Датчик мар – Как проверить датчик давления газа на неисправности? Ремонт своими силами
Содержание
Проверка состояния и замена датчика абсолютного давления в трубопроводе (МАР)
Проверка состояния и замена датчика абсолютного давления в трубопроводе (МАР)
На моделях с 1996 г. вып. датчик абсолютного давления в трубопроводе в комплекте с электромагнитным клапаном МАР используется для слежения за глубиной разрежения во впускном трубопроводе. Изменение данного параметра относительно барометрического давления является результатом изменений текущей нагрузки на двигатель и его оборотов. РСМ использует поступающие от датчика МАР сигналы в диагностических целях. При выдаче модулем управления напряжения на электромагнитный клапан МАР последний обеспечивает выработку вакуумного сигнала, переключающего датчик МАР на измерение барометрического давления. При отсутствии напряжения на клапане датчик МАР производит считывание глубины разрежения в трубопроводе, любое изменение которой преобразуется в сигнальное напряжение, тут же передаваемое на РСМ. Амплитуда вырабатываемого датчиком сигнала может изменяться в диапазоне от 0.5 В при полностью закрытой дроссельной заслонке, до 5.0 В при полностью открытой (низкая глубина разрежения). Имеет место также определенная зависимость амплитуды вырабатываемого датчиком сигнала от барометрического давления, определяемого высотой положения автомобиля над уровнем моря. Датчик и электромагнитный клапан МАР установлены на заднем (со стороны трансмиссии) торце левой (передней) головки цилиндров. РСМ различает несколько видов нарушений функционирования датчика, каждому из которых OBD присваивает индивидуальный код неисправности.
ПРОВЕРКА
Выполнение описанной ниже процедуры
может привести к занесению в память OBD неисправности, который будет высвечен
контрольной лампой «Проверьте двигатель». По завершении проверки и соответствующего
восстановительного ремонта не забудьте очистить память системы (см. Раздел
Система бортовой диагностики (OBD) — принцип функционирования и коды неисправностей).
Датчик МАР
1. Отсоедините от датчика МАР вакуумный шланг и
подключите к последнему вакуумметр. Запустите двигатель на холостые
обороты, — спустя примерно 5 секунд измеритель должен зарегистрировать
разрежение, в противном случае проверьте вакуумный шланг, соединяющий
датчик с электромагнитным клапаном на наличие трещин и признаков
нарушения проходимости. Если шланг в порядке, следует произвести
проверку состояния электромагнитного клапана. При наличии разрежения
переходите к проверке состояния собственно датчика МАР.
2. Отсоедините от датчика МАР электропроводку. Подключите вольтметр
к клеммам красного (+) и черного (-) провода на разъеме. При включенном
зажигании (двигатель не запускайте) измеритель должен выдать показание
в 5.0 В, в противном случае проверьте состояние цепи на участке
между разъемом и РСМ. Если электропроводка и контактные соединения
в порядке, автомобиль следует отогнать на станцию техобслуживания
для проведения диагностики состояния модуля управления и выполнения
соответствующего восстановительного ремонта.
3. Выключите зажигание и подсоедините к датчику электропроводку.
Подсоедините положительный щуп вентилятора к клемме белого провода
с обратной стороны разъема (подробнее см. Главу
Бортовое
электрооборудование), отрицательный щуп заземлите на массу.
Включите зажигание (двигатель не запускайте), — должно иметь место
напряжение в диапазоне от 3.2 до 4.8 В.
4. Отсоедините от датчика вакуумный шланг и вместо него подключите
ручной вакуумный насос. Создайте на датчике разрежение глубиной
около 203 мм. рт. ст. Амплитуда вырабатываемого датчиком сигнального
напряжения должна опуститься до значения 1.0 ÷ 1.4 В, в противном
случае замените сборку.
Электромагнитный клапан
1. Отсоедините шланг источника разрежения впускного
трубопровода от электромагнитного клапана МАР. Подключите к шлангу
вакуумметр. Запустите двигатель на холостые обороты, — измеритель
должен зарегистрировать разрежение, в противном случае проверьте
состояние шланга на наличие трещин и признаков нарушения проходимости.
Если шланг в порядке, переходите непосредственно к проверке состояния
клапана.
