Во второй половине XX века, когда автомобилестроение стало не только массовым, но и интернациональным, возникла острая нужда в классификации и упорядочивании смазочных материалов.
В это время лаборатория Lubrizol, принадлежащая одной из ведущих автомобилестроительных компаний, создала новый стандарт для трансмиссионных масел. Этот стандарт получил название Dexron.
Впоследствии стандарт неоднократно перерабатывался и модифицировался. Сегодня большинство автомобилей, эксплуатируемых в РФ, рассчитаны на стандарт Декстрон 3.
Хотя этот стандарт уже несколько лет как был заменен более совершенным. Ниже разберем детально, что собой представляют смазочные материалы Dexron 3.
Компани GM презентовала инновационный состав для заливки в узлы трансмиссии, получивший название Dexron, в 1967 году. В 1968 году это трансмиссионное масло начало массово выпускаться.
Хронология разработки смазочных материалов Декстрон
Примерно с конца 1968 года почти во все новые коробки передач автомобилей, выпускаемых концерном GM, заливалось масло Декстрон. Первая версия трансмиссионной жидкости от General Motors получилась достаточно удачно для своего времени.
После проведения независимых тестов было доказано, что она по своим свойствам превышает большинство используемых в то время составов. И трансмиссионные масла Dexron получили широкое распространение.
Уже через три года после презентации у компании возникли разногласия с экологическими службами и ассоциациями, выступающими за защиту окружающей среды.
Дело в том, что в качества модификатора трения в смазках Декстрон первого поколения использовался китовый жир. И для его добычи в промышленных масштабах массово истреблялись киты.
После запрета на использование животного жира в качестве модификатора трения, в 1972 году появилась смазка Декстрон 2. Однако она имела серьезный недостаток: пакет применяемых присадок сильно ускорял коррозию элементов системы охлаждения АКПП.
Лаборатория Lubrizol сегодня
В 1973 году вышла новая версия этой смазки: Dexron IID. Из существенных недостатков отмечалась высокая гигроскопичность, что снижало срок ее эксплуатации.
Последняя версия Декстрон второго поколения увидела свет в 1990 году и получила индекс IIE. Для нее был существенно переработан состав присадок, что улучшило низкотемпературные свойства смазки.
В 1993 году впервые была представлена трансмиссионная смазка Dexron III. Это был инновационный смазочный материал, значительно превосходивший по всем свойствам предшественника. Его также начали массово использовать, как жидкость для ГУРа.
В 1997 году масло АТФ Декстрон третьего поколения было переработано. К названию прибавился индекс G. Основные изменения коснулись антиокислительных свойств. Улучшение стойкости к окислению позволило менять смазку реже при работе в тяжелых условиях.
В 2003 году масло Декстрон 3 получило последние и наиболее весомое обновление. Во-первых, для основы стало применяться масло 2 и 3 групп. То есть база значительно выросла в качестве, что сказалось на сроке службы.
Также был модифицирован пакет присадок. Улучшились противопенные, антикоррозионные, защитные и смазочные качества. Последняя версия масла из этой серии получила название Dexron IIIG.
Один из вопросов, в которых многие путаются, звучит так: Декстрон 3 – это синтетика или минералка? Первые две версии (IIIF и IIIG) – это чистая минералка. Последняя модификация, IIIH, является скорее полусинтетикой, так как изготавливается из баз 2 и 3 класса по API.
Вязкость смазок Dexron 3 выделяется своей стабильностью. С изменением температуры и в процессе общего старения масла, вязкость изменяет свои параметры незначительно.
Рабочая вязкость для смазочных материалов этой категории находится в интервале от 7 до 7,5 сСт. То есть масла Декстрон 3 в АКПП способны служить на протяжении длительного времени без замены по причине потери вязкостных свойств.
В целом все смазочные материалы от Dexron, прошедшие сертификацию General Motors, пригодны для использования во всех АКПП, рассчитанных на эту смазку.
Важно убедиться, что сертификат для той или иной смазки действительно получен, так как у несертифицированных смазок ключевые характеристики могут различаться. При этом на канистре производитель может написать, что это масло – Dexron.
Для определения соответствия смазки нормам можно обратиться к списку сертифицированных производителей, который выложен на официальном сайте компании. Например, из отечественных производителей имеет сертификат ATF-масло Лукойл Декстрон 3.
Область применения масла Dextron III:
Можно ли смешивать Декстроны от разных производителей и с разными индексами? Кратко ответим на этот вопрос.
В АКПП использовать желательно только те трансмиссионные жидкости, которые рекомендует производитель. Однако на форумах и даже серьезных СТО мастера часто рекомендуют более дешевые или доступные аналоги.
Но не всегда будет правильной такая замена. Например, специализированное масло Декстрон 3 Тойота, предназначенное для азиатских авто, лучше не менять на Мобил Декстрон 3, если нет достоверной информации о возможности подобной замены.
Даже при подтверждении сертификатов от GM, внешнем сходстве и аналогичной вязкости. Хотя стандарт JASO для японского автопрома создавался, в том числе на разработках GM.
Обратите внимание
Масла Декстрон 2 и 3 можно смешивать только в том случае, если индекс идет на повышение относительно требующегося по сервисной книге авто.
Например, если по требованиям производителя авто в коробку нужно заливать масло серии Dexron 2, то можно без опасений использовать любую из версий смазок Dexron 3.
Связь стандартов JASO и GM
Отличия Декстрон 2 и 3 по всем параметрам показывают улучшение характеристик с повышением индекса. То же самое касается масел серии Dexron 6.
На понижение класса смазки лучше не идти. Это негативно скажется на деталях трансмиссии в течение довольно короткого срока.
Что касается ГУРов, то здесь действуют аналогичные правила. Однако краткосрочно можно залить и любую другую жидкость, если нет возможности приобрести подходящую.
Для ГУРа большие негативные последствия будет иметь эксплуатация гидроусилителя на сухую, чем с неподходящим маслом.
О стандартах трансмиссионной смазки Декстрон 2,3,6 — видео
prosmazku.ru
Сегодня многим автомобилистам знакома маркировка Dexron. Эта трансмиссионная смазка широко применяется в самых разных системах автомашины. В двадцатом веке масло Декстрон использовалось только для АКПП. Сегодня область его применения стала намного больше.
Заливается в АКПП машин, выпущенных позднее 2006 г. В составе этого масла для трансмиссий содержится большое количество присадок:
Благодаря таким активным веществам в коробке всегда поддерживается идеальная чистота. Металлические поверхности деталей получают надежную защиту.
Сегодня выпускаются отдельные виды трансмиссионной смазки:
Последнюю группу эксплуатируют в АКПП машин, работающих при высоких нагрузках.
Предназначено для работы в легковом транспорте с полным приводом, а также грузовиках. Масло отличается высокой степенью вязкости. Высокое качество и уникальные свойства позволяют защищать поверхность деталей от повышенного износа. Специальные присадки предохраняют трансмиссию от повышенной температуры. К разновидностям такой смазки относятся:
Заливается в МКПП легковых автомобилей, а также грузового транспорта. Сегодня более тщательно изучаются эксплуатационные характеристики такого трансмиссионного масла, для использования смазки в КПП автомобилей, выпущенных фирмой General Motors.
Рекомендовано для работы в роботизированных КПП, оборудованных двумя сцеплениями. Жидкость может эксплуатироваться в трансмиссиях, имеющих сухое сцепление. Технологические параметры аналогичны маслу Dexron для МКПП.
Предназначено для гидроусилителя руля.
Применяется в гидроприводах. С его помощью передаются обороты коленвала ведущим колесам автомобиля. Кроме того, смазка полноценно предохраняет всю гидросистему от появления коррозии. Производитель советует эксплуатировать ее в контроллерах МКПП, имеющих двойное сцепление.
Используется в механизмах с тороидальной передачей. Сегодня технологи Дженерал Моторс занимаются испытаниями этой смазки, с целью ее использования для вариаторов бесступенчатого типа.
Компания General Motors рекомендует пользоваться маслом Декстрон с учетом климатических условий, где будет эксплуатироваться автомобиль:
Декстрон IID – предназначено для регионов, с температурой, не превышающей 15 градусов мороза.
Декстрон IIE – можно использовать в странах с небольшими морозами. Температура не должна превышать минус 30 градусов.
Декстрон III – трансмиссионная жидкость, выдерживающая минус 40 градусов.
Декстрон VI – рассчитано на районы Крайнего Севера, где температура может опуститься зимой до минус 50.
Главным условием правильной эксплуатации является строгое соблюдение всех рекомендаций концерна GM, а также производителей АКПП.
Если на щупе АКПП указана маркировка Dexron III, нужно заливать только это масло. Условие необходимо выполнить обязательно, так как другое масло может обладать свойствами, которые не подходят данной коробке.
Жидкость другой марки, залитая в АКПП, может стать причиной множества проблем:
Всегда точно выполняйте рекомендации изготовителя АКПП. Пользуйтесь только указанной в сервисной книжке трансмиссионной жидкостью. Постоянно следите, в каком состоянии она находится. Проводите ее замену, согласно регламенту. Эти простые правила позволят увеличить срок эксплуатации АКПП.
prem-motors.ru
В кратком обзоре масла liqui moly для разных коробок.
Декстрон 3 и Декстрон 6 по фрикционным характеристикам жидкости не отличаются. Поэтому такие жидкости как top tec 1200 и 1800 по коэффициентам трения похожи.
Они кардинально отличаются по вязкости. Если Dextron 3 имеет вязкость около 7, то шестое поколение в районе 5-6,5. Вязкость жидкости снижена в полтора раза. Такое наблюдается на Тойоте, Хёндай и KIA.
Аналоги этой жидкости присутствуют в красном и зеленом цветах. Окрас различается, и, чтобы жидкость не конфликтовала по красителям, и не пугала полученным черно-бурым цветом, ее выпустили просто крашеной. Но потом у нас возник вопрос: «Под кого выбирать?» И самым массовым рынком оказался красный. Поэтому выпустили 1800R — тот же ATF 1800, но с добавлением красного красителя. На деле смешивать цвета можно, на работу это никак не влияет.
Изначально, она появилась с японского рынка под стандарт JASO 315. Когда появились коробки с частичным гидротрансформатором, появились разносортные допуска для автомобилей. А как быть станциям ТО, которые занимаются мультибрендовым ремонтом?
Держать несколько бочек на складе не удобно. Идет денежный простой.
Японцы в этом плане народ экономный. И рано или поздно, они на уровне стандартов страны выпустили стандарт JASO 315, который обязан удовлетворять всем АТФ внутри японского рынка. Они смогли выработать общие требования и создать стандарт на универсальную смазку АТФ на уровне государства.
ZIC ATF 3 недорогая жидкость очень популярная для Азиатких коробок передач.
Это в дальнейшем было подхвачено производителями присадок, потому что поняли, что можно сделать адаптивный пакет. Его начали развивать в сторону охвата европейских, американских и всех прочих допусков. Для внутренних японцев первое поколение присадок уйдет.
Прекрасно смешивается с 1200, и проблем не возникает. Но всё же лучше пакеты не смешивать, потому что пакеты у всех разные, у одного только внутрияпонские присадки, в другом европейские.
Для классических автомобилей Форд Вольво до 1981 года выпуска идет top tec 1300.
Машины, которые понемногу переходят в разряд коллекционных. Это, например, спецификация M2C 33F/G. По сути, заливка обычного масла Декстрона 2 в такую коробку чревато выходом из строя всех фрикционов переключения передач. В таких коробках передач совершенно другой модификатор трения, совершенно по-другому работают фрикционы.
Эту жидкость в последнее время спрашивает сельхозтехника, что еще раз говорит об её хорошем спросе. Это связано с тем, что коробки, работающие с переключением без разрыва потока мощности, просят требования 33 G.
www.moly-shop.ru
Разработка стала новшеством и ее отличное название стали брать ничего не давая в замен, а в скором времени название было принято как некий эталон трансмиссионных масел т.е. класс 3, 4, 5 которому жидкость должна соответствовать для применения в определенных трансмиссиях.
Самой популярной жидкостью в настоящее время является Dexron 3, появившийся на рынке еще в 1993 году. Данная жидкость для акпп является очень популярной благодаря своей цене и доступностью. Для автомобилей с пробегом это отличный вариант который можно смело лить в акпп и быть уверенным в завтрашнем дне, но лить нужно лучшее, а лучшее не всегда самое дорогое именно поэтому взгляните на результаты тестов в таблице.
Автоматическая трансмиссия гораздо более сложный механизм чем механическая, в автоматической есть зубчатые передачи, а в механической нет, так же в автоматической трансмиссии смазыванию фрикционных цепей это чуть ли не самое главное и последнее именно масло передает крутящий момент в гидротрансформаторе.
Марка жидкости | Индекс задира | Пенообразование | Кинематическая вязкость | Температура вспышки | Коррозия в баллах | Содержание примесей в % | Зольность в % |
Требования спецификаций | Не нормируется (больше — лучше) | Не более 100 | Не менее 6.8 | Не менее 170 | Не выше 1 | Не нормируется (меньше — лучше) | Не нормируется (меньше — лучше) |
ZIC Dexron 3 | 390 | 10 | 8.40 | 210 | 1b | 0.0 | 0.054 |
ENEOS ATF 3 | 401 | 20 | 7.67 | 198 | 1b | 0.009 | 0.083 |
Bizol ATF 3 | 323 | следы — | 8,28 | 190 | 1b | 0.012 | 0.093 |
Mobil ATF D/M | 308 | следы — | 7,32 | 170 | 1b | 0.007 | 0.180 |
BP Autran DX 3 | 306 | 20 | 7.8 | 178 | 1c | 0.014 | 0.075 |
Luxoil ATF Dexron 3 | 366 | 250 | 8.68 | 180 | 1a | 0.014 | 0.910 |
ХАДО ATF 3 | 395 | следы — | 7,28 | 195 | 2c | 0.010 | 0.120 |
Castrol TQ Dexron 3 | 376 | 5 | 7.7 | 202 | 2a | 0.006 | 0.104 |
Mannol Dexron 3 | 369 | 10 | 8.21 | 198 | 2c | 0.008 | 0.190 |
Elf Elfmatic G3 | 309 | следы — | 7.18 | 196 | 2c | 0.014 | 0.190 |
hi gear | 304 | следы — | 7.01 | 198 | 2c | 0.014 | 0.190 |
Первое место занимает огромный Корейский бренд Zic Dexron 3.
Отличные результаты не смотря на очень доступную цену, масло отлично выполняет свои функции антикоррозийной защиты и смазывания деталей, можно лить в акпп и быть уверенным в завтрашнем дне. Масла от южно корейского гиганта Zic, принимали участие в тесте универсальных жидкостей для акпп и тесте моторных масел 5w30 и 5w40, в которых показали отличные результаты.
Второе место принадлежит Японскому гиганту Eneos ATF 3.
Данное масло чуть дороже чем Zic, у Eneos потрясающая морозостойкость до -46c и с защитой трансмиссии все на уровне.
Третье место принадлежит Немцу Bizol ATF 3.
Отличная морозостойкость до -47c и очень низкое пенообразование, а основной недостаток которому мы так и не нашли объяснения, данная жидкость желтого цвета хотя Dexron должен быть красным.
Четвертое место занял Американец Mobil ATF D/M.
Очень демократичная цена и отличная морозостойкость, а так же хорошая очистка от примесей.
autozona54.ru
Гидравлический усилитель руля предназначен сделать более легким управление, а также гасить вибрации и удары, которые приходятся на рулевое колесо. Чтобы он прослужил долго и стабильно работал, необходимо регулярно менять в нем масло и следить за его качеством. В статье рассматриваются масла Декстрон, в том числе и Декстрон 3 для ГУРа, дается их описание, достоинства и недостатки.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Конструкция усилителя руля состоит из нескольких механизмов, которые видны на схеме.
Весь механизм омывает специальная гидрожидкость (PSF).
Она имеет следующие функции:
Благодаря маслу для ГУРа, которое циркулирует в замкнутом контуре, созданное давление передается от насоса к другим узлам агрегата. Когда создается высокое давление в насосе, PSF поступает в зону с низким давлением, где расположены поршни СГЦ. Цилиндр соединен с рейкой рулевого колеса с помощью золотника. В зависимости положения рулевого колеса золотник направляет масло, облегчая поворот руля.
Важной функцией PSF является отвод излишнего тепла от механизмов. Кроме того, исполняя роль смазки, уменьшает трение между движущимися узлами. Антикоррозийные присадки в составе не дают образовываться ржавчине внутри механизма.
PSF делятся на три типа:
Минеральные содержат 97% нафтенов и парафинов, остальное — присадки, придающие определенные свойства. Полусинтетика содержит как минеральные, так и синтетические компоненты. Они имеют более продолжительный срок службы и лучшие эксплуатационные характеристики. Синтетические PSF содержат полиэфиры, нефтяные фракции, которые очищены с помощью гидрокрекинга, а также многоатомные спирты. Кроме того, в их присутствуют присадки, улучшающие его свойства.
В состав PSF входят следующие присадки:
При выборе масла в ГУР следует обращать внимание на состав и технические характеристики (автор видео — Владислав Чиков).
Каждый вид рабочей жидкости имеет свои достоинства и недостатки:
Вид PSF | Преимущества | Недостатки |
Минеральные |
|
|
Полусинтетические |
|
|
Синтетические |
|
|
Производителя ввели квалификацию жидкости в ГУР по цвету путем добавления в их состав красящих пигментов: красные, желтые и зеленые. Красные масла в ГУР разрабатываются согласно стандартам концерна General Motors, их называют Декстронами.
На сегодня используются чаще всего Декстрон 3 и Декстрон 4. Декстрон 3 головная компания не выпускает, производством занимаются другие компании по лицензии. Второй вид Декстрона производится как головным предприятием, так и производителями, имеющими лицензию.
Желтые масла выпускает концерн Daimler. В основном они используются в Мерседесах. По лицензии компании Daimler PSF желтого цвета производят и сторонние фирмы.
Жидкости зеленого цвета выпускаются немецким концерном Pentosin. Пользуются популярностью у Пежо, VAG, Ситроен и др. модели.
Нельзя смешивать гидрожидкости, которые имеют разный химический состав: минералку, полусинтетику и синтетику.
Возможно смешивание жидкостей одного цвета только в случае, если они имеют похожий химический состав. Можно смешивать PSF 2-х цветов: красного и желтого. Масло для ГУРа зеленого цвета не должно смешиваться с красным или желтым, так как у них разная химическая основа. Поэтому между собой можно смешивать лишь зеленые жидкости.
Цена жидкостей для гидравлического руля сильно отличается. Оригинальная продукция стоит всегда дороже.
В этом видео дается обзор PSF Декстрон III (автор ролика — Ник86 авто-стройка).
Загрузка …avtozam.com