Menu

Фото коромысла – Фото коромысла (13 картинок) ⭐ Забавник

Фото коромысла (13 картинок) ⭐ Забавник

Коромысло — это дугообразное приспособление из дерева для ручного ношения двух ведер и прочих грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины. Ниже представлена подборка фото коромысла.

Коромысло

Картина

Рисунок на коромысле

Женщина несет коромысло

С деревянными ведрами

zabavnik.club

Коромысло » Перуница

Коромысло
Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:

— Никто пó воду не ходит. Коромысла не берет.
Стали жить по новой моде — завели водопровод.
Разленились нынче бабы. Али плечи стали слабы?
Речка спятила с ума — по домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном к берегам ее зеленым
Шли девицы за водой по улице мостовой.
Подходили к речке близко, речке кланялися низко:
— Здравствуй, речка, наша мать, дай водицы нам набрать!

А теперь двухлетний внучек повернет одной рукой
Ручку крана, точно ключик, — и вода бежит рекой!

Так сказало коромысло,
И на гвоздике повисло.

Самуил Маршак


Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло (коромысел). Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом.

На Брянщине с помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот, на речку тащили белье полоскать, огурцы мыть и т.д. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое. А как приятна на вкус вода из криницы, да еще из того ведра, которое принесла на коромысле родная мать. Бегаешь, бывало, постреленком, забежишь наперед к матери, попьешь воды прямо из ведра — и уйдет куда-то усталость, и будто новые силы прихлынут.

Ношение воды на коромысле — целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло — в правой. И уж, конечно, разговоры у колодца. Бывает, десятками минут могут женщины разговаривать, держа при этом на плечах коромысло с полными ведрами. Вот уж поистине женская страсть к разговорам, за которыми и тяжести не замечают.

У колодца ведро на коромысло цепляют сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды таким способом — держать равновесие. Можно сразу забросить на плечо коромысло с ведрами. Уверяем вас, это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Еще надо уметь и воды зачерпнуть ведром на коромысле. Иногда бывает, слетит при этом у неумехи ведро с крючка коромысла прямо в колодец. Копайся потом, доставай. Будет тебе и от соседей нагоняй. На русских свадьбах невеста в день свадьбы должна принести ведра воды на коромысле, украшенном лентами, при этом не пролив ни капли.

В быту русских крестьян были известны коромысла разной формы. При раскопках в Великом Новгороде в слоях XI – XIV вв. археологи нашли большое количество дугообразных коромысел. Они имели наибольшее распространение. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.

Во многих деревнях встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелась выемка для шеи женщины. Ведра с водой закрепляли на длинных крючках, спускавшихся вниз с концов коромысла.

Коромысло в виде круглой в сечении палки, хорошо известное в Западной Европе, у русских встречалось редко. Оно было неудобно в использовании, так как палка сильно давила на плечи. С его помощью русские крестьянки чаще всего переносили с реки выстиранное белье. При этом коромысло несли две женщины: один его конец лежал на плече идущей впереди крестьянки, другой — на плече идущей сзади.

О коромыслах с ведрами составлено много загадок и пословиц:

«Два братца хотят подраться, да руки коротки»,
«Двое купаются, а третий дивуется»,
«Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит».

«Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца».
«Ремесло не коромысло, плеч не оттянет».
«Пыль столбом, дым коромыслом — не то от тоски, не то от пляски!»

Чаще всего изготавливают коромысла (рис. 1) из березы, орешника (лещины), клена, бука, реже — из сосны и ели. В качестве заготовки для коромысла подбирают дерево толщиной посредине 5…7 см и длиной 190…210 см. Из такого окоренного ствола топором, рубанком выполняют готовое изделие. На края коромысла крепят (привинчивают шурупами или прибивают гвоздями) металлические накладки с крючком (рис. 2). Коромысло украшают резьбой, раскрашивают (рис. 3), что придает ему нарядный и праздничный вид. Из природных деревянных заготовок изогнутой формы получается очень красивое коромысло.

Рис. 1. Коромысла делают разной формы

Рис. 2. Крепление крючка на конце коромысла

Рис. 3. Раскрашенное коромысло

Чтобы оно не треснуло, поверх пускают металлическую накладку из жести (рис. 1,в), которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами. Коромысла, как рассказывают старожилы-односельчане, служили в отдельных случаях 50 лет и более.

В домашних условиях коромысло хранят в коридоре в углу, поставив вертикально, либо укладывают на двух специально вбитых в стену колышках или толстых гвоздях.

Нет, нет, да все еще встретишь в русских деревнях коромысло.

Г.Л.Чайников «Июнь месяц»

Сорока (Васильев) Григорий Васильевич «Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии» 1840-е

Г.Л.Чайников «Май»

Алексей Венецианов «Встреча у колодца» 1843

К.Маковский «Девушка с коромыслом» 1874

Н.А.Касаткин «Соперницы» 1890

Алексей Белых «Летом» 1953

Никифор Крылов «Зима»

С.Смирнов «Крещенские морозы»

Дмитрий Васильев

К.Васильев «У колодца»

Федот Сычков «Молодая»

Ф.А.Малявин «Женщина с коромыслом»

А.П.Рябушкин «В деревне. Девушка с вёдрами» 1898

www.perunica.ru

Коромысло — Славянская культура


Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло (коромысел). Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы.Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом.

На Брянщине с помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот, на речку тащили белье полоскать, огурцы мыть и т.д. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое. А как приятна на вкус вода из криницы, да еще из того ведра, которое принесла на коромысле родная мать. Бегаешь, бывало, постреленком, забежишь наперед к матери, попьешь воды прямо из ведра — и уйдет куда-то усталость, и будто новые силы прихлынут.

Ношение воды на коромысле — целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло — в правой. И уж, конечно, разговоры у колодца. Бывает, десятками минут могут женщины разговаривать, держа при этом на плечах коромысло с полными ведрами. Вот уж поистине женская страсть к разговорам, за которыми и тяжести не замечают.

У колодца ведро на коромысло цепляют сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды таким способом — держать равновесие. Можно сразу забросить на плечо коромысло с ведрами. Уверяем вас, это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Еще надо уметь и воды зачерпнуть ведром на коромысле. Иногда бывает, слетит при этом у неумехи ведро с крючка коромысла прямо в колодец. Копайся потом, доставай. Будет тебе и от соседей нагоняй. На русских свадьбах невеста в день свадьбы должна принести ведра воды на коромысле, украшенном лентами, при этом не пролив ни капли.

В быту русских крестьян были известны коромысла разной формы. При раскопках в Великом Новгороде в слоях XI – XIV вв. археологи нашли большое количество дугообразных коромысел. Они имели наибольшее распространение. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.

Во многих деревнях встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелась выемка для шеи женщины. Ведра с водой закрепляли на длинных крючках, спускавшихся вниз с концов коромысла.

Коромысло в виде круглой в сечении палки, хорошо известное в Западной Европе, у русских встречалось редко. Оно было неудобно в использовании, так как палка сильно давила на плечи. С его помощью русские крестьянки чаще всего переносили с реки выстиранное белье. При этом коромысло несли две женщины: один его конец лежал на плече идущей впереди крестьянки, другой — на плече идущей сзади.

О коромыслах с ведрами составлено много загадок и пословиц:

«Два братца хотят подраться, да руки коротки»,
«Двое купаются, а третий дивуется»,
«Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит».

«Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца».
«Ремесло не коромысло, плеч не оттянет».
«Пыль столбом, дым коромыслом — не то от тоски, не то от пляски!»

Чаще всего изготавливают коромысла из березы, орешника (лещины), клена, бука, реже — из сосны и ели. В качестве заготовки для коромысла подбирают дерево толщиной посредине 5…7 см и длиной 190…210 см. Из такого окоренного ствола топором, рубанком выполняют готовое изделие. На края коромысла крепят (привинчивают шурупами или прибивают гвоздями) металлические накладки с крючком. Коромысло украшают резьбой, раскрашивают, что придает ему нарядный и праздничный вид. Из природных деревянных заготовок изогнутой формы получается очень красивое коромысло.

Чтобы оно не треснуло, поверх пускают металлическую накладку из жести, которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами. Коромысла, как рассказывают старожилы-односельчане, служили в отдельных случаях 50 лет и более.
В домашних условиях коромысло хранят в коридоре в углу, поставив вертикально, либо укладывают на двух специально вбитых в стену колышках или толстых гвоздях.
Нет, нет, да все еще встретишь в русских деревнях коромысло.

Похожие статьи:

Русское дело → Миф о том, что русские крестьяне были самыми бедными в Европе

Русское дело → Русскость, сила наша

Ремесла → Устроение Уральской избы

Биографии → К.Д.Кавелин и его отношение к русской истории

История → Русская трагедия начала XX века

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Как я носила коромысло в Засосье

Провести недельку отпуска в русской деревне — моя давняя мечта. Пока удавалось лишь пожить в исландской. И когда в spbblog вышел пост-приглашение поехать в Засосье на праздник — то сомнений не было. Еду! Желающих собралось фиг да не фига. Это не по барам ходить и даже не блюда разные готовить. Это деревня, а что у нас ассоциируется с ней? Правильно, «ванька-дурка», да «ну ты деревня!». Впрочем, было еще одно пугающее обстоятельство — ехать аж до эстонской границы. Хотя как по мне — так Эстонию совсем рядом. 2,5 часа и ты уже там. И дорога, скажу, была вполне хорошая. Ожидала нечто сортавальского типа, но оказалось все безболезненно проходимо даже для моей пузотерки.

На День друзей деревни — первый фестиваль, чтобы поддержать деревенскую культуру и возрождать русские традиции. А сколько их…. Игры разные, песни, сказания, костюмы, образ жизни, быт, рукоделие и застолье.

Возрождать деревенскую культуру начали энтузиасты в Сланцевском районе. Родовые корни у Ксении находятся в деревне Засосье. Её деды-прадеды жили там, два дома им принадлежали.  Она сама с сестрой будучи ребенком проводила в деревне летние каникулы. А потом как-то жизнь закрутилась-завертелась — работа, семья, дети, и дорога в деревню стала заростать ковылем. Да и из деревни народ поразъехался. Сейчас там зимой живут в трех домах, а летом еще три-четыре семьи приезжают. Раньше было порядка 40 дворов, жители всем себя сами обеспечивали — сеяли злаки, выращивали скот. Жили не богато, но ладно и дружно, а еще и с радостью. Чего нынче многим городским жителям не хватает — то и дело слышишь: у меня депрессия, я в печали, все задолбали, работа заела и поводов для радости нет.  В полной физической работы деревенской жизни время для радостей находилось, и позитива было много, и песни вечерами пели, и хороводы в свободное время водили. А уж песни на работе часто пели. Легче работалось. Простым вещам радовались.

И вот с друзьями Ксения решила возрождать деревенскую русскую культуру, чтобы люди помнили свои корни и откуда есть они пошли. Сначала в Засосье появился Музей утерянных деревень, куда местные жители и родственники тех, кто жил в деревне стали приносить вещи — кто старинное платье, кто пишущую машинку начала прошлого века, кто серпы, кто фотографии.


Вместе с Алиной, сделали акцию посткроссинга, чтобы в деревню Засосье присылали письма. Была лишь одна небольшая проблема — почта в деревню доставлялась так, что не доставлялась. Но 8 октября2015 года  девушки победили. Теперь почта в Засосье приходит регулярно. Можете писать письма на деревню 188550, Ленинградская область, Сланцевский район, деревня Засосье, дом 9, Музей утерянных деревень. Уже пришли письма из Пскова, Архангельсак, Тюмени, Орла, Самары, Саратова, Нефтекамска, Кемерово, Москвы и Московской области, Ессентуков, Пятигорска, Тольятти, Санкт-Петербурга, Петергофа и Царского села, Нижнего Новгорода и Воронежа.

Что в дерене происходит и что хотят сделать энтузиасты? Организовать сельский туризм в этом районе. Администрации Сланцевского района, правда, совершенно плевать на какую-либо деятельность и туристическую привлекательность, но энтузиасты не сдаются. Уже есть музей, где можно проводить экскурсии по заказу, есть подворье с коровами, козами и птицей. Сейчас там достраиваются хозяйственные помещения и скоро эта миниферма сможет принимать гостей, причем не только поглазеть, но и научиться работать с животными — доить козу, кормить кур, убирать за скотом. А что, очень хорошее разнообразие после офисной пыли покопаться в ароматном деревенском…

Помню, как моя одежда насквозь провоняла навозом после посещения фермы в Исландии. При том, что я ничего там не трогала и ни во что не вляпывалась. Ароматы источал пуховик. А вечером меня друзья пригласили в гости. Товарищ заехал за мной на машине, я села и почувствовала, что «кажется от меня воняет навозом». Так и сказала ему, прости, но я сегодня была на ферме, другой одежды зимней нет, парфюм не помогает. И получила ошеломляющий ответ от исландского аборигена: — Не волнуйся, все нормально, это же наши коровы, все природное, все натуральное, расслабься.

Сельский туризм — такой популярный в Европе, и с такими богатыми возможностями в России. Правда на Родине у нас все еще в зачаточном состоянии находится. Ну да вот благодаря таким энтузиастам дело все же движется. В будущем году можно будет в Засосье приезжать с ночевкой — оборудуют палаточный город и лежанки в доме. А я бы с удовольствием на сеновале поспала или на русской печке. Говорят здорово там, хочется попробовать.

А попробовала из деревенских дел — городских развлечений в этот раз я ношение ведер с водой на коромысле. Еще моя мама, родившаяся в городе, носила на коромысле воду от колонки до огорода. И тут нас обучала Настасья, которая сама несколько лет занимается изучением традиций и быта деревенских жителей.

Кто бы подумал, что носить коромысло большая наука. Девки раньше как-то быстро научались этому. А современные женщины… Не до коромысла нам. Многие желали попробовать поднять на плечах 26 кг- два дубовых ведра с водой да само коромысло, но не у всех получалось.

 — Да ты не поясницей поднимайся, спину всю поломаешь, — кричала Настасья, — Ты ногами поднимайся.

И когда в очередной раз водоносица пыталась сломать себе спину после подробного объяснения, как это надо делать, и делала все неправильно, Настасья всплескивала руками.  — Ну зачем спину-то ломать….

Технология простая. Садишься на корточки, кладешь коромысло с прикрепленными ведрами на одно плечо, толкаешься ногами, встаешь прямо (не отклячивая задницу) и заносишь коромысло на второе плечо. Устраиваешь его там поудобнее и идешь, грациозно вышагивая.

Да чего уж там такого сложного-то… Рюкза 30 килограммовый таскала — что, какое-то коромысло не подниму и с ним не встану? С первого раза не удалось. Позавидовала силе ног деревенских девушек. Тут вам никакого фитнеса не надо — с малолетства если таскать ведра  -все что угодно накачать можно.

Но со второго раза я встала и… знаете, мне понравилось. Коромысло нести легко, лежит на плечах удобно. Можно долго-долго идти. И спина прямая, и ни живот, ни попа не выпячиваются. Плывешь такой лебедушкой….

А началось наше знакомство с деревней автопробегом Санкт-Петербург — Засосье. С десяток автомобилей везли любопытных, сочувствующих и радеющих за возрождение русской деревни.

А в Засосье нас уже ждали. Игрушки-поделки разные.

Коврик плели из трав для музея.

Зверобой, тысячелистник, амарант…. У каждого свое значени — энергия, здоровье, сила, и т.д… Глубокий смысл и сила в травинках. А мы-то и не знали…

Кормили пирогами и чаем из самовара с трубой…

А потом мужчины с двумя высшими техническими образованиями пытались разжечь самовар заново…. Получилось не с первого раза.

На стену родового дома Ксении прикрепили памятную табличку, что там был штаб во время ВОВ.

И начались гуляния, песни да чтения стихов о деревне. Пока водили хороводы — закручивали жизненную энергию в правильном направлении, меня аж пробрало до слез. Что-то такое дикое и важное ощутила я наворачивая круги. Нет, не спроста русичи хороводы водили. Не спроста. Настроение хорошее, легкость какая-то, идешь, смотришь в глаза друг другу, душу видишь… Есть что-то в хороводах магическое и интимное. Ну и пусть языческое, зато к земле близкое, к Природе. И мне оно таким приятным и близким это действо было. Уж точно не в церковь ходить, смирение и убогость показывать и лбом об пол биться. Тут реально энергию почувствовала, радость. Восхитительно!!!

Народ, кто увлекается возрождением русских традиций, позитивный и добрый-добрый такой.

А это, чтобы дети были. Ага, после поездки в деревню захотелось что-то…

А вот в этом доме музей деревень.

И соседний.

И украшения… не хуже скандинавских на дверях.

И пусть все там старое, не холеное, но какой-то такое душевное что ли…

И колоритный краевед-экскурсовод Владимир Будько в деревенских интерьерах.

Кормили нас домашними простыми вещами — винегретом, соленьями, курами и сырниками из козьего молока.

И посадили кедры. Чтобы напоминали о возрождении деревни.

И, кажется, я так и не рассказала почему у деревни такое название интересное Засосье? За соснами находится, рядом болото — засосать может, да взасос здесь целуются))) Любое толкование выбирайте.

У деревни есть свой сайт и группа Вконтакте. Сельский туризм здесь развивается. Можете помочь, если чувствуете потребность сохранять древнюю культуру русичей.

А как вы относитесь к деревне? Хотели бы там провести отпуск? Лично мне хватило бы недели, больше не выдержу.


Да, я с удовольствием фотографирую самолеты, автомобили, яхты, производства и делаю фоторепортажи.

Пишите мне на [email protected] или звоните +7 905 274 55 55 если хотите получить фоторепортаж с автомероприятия, регаты, производства или личного события.

Подписывайтесь на мой Instagram.

Добавляйте мой журнал в друзья, чтобы быть в курсе интересных событий.

Жмите кнопки, чтобы поделиться красотой и полезностью с друзьями.

oksa-sun.livejournal.com

Коромысло.

05.06.2015

Коромысло.

Ещё не так давно,коромысло было неотъемлемой частью быта,не только деревенского ,но и городского.Воду приходилось носить на большие расстояния,а поласкать бельё и того дальше!

   По молодости ходил за водой с четырьмя вёдрами,чтоб быстрее наносить воды и пойти гулять,два ведра на коромысле ,а два в руках!Бельё ещё тогда носили на коромысле,но всё чаще в заплешницах .

   Дым коромыслом-шум,гам,беспорядок.Боровичи называли ГАМ Город!

Старая загадка гласит:»Без рук ,без ног на бабу скок!»Ответ-коромысло.

Бабий ум,что коромысло:и косо,и криво,и на два конца.

  Ремесло не коромысло,плеч не тянет.

Поднял весь дом коромыслом.

    Пыль столбом,дым коромыслом- не то от тоски,не то от пляски.

КОРОМЫСЛО- дугообразное приспособление для ручной носки сразу двух вёдер или белья,а также других грузов одинаковых и которые можно подвешивать.

   Наши коромысла изготовлялись из липы,осины,ивы.Древесина этих деревьев отличалась лёгкостью,гибкостью,упругостью.Наши коромысла были дугообразные,с широкой полкой наплечника и толстыми оконечниками с пазами для подвески вёдер или грузов.

  Древесину распаривали и выгибали в форме дуги,по этому оно легко и удобно ложилось на плечи,распределяя нагрузку равномерно.Ведра ,надетые на концы коромысла, в специальные пазы,почти не раскачивались при ходьбе.

   Раньше коромысла украшали резьбой в виде голов драконов,животных.Чуть позже стали расписывать рунами,а последнее время ничем не украшали.

   Коромыслами в древности считали т.е. если вёдра коромысла-означало два ведра,в основном деревянных.

   Много загадок про коромысло.Два братца хотят подраться,да руки коротки.

Двое купаются,а третий любуется.

  Промеж двух морей,по мясистым горам,гнутый мостик лежит.

Хождение за водой-это был целый ритуал.Шли за водой неся оба ведра в левой руке,а коромысло в правой.Первое ведро нужно было вешать на заднюю часть коромысла,а затем на переднюю.У колодца,ведра ставили на скамью и наливали из ведра общего пользования,которое подвешивалось к коромыслу»Журавля»колодца.Если воду набирали с водоёма или родника,то многие умудрялись зачерпнуть воду не снимая вёдер с коромысла.

    Поход к колодцу был не только средством принести воду,но и возможность «зацепиться языком»,»потрепаться»,узнать последние новости.Разговоры у колодца,были излюбленным занятием на деревне женщин.Зачастую,разговор был при полных вёдрах на коромысле и шёл десятки минут.Девицы ходили по воду(дать повод),возможность увидеться с добрым молодцем,поговорить на ходу,в знак высокого расположения,давали испить с ведра на коромысле.Почему-то именно вода с ведра расположенного на коромысле особенно вкусна и будто прибавляет сил.Боровичан не зря называли ВОДОХЛЁБЫ!

Также делали ,когда мать несла воду на коромысле,испить из ведра на весу -самый смак!

    В день свадьбы,девушка должна была принести воду в вёдрах украшенных лентами и не пролить не капли.

    На коромысле носили воду для питья,чтобы напоить скотину,снести на речку полоскать бельё,мыть огурцы…Коромысло помогало снести ношу не уставая на большие расстояния,не задевая за снег и не уставая.Можно было нести располагая коромысло на оба плеча,а можно перекладывать  с плеча на плечо.

   В домах коромысло хранили в сенях(коридоре) в углу,поставив вертикально,либо укладывали на двух специально вбитых в стену колышках или толстых гвоздях.Коромыслом можно было и огреть-отхоботить,при обороне дома,по этому его вешали ближе ко входу или «приголубить»назойливого кавалера!

   Девицы, при походе с коромыслом вырабатывали походку и осанку,чем наши женщины и выделялись!Поход за водой подразумевал улизнуть на время из под опеки родителей,перекинуться словцом с молодцем.

   Иногда,на поверхность воды клали кружочки из дерева,чтоб не расплескать или накрывали крышками.

   Встретить женщину с пустыми вёдрами  означало неудачу,убыток в делах и помыслах.

Женщина  с полными вёдрами символизировала изобилие,удачу,полноту желаний и помыслов.

Увидев женщину с пустыми вёдрами обходили её по дуге или крестились,а также плевали трижды через левое плечо,скрещивали пальцы крестиком в карманах,а то и возвращались обратно.У охотников была примета,при встрече бабы с пустыми вёдрами,дабы не потерпеть неудачу надо,пролезть между ног этой бабы со всем снаряжением и собакой и если ноги понравятся,после удачной охоты, зайти к ней в гости обмыть это дельце.

    Коромысло с ведром загремело на весь дом:

-Никто по воду  не ходит коромысла не берёт.

Стали жить по новой моде-завели водопровод.

Разленились нынче бабы али плечи стали слабы?

 Речка спятила с ума- по домам пошла сама!

А бывало,с перезвоном к берегам её зелёным

Шли девицы за водой по улице мостовой.

Подходили к речке близко,Речке кланялись низко:

-Здравствуй речка,наша мать дай водицы нам набрать.

А теперь двухлетний внучек повернёт одной рукой

Ручку крана,точно ключик,-и вода бежит рекой

Так сказало коромысло и на гвоздике повисло!

   

Носить воду на коромысле считалось самым лёгким способом.Считалось ,что сила у человека есть до тех пор пока он может носить воду в вёдрах на коромысле.Паренёк считался отроком,когда начинал носить воду на коромысле.

    Одно из самых весёлых и зрелищных соревнований — переноска воды в вёдрах на коромысле!Можно с зачерпыванием воды ,а можно и с готовыми вёдрами с водой,а добры молодцы ещё два ведра в руках!Вот что надо возрождать на праздники в Боровичах!

   Глядишь вспомнят ,что такое коромысло и позабавятся на славу!

Праздники должны быть весёлые!В них должны участвовать зрители,а не быть просто созерцателями заезжих артистов!Весёлый праздник-больше собирает народа!    

Цветное коромысло над рекой повисло.

xn--80abdyagbec8aaxhj3g.xn--p1ai

Вся правда о коромысле — СветлояР

Давно минули те дни, когда вода в дом попадала из колодцев. А уж такой незаменимый когда-то предмет, как коромысло, большинство людей и вовсе забыли. Молодежь же такого слова и не слышала, наверное. А когда-то коромысло или коромысел было в быту одним из главных предметов. Не было ни одного двора, в котором бы его не было. В данной статье мы постараемся напомнить знающим и расскажем тем, кто не знает. Что такое коромысло? Какую роль оно играло в быту славян?

Коромысло — это приспособление дугообразной формы. Главное его предназначение — это перенос грузов. В частности воды в вёдрах. Это самое популярное его применение. Воду носили для дома и для двора (на питье скотине). С помощью данного инструмента также на реку носили белье для полоскания, и др. Если постараться, то коромысло еще можно встретить в каком-нибудь дворе. Висящим на гвозде. С прогнившим деревом и заржавевшими крюками. Своего рода: «Прошлое оставленное до лучших времен». А когда-то считалось: пока человек еще может носить ведра с водой в коромысле, силы еще есть и человек находятся в здравии. Молодой же парень, который начинал носить воду в коромысле, получал «звание» отрока (подросток).

Польза коромысла заключалась в том, что оно позволяло нести 2 ведра воды на большое расстояние без остановки, перекладывая его с одного на плеча на другое. Хотя кто-то предпочитал носить воду на двух плечах сразу. В использовании данного предмета присутствовала и ритуальная составляющая. Так, например, считали, что когда идешь за водой, пустые ведра нужно нести в левой руке, в правой — коромысло. Набрав же воды в ведра, сначала нужно было цеплять ведро за заднюю часть коромысла, а затем за переднюю.

Русская свадьба также не обходилась без коромысла. Как впрочем, и без свадебного рушника. Существовал обычай, по которому невеста должна была донести 2 ведра с водой на коромысле, не пролив при этом ни капли. Для современных девушек это сейчас может показаться сложной задачей. Раньше же это было простым делом. Славянские девушки всегда отличались хорошей осанкой и красивой походкой. Именно коромысло вырабатывало эти особенности. 

Виды коромысел

Наиболее популярными были дугообразные коромысла. Они удобно ложились на плечо. Раскопки подтверждают, что в 9 — 14 веках именно такие «помощники» были в ходу.  Реже встречаются коромысла из широкой доски с вырезом под шею, зауженные на концах. К концам палки крепились крючки, на которые цеплялись ведра. Изготавливались коромысла из различных пород деревьев: клен, орешник, береза и т.д. Вырезались данные предметы из цельного ствола длинной 190-210 см. На краях заготовки либо вырезали выемки для ручек ведра, либо крепили крючки гвоздями или шурупами. Поверх дерева по всей длине прибивалась жесть, чтобы дерево не трескалось. Это продлевало жизнь инструменту. После же коромысло могли украсить резьбой либо раскрасить, придав ему красивый вид. Порой, инструмент мог служить до 50 лет. Местом хранения коромысла были сени. Инструмент мог стоять в углу или быть уложен на двух гвоздях на стене.

xn—-ctbjypmbbheq3i7a.xn--p1ai

Старое коромысло под » Хохлому»

Здравствуйте все гости на моей страничке! Досталось мне по случаю старое коромысло.

Коромысло- дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух ведер. Очень удобно носить воду, легче, чем руками. Когда-то приходилось носить воду из колодца. Да и сейчас кое-где носят воду этим дедовским способом. На моей малой Родине до сих пор одна водокачка на все село…
Вот как носила воду Аксинья из » Тихого Дона». ( Эту красивую досочку мне подарили, делают в каком-то монастыре).

Вот такое коромысло мне досталось. Решила дать ему вторую жизнь.

Вдохновили на работу меня вот такие чашки с хохломской росписью. Хохломской росписью я не владею, решила попробовать расписать точками «под хохлому».

Для работы нам понадобятся: черный грунт по дереву, лак и контуры по стеклу и керамике.

Коромысло шпаклюем шпаклевкой, заделываем все трещины. Затем шкурим — грунтуем — шкурим — покрываем лаком — шкурим — покрываем лаком. Покрывала лаком раза четыре, пока поверхность не стала зеркальной. Теперь можно и заняться самой приятной работой — росписью. Не думаю, что кто- то возьмется расписывать коромысло(а вдруг?). Просто я хотела показать как на черной лакированной поверхности сделать сложный рисунок. На такой поверхности не сделать набросок карандашом или фломастером. А если и сделаешь, под точками все будет видно.

Сделала на бумаге выкройку коромысла в натуральную величину. Получилось три выкройки — верх, низ и боковая часть коромысла. По центру цветка, ягодок, по краям листьев прорезала ножницами небольшие дырочки.

Коромысло разделила на части дорожкой из точек.

Сверху приклеила малярным бумажным скотчем выкройку. На выкройке видно, где прорезаны дырочки.

Поставила контуром небольшие точки в центре ягодок и по краям листьев. ( Ягодки я увеличила уже после того, как сняла выкройку).

Нарисовала ягодки и листочки.

Смотрим на рисунок и дорисовываем веточки, листики.

Это центр коромысла.

А теперь добавим зеленых листочков.

   

По тому же принципу расписываем нижнюю часть коромысла.

  

И боковую часть.

   

Вот и расписали все четыре боковые части! Наше коромысло обрело новую жизнь.

Коромысло в полный рост. Позировать не хочет, рисунок не видно. Поэтому фото делала по частям.

А это — современная донская казачка, моя невестка Анечка. Это коромысло я ей подарила, очень оно ей подходит. Теперь к коромыслу просятся два красивых ведерка, может быть дойдет дело и до ведерок…
Надеюсь, что мой эксперимент по превращению » хохломы» в точки , удался. Спасибо всем, кто досмотрел , количество фото и так сократила вдвое. Рада, что заглянули. Всем удачи в творчестве!

stranamasterov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *