской компании. Данные машины самостоятельно сортируют шины по типу и размеру, раскладывая их пачками. Как роботы различают колеса, мы поняли, но рассказать, к сожалению, не можем.
Задача автоматического контроля качества — выявить те дефекты, которые не могут быть обнаружены визуально. Это вес шины, диаметр, латеральные, радиальные силы и конусность.
В дальнейшем шины проходят этап компьютерного контроля качества — машина оценивает сбалансированность шин и ряд прочих факторов, после чего колеса отправляются на склад готовой продукции. Там же происходит ошиповка зимних колес на специальном станке с лазерным наведением.[SK1]
Да, процесс производства шин впечатляет! Его можно сравнить с выпуском целого автомобиля. Для многих из нас автомобильная шина — не более чем простой кусок резины, обернутый вокруг колеса, а на самом деле это сложный в изготовлении механизм. Уровень автоматизации при производстве шин Nokian сопоставим с наиболее технологичными автосборочными предприятиями, но финские шинники не собираются останавливаться и обещают и дальше увеличивать этот показатель.
dvizhok.su
Nokian Tyres — финская компания, единственный крупный производитель шин для сложных климатических условий. Компания занимается разработкой и производством легковых шин, шин для коммерческого и грузового транспорта, а также индустриальных шин для тяжелой техники.
Ключевыми рынками для компании являются регионы со сложными климатическими условиями, которые предъявляют повышенные требования к шинам из-за снежной зимы, неустойчивых температур, большого количества осадков, капризной и изменчивой погоды.
Штаб-квартира компании находится в городе Нокиа, Финляндия.
История компании Nokian Tyres началась в 1898 году с предприятия Suomen Gummitehdas Osakeyhtiö — завода по производству изделий из резины в Хельсинки, Финляндия. Компания производила галоши для частных клиентов и продукцию из технической резины для промышленности[1].
В 1904 году производство было перенесено в город Нокиа. Перенос был связан с ростом производства и нехваткой места в центре Хельсинки.
Компания Suomen Gummitehdas планировала начать производство шин уже в начале века. После длительной подготовки в 1924 году компания начала производство велосипедных шин.[2]
В 1932 году компания Suomen Gummitehdas Oy запускает производство автомобильных шин. Первая шина получила название Kesäpinta (Летняя покрышка). Знания и оборудование для производства шин были получены в США во время поездок, совершаемых Старшим инженером Энсио Салменкаллио. Первая партия продукции составила всего несколько десятков килограммов, но к 1934 году завод уже работал в три смены.
В 1934 году компания производит революцию на рынке шин и выпускает первую в мире зимнюю шину под названием Kelirengas (в переводе «шина для определенной погоды»). Новая шина была разработана для автобусов и грузового транспорта того времени. Главной задачей Kelirengas являлось обеспечение тяги и в глубоком снегу. Для этого был разработан специальный глубокий протектор, а в центральной части шины использовались блоки зигзагообразной формы с острыми краями, разделенные глубокими продольными канавками. Благодаря такому решению шина Kelirengas обеспечивала отличное сцепление и проходимость автомобиля на заснеженой поверхности, а также в дальнейшем позволило водителям отказаться от неудобных в использовании цепей противокольжения.
Eсли модель Kelirengas предназначалась для коммерческого транспорта, то в 1936 году на заводе в Нокиа было начато производство шин и для легковых автомобилей.
Первая зимняя шина для легковых автомобилей получила название Lumi-Hakkapeliitta. Блоки протектора новой модели были, как и в Kelirengas, расположены поперек, но их сложный рисунок обеспечивал шине более широкий функционал. Помимо высоких сцепных свойств на снегу, шина обеспечивала сцепление на льду и гравии, а развитые канавки протектора хорошо очищались от снега и грязи.
Решения, использованные в модели Lumi-Hakkapeliitta, с успехом использовались даже в 1950-х годах. К примеру, похожий, хотя и серьезно модифицированный, рисунок протектора имела выпущенная в середине 1950-х модель Haka-Hakkapeliitta, главная особенность которой заключалась в усиленном многослойном рисунке протектора.
Как отдельная компания Nokian Tyres была образована в 1988 году путём выделения из конгломерата Nokia, с 1967 года являлась его «резиновым» подразделением (другими дивизионами были деревообработка и электротехника). Сейчас Nokia (ранее бывшая крупнейшим поставщиком мобильных телефонов) не имеет никакого отношения к Nokian Tyres.
Крупнейшие акционеры компании по состоянию на весну 2011 года: Varma Mutual Pension Insurance Company (6,6 %), Ilmarinen Mutual Pension Insurance Company (3,5 %), Nordea (1 %)[3].
Председатель совета директоров компании — Петтери Валлден (Petteri Walldén). С 1 июня 2017 года Президентом является Хилле Корхонен (Hille Korhonen)[1]. С 2014 по 2016 год президентом являлся Ари Лехторанта (Ari Lehtoranta), пришедший на смену Киму Грану 1 октября 2014 года[4].
Nokian Tyres — известный производитель шин для легковых и грузовых автомобилей, лесной и строительной техники. Особую известность получили зимние шины марки Nokian Hakkapeliitta, в том числе шипованные.
Выпуск шин на собственных заводах ведётся в городах Нокиа (Финляндия, 6 млн шин в год) и Всеволожск (Россия, Ленинградская область, 14 млн шин в год). Также компания размещает заказы на производство шин под своим брендом на сторонних предприятиях.
В концерне Nokian Tyres на конец I квартала 2013 года было занято 4080 сотрудников.
В феврале 2014 компания Nokian Tyres представила первую в мире зимнюю шину с выдвигающимися шипами[5].
Интересы компании в России представляет ООО «Нокиан Шина». В городе Всеволожск Ленинградской области в сентябре 2005 года был открыт завод мощностью 8 млн шин в год, инвестиции в открытие составили около 400 млн евро[3].
В I квартале 2013 года на предприятии была запущена в эксплуатацию 12-я производственная линия, таким образом производственные мощности на российском заводе составляли порядка 14 млн шин в год. В российском подразделении на конец I квартала 2013 года было занято 1269 сотрудников[6].
Участниками программы Hakka Guarantee в России (торговые точки, где продаются шины Nokian Tyres с расширенной гарантией) на конец I квартала 2013 года стали 2119 шинных центров и автосалонов в 252 городах[6].
Nokian официально призналась в многолетнем манипулировании результатами шинных тестов[7]. В 2016 году финский портал Kauppalehti опубликовал материал[8], ставший причиной скандала в шинной отрасли. Издание получило достоверные данные о том, что Nokian в течение нескольких лет предоставляла для тестов различных журналов модифицированные шины, чтобы они побеждали в испытаниях и таким образом увеличивали ценность бренда и стоимость акций компании. По данным авторов расследования, Nokian также изучала результаты тестов шин конкурентов и модифицировала свои тестовые покрышки так, чтобы те показывали лучшие результаты.
По словам источников Kauppalehti, компания намеренно вводила потребителей в заблуждение. «Когда тестировались шины, купленные в обычном магазине, они не могли победить. Такой риск компания не могла себе позволить», — заявил один из собеседников издания.
В сообщении[9], появившемся на сайте Nokian, отмечается, что в предыдущие годы, когда СМИ получали продукцию непосредственно от производителя, в этой сфере действительно применялись «сомнительные» методы. При этом в компании заверили, что компания уже запретила выпускать или даже разрабатывать шины, предназначенные исключительно для успешного прохождения тестов. «Мы приносим извинения и сожалеем об ошибках, допущенных нами в прошлом», — заявил глава Nokian Tyres Ари Лехторанта.
wiki2.red
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «»)Nokian Tyres — финская компания, крупный производитель шин для сложных климатических условий. Компания занимается разработкой и производством легковых шин, шин для коммерческого и грузового транспорта, а также индустриальных шин для тяжелой техники.
Ключевыми рынками для компании являются регионы со сложными климатическими условиями, которые предъявляют повышенные требования к шинам из-за снежной зимы, неустойчивых температур, большого количества осадков, капризной и изменчивой погоды.
Штаб-квартира компании находится в городе Нокиа, Финляндия.
История компании Nokian Tyres началась в 1898 году с предприятия Suomen Gummitehdas Osakeyhtiö — завода по производству изделий из резины в Хельсинки, Финляндия. Компания производила галоши для частных клиентов и продукцию из технической резины для промышленности[1].
В 1904 году производство было перенесено в город Нокиа. Перенос был связан с ростом производства и нехваткой места в центре Хельсинки.
Компания Suomen Gummitehdas планировала начать производство шин уже в начале века. После длительной подготовки в 1924 году компания начала производство велосипедных шин.[1]
В 1932 году компания Suomen Gummitehdas Oy запускает производство автомобильных шин. Первая шина получила название Kesäpinta (Летняя п
encyclopaedia.bid
Nokian Tyres — финская компания, крупный производитель шин для сложных климатических условий. Компания занимается разработкой и производством легковых шин, шин для коммерческого и грузового транспорта, а также индустриальных шин для тяжелой техники.
Ключевыми рынками для компании являются регионы со сложными климатическими условиями, которые предъявляют повышенные требования к шинам из-за снежной зимы, неустойчивых температур, большого количества осадков, капризной и изменчивой погоды.
Штаб-квартира компании находится в городе Нокиа, Финляндия.
История компании Nokian Tyres началась в 1898 году с предприятия Suomen Gummitehdas Osakeyhtiö — завода по производству изделий из резины в Хельсинки, Финляндия. Компания производила галоши для частных клиентов и продукцию из технической резины для промышленности[1].
В 1904 году производство было перенесено в город Нокиа. Перенос был связан с ростом производства и нехваткой места в центре Хельсинки.
Компания Suomen Gummitehdas планировала начать производство шин уже в начале века. После длительной подготовки в 1924 году компания начала производство велосипедных шин.[1]
В 1932 году компания Suomen Gummitehdas Oy запускает производство автомобильных шин. Первая шина получила название Kesäpinta (Летняя покрышка). Знания и оборудование для производства шин были получены в США во время поездок, совершаемых Старшим инженером Энсио Салменкаллио. Первая партия продукции составила всего несколько десятков килограммов, но к 1934 году завод уже работал в три смены.
В 1934 году компания производит революцию на рынке шин и выпускает первую в мире зимнюю шину под названием Kelirengas (в переводе «шина для определенной погоды»). Новая шина была разработана для автобусов и грузового транспорта того времени. Главной задачей Kelirengas являлось обеспечение тяги и в глубоком снегу. Для этого был разработан специальный глубокий протектор, а в центральной части шины использовались блоки зигзагообразной формы с острыми краями, разделенные глубокими продольными канавками. Благодаря такому решению шина Kelirengas обеспечивала отличное сцепление и проходимость автомобиля на заснеженой поверхности, а также в дальнейшем позволило водителям отказаться от неудобных в использовании цепей противокольжения.
Eсли модель Kelirengas предназначалась для коммерческого транспорта, то в 1936 году на заводе в Нокиа было начато производство шин и для легковых автомобилей.
Первая зимняя шина для легковых автомобилей получила название Lumi-Hakkapeliitta. Блоки протектора новой модели были, как и в Kelirengas, расположены поперек, но их сложный рисунок обеспечивал шине более широкий функционал. Помимо высоких сцепных свойств на снегу, шина обеспечивала сцепление на льду и гравии, а развитые канавки протектора хорошо очищались от снега и грязи.
Решения, использованные в модели Lumi-Hakkapeliitta, с успехом использовались даже в 1950-х годах. К примеру, похожий, хотя и серьезно модифицированный, рисунок протектора имела выпущенная в середине 1950-х модель Haka-Hakkapeliitta, главная особенность которой заключалась в усиленном многослойном рисунке протектора.
Как отдельная компания Nokian Tyres была образована в 1988 году путём выделения из конгломерата Nokia, с 1967 года являлась его «резиновым» подразделением (другими дивизионами были деревообработка и электротехника). Сейчас Nokia (ранее бывшая крупнейшим поставщиком мобильных телефонов) не имеет никакого отношения к Nokian Tyres.
Крупнейшие акционеры компании по состоянию на весну 2011 года: Varma Mutual Pension Insurance Company (6,6 %), Ilmarinen Mutual Pension Insurance Company (3,5 %), Nordea (1 %)[2].
Председатель совета директоров компании — Петтери Валлден (Petteri Walldén). С 1 июня 2017 года Президентом является Хилле Корхонен (Hille Korhonen)[1]. С 2014 по 2016 год президентом являлся Ари Лехторанта (Ari Lehtoranta), пришедший на смену Киму Грану 1 октября 2014 года[3].
Nokian Tyres — известный производитель шин для легковых и грузовых автомобилей, лесной и строительной техники. Особую известность получили зимние шины марки Nokian Hakkapeliitta, в том числе шипованные.
Выпуск шин на собственных заводах ведётся в городах Нокиа (Финляндия, 6 млн шин в год) и Всеволожск (Россия, Ленинградская область, 14 млн шин в год). Также компания размещает заказы на производство шин под своим брендом на сторонних предприятиях.
В концерне Nokian Tyres на конец I квартала 2013 года было занято 4080 сотрудников.
В феврале 2014 компания Nokian Tyres представила первую в мире зимнюю шину с выдвигающимися шипами[4].
Интересы компании в России представляет ООО «Нокиан Шина». В городе Всеволожск Ленинградской области в сентябре 2005 года был открыт завод мощностью 8 млн шин в год, инвестиции в открытие составили около 400 млн евро[2].
В I квартале 2013 года на предприятии была запущена в эксплуатацию 12-я производственная линия, таким образом производственные мощности на российском заводе составляли порядка 14 млн шин в год. В российском подразделении на конец I квартала 2013 года было занято 1269 сотрудников[5].
Участниками программы Hakka Guarantee в России (торговые точки, где продаются шины Nokian Tyres с расширенной гарантией) на конец I квартала 2013 года стали 2119 шинных центров и автосалонов в 252 городах[5].
Nokian официально призналась в многолетнем манипулировании результатами шинных тестов[6]. В 2016 году финский портал Kauppalehti опубликовал материал[7], ставший причиной скандала в шинной отрасли. Издание получило достоверные данные о том, что Nokian в течение нескольких лет предоставляла для тестов различных журналов модифицированные шины, чтобы они побеждали в испытаниях и таким образом увеличивали ценность бренда и стоимость акций компании. По данным авторов расследования, Nokian также изучала результаты тестов шин конкурентов и модифицировала свои тестовые покрышки так, чтобы те показывали лучшие результаты.
По словам источников Kauppalehti, компания намеренно вводила потребителей в заблуждение. «Когда тестировались шины, купленные в обычном магазине, они не могли победить. Такой риск компания не могла себе позволить», — заявил один из собеседников издания.
В сообщении[8], появившемся на сайте Nokian, отмечается, что в предыдущие годы, когда СМИ получали продукцию непосредственно от производителя, в этой сфере действительно применялись «сомнительные» методы. При этом в компании заверили, что компания уже запретила выпускать или даже разрабатывать шины, предназначенные исключительно для успешного прохождения тестов. «Мы приносим извинения и сожалеем об ошибках, допущенных нами в прошлом», — заявил глава Nokian Tyres Ари Лехторанта.
wikiredia.ru