2. Отсоедините от электромагнитного клапана МАР электропроводку
и удостоверьтесь в наличии напряжения батареи между двумя клеммами
разъема при включенном зажигании (даль не запускайте). Если напряжение
отсутствует, обратитесь к схемам электрических соединений (см. Главу
Бортовое
электрооборудование) и проверьте соответствующую
цепь на наличие признаков обрывов на участке между монтажным блоком
предохранителей и разъемом клапана (в первую очередь, естественно,
следует проверить состояние предохранителей).
3. Если напряжение батареи
имеет место, снимите электромагнитный клапан и переходите
к диагностике его состояния вне автомобиля. При помощи пары
оборудованных предохранителями проводов-перемычек подключите
клапан к 12-вольтному источнику питания. В момент подачи напряжения
клапан должен издавать отчетливо различимый щелчок, сопровождающийся
открыванием воздушного канала между штуцерами А и В. При отсутствии
напряжения должен открываться канал между штуцерами А и С.
Неисправный клапан подлежит замене.
А — К датчику МАР
В — К впускному воздуховоду
С — К источнику разрежения впускного трубопровода
ЗАМЕНА
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Если установленная
на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде
чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете
правильной комбинацией для введения аппаратуры в действие!
2. Отсоедините электропроводку от датчика и/или электромагнитного
клапана МАР.
3. Выверните винты крепления датчика и/или электромагнитного клапана
МАР. Отсоедините вакуумный шланг(и) и снимите соответствующую сборку.
Все современные автомобили оснащены электронной системой управления двигателем, которая регулирует работу силового агрегата при помощи информации, снимаемой со специальных датчиков. Одним их таких устройств выступает датчик давления воздуха или МАР-сенсор, установленный во впускном коллекторе. Он реагирует на все изменения давления во впускном такте, а ЭБУ двигателя, в зависимости от показаний прибора, обеспечивает приготовление оптимальной горючей смеси.
Назначение и принцип работы датчика абсолютного давления
Датчик давления предназначен для измерения абсолютного давления, то есть давления воздуха относительно вакуума. Полученные данные используются системой управления двигателем для вычисления плотности воздуха и его расхода при оптимизации приготовления воздушно-топливной смеси. Прибор выступает альтернативой расходомера воздуха, а в некоторых моделях авто работает совместно с расходомером.
В современных датчиках применяют две технологии измерения: микромеханическую и тонкопленочную. Первая – более прогрессивная, так как производит более точные измерения, и большинство датчиков изготовлены именно по ней. При наличии в двигателе турбонаддува, между компрессором и коллектором ставят дополнительный датчик, регулирующий давление наддува в зависимости от потребности двигателя, который конструктивно идентичен ДАД.
В конструкции датчика давления воздуха присутствует 2 камеры – атмосферная, связанная со впускным коллектором, и вакуумная. Там же расположены 4 тензорезистора, прикрепленных к диафрагме, и электронный чип. Давление воздуха действует на диафрагму, и она перемещает тензорезисторы, которые в зависимости от положения меняют сопротивление, что в итоге влияет на величину импульса от чипа к блоку управления.
Чувствительные полупроводники для повышения импульса соединены по схеме моста, а исходящее напряжение изменяется от 1 до 5 В. Полученное напряжение позволяет ЭБУ определить давление во впускном коллекторе – чем оно больше, тем показатель считается выше. Исходя из типа датчика, он выдает различный тип сигнала – цифровой или аналоговый. В аналоговом приборе дополнительно устанавливают аналогово-цифровой преобразователь.
Датчик получает результаты о давлении воздуха следующим образом:
Воздушный поток в коллекторе давит на диафрагму прибора, и она изгибается.
При механическом растяжении диафрагмы на тензорезисторах меняется сопротивление, то есть наблюдается пьезорезистивный эффект.
Полупроводники в датчике соединены по мостовой схеме и очень чувствительны. Электрическая схема, расположенная в приборе, мостовое напряжение усиливает, в итоге на выходе оно изменяется в пределах 1-5 В.
Исходя из того, какое выходное напряжение поступает в блок управления, рассчитывается уровень давления на впускном клапане. Более высокое напряжение соответствует более высокому давлению.
Признаки неисправности датчика абсолютного давления
О возникшей неисправности ДАД свидетельствуют следующие признаки:
Увеличение расхода топлива. Прибор подает в блок управления данные о высоком давлении воздуха, которое фактически гораздо ниже. По этой причине БУ подает в цилиндры богатую смесь.
Падает динамика двигателя, не улучшающаяся при прогреве.
При работе мотора из выхлопной трубы ощущается запах топлива.
Работающий двигатель даже в теплое время года выдает белый выхлоп.
Двигатель в холостом режиме работы долго не сбрасывает обороты.
При переключении передач заметны рывки машины.
Нестабильная работа двигателя во всех режимах работы, наличие посторонних шумов, зачастую переходящих в гул.
Возможные причины неисправности
Датчик абсолютного давления – достаточно надежное устройство, но иногда он выходит из строя, вызывая переключение работы двигателя в аварийный режим, и даже препятствуя запуску мотора. Причин неполадок в работе ДАД существует несколько:
Плохое соединение датчика и входного штуцера.
Закоксованный трубопровод, который имеет достаточно гибкую конструкцию.
Поломка датчика температуры воздуха, который связан с ДАД, а иногда объединен с ним в одном корпусе.
Разгерметизация вакуумного шланга по причине повреждения или отключения от датчика.
Обрыв контакта «масса».
Неисправность внутри датчика.
Проверка датчика абсолютного давления
В различных моделях авто конструкция датчика может отличаться, и, следовательно, алгоритм проверки тоже. Следующая обобщенная инструкция позволит исследовать большинство типов приборов. Для этого понадобятся:
Простой вакуумный манометр.
Тестер или вольтметр.
Вакуумный насос.
Тахометр.
Проверка датчика давления воздуха состоит из следующих этапов:
Для проверки аналогового датчика, его переходник подключается к вакуумному шлангу между датчиком давления и впускным коллектором. К переходнику также подсоединяют манометр.
Двигатель запускают и дают ему некоторое время поработать на холостых оборотах. При показателе разрежения в коллекторе менее 529 мм рт. ст., проверяют целостность вакуумного шланга, так как через повреждения на нем утрачивается часть воздуха. Также следует обратить внимание на состояние диафрагмы датчика, на которой могут присутствовать как заводские, так и приобретенные при эксплуатации дефекты.
После снятия показаний манометра, его заменяют на вакуумный насос, после чего создают разрежение 55-56 мм рт. ст. и прекращают откачку. При исправном датчике разрежение будет сохраняться 25-30 сек. Если требование не выполняется – датчик подлежит замене.
При проверке цифрового датчика пользуются тестером в режиме вольтметра.
Включают зажигание, находят контакты заземления и питания. К вольтметру подключают провод, соединенный с сигнальным контактом тестируемого датчика. При его нормальной работе напряжение будет составлять около 2,5 В. При наличии неисправностей – отличаться в большую или меньшую сторону.
Тестер переключают в режим работы тахометра и отсоединяют от ДАД вакуумный шланг. Положительный ввод подключают к сигнальному проводу, а минус – к заземлению. При исправном датчике тахометр выдаст результат – 4400-4850 об/мин.
Снова используется вакуумный насос, который подключается к датчику давления. Насосом постоянно меняют разрежение в приборе и следят за показаниями тахометра. При исправном датчике разрежение и показатели тахометра будут стабильными.
При отключении вакуумного насоса, тахометр останавливается на показателе 4400-4900 об/мин. Если показания отличаются от указанных в ту или иную сторону – датчик неисправен.
Ремонт
После диагностики неисправности ДАД, приступают к ее устранению. При мелкой поломке, поддающейся ремонту, прибор оставляют. Если прибор выдает неправильные показания – необходима его полная замена. Конструкция датчика на проведение ремонта не рассчитана, и все действия, направленные мастером на устранение неисправностей, проводятся на его страх и риск. Но стоимость нового прибора достаточно высока, и все манипуляции в случае успеха становятся оправданными.
Ремонт датчика осуществляют в определенной последовательности:
Ножом или другим острым инструментом снимают крышку прибора, после чего выявляют местонахождение неисправности.
Контакты чистят от загрязнений и ржавчины, проверяют надежность их соединения, а после чистки просушивают, заливают силиконовым герметиком, и снова сушат. На собранном приборе герметиком заделывают все стыки.
Прибор устанавливают на автомобиль и проверяют его исправность. Быстрый запуск двигателя и его ровная работа означают исправность прибора. Если ремонт не принес ожидаемых результатов – датчик меняют на новый.
voditelauto.ru
6.5.4. Датчик абсолютного давления на всасывающем коллекторе (МАР-датчик)
6.5.4. Датчик абсолютного давления на всасывающем коллекторе (МАР-датчик)
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
MAP-датчик отслеживает давление на всасывающем коллекторе, изменяющееся в зависимости
от числа оборотов и нагрузки двигателя, преобразуя величину давления в электрический
сигнал. Блок управления использует информацию с MAP-датчика для дозирования
впрыскиваемой порции топлива и регулировки момента зажигания. На блок управления
информация о давлении поступает в виде сигнала напряжения. Данный сигнал можно
обнаружить при помощи вольтметра. При идеальных условиях напряжение изменяется
от 4,0 вольт при выключенном двигателе (разряжение отсутствует), до 0,5 вольт
на холостом ходу (давление около 600 мм рт. ст.).
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Включите зажигание (двигатель
не запускайте). Отсоедините разъем и проверьте опорное напряжение
MAP-датчика на контакте желтого провода. Напряжение должно быть около
5,0 вольт.
2. Отсоедините вакуумный шланг от
MAP-датчика и подключите портативный вакуумный насос.
3. Снова присоедините разъем к MAP-датчику. Подключите с
обратной стороны датчика положительный (+) щуп вольтметра к проводу
со светло- зеленой/ красной окраской, а отрицательный (-) щуп —
к проводу коричневого цвета (фото). При отсутствии разрежения напряжение
датчика должно быть в пределах от 3 до 4 вольт.
4. Создайте в датчике разрежение
600 мм рт. столба и измерьте напряжение. Показания вольтметра должно
быть в пределах 0,5-1,5 вольта.
5. Если результаты испытаний неудовлетворительные,
то замените датчик.
carmanz.com
МАР-сенсор гбо системы -что это как определить поломку?
МАР-сенсор
МАР-сенсор или датчик абсолютного давления отличается по своему внешнему виду и способу подключения на разных системах. МАР-сенсор может подключаться на газовый шланг низкого давления (от редуктора к форсункам). Второй вариант крепления МАР-сенсора, датчик абсолютного давления крепится непосредственно на кузов и к нему подводятся два шланга (газовый шланг и вакуумный шланг).
МАР-сенсор измеряет разряжение во впускном коллекторе и передает этот сигнал газовому блоку управления. Так же он определяет нагрузку на двигатель автомобиля при любом положении дроссельной заслонки.
Для каждой системы газобаллонного оборудования датчик абсолютного давления идет в комплекте.
Датчик абсолютного давления выполняет две основные функции:
Измеряет абсолютный показатель рабочего давления в газовой системе,
Измеряет абсолютный показатель разряжения во впускном коллекторе, данные параметры необходимы для управления газовыми форсунками.
Виды МАР-сенсора:
Аналоговый,
Цифровой.
Если датчик абсолютного давления установить неправильно, он быстро выйдет из строя. Влага, которая собирается в газовых шлангах, может попадать на датчик абсолютного давления (выйдет из строя микросхема). При разгерметизации газового редуктора (износ мембраны) охлаждающая жидкость (тосол, антифриз) может попадать в датчик абсолютного давления, что так же выведет его из строя. Еще одной причиной, когда МАР-сенсор перестанет передавать сигнал, является обрыв проводов на фишке МАР-сенсора.
Не все датчики абсолютного давления подлежат ремонту. Разработчики газобаллонного оборудования так же выпустили датчики абсолютного давления литые. Такие МАР-сенсоры меньше подвержены попаданию влаги и перепадам температуры, но они не подлежат ремонту.
Если датчик абсолютного давления выйдет из строя, система газовой подачи топлива перестанет работать. Автомобиль не будет переключаться на газовую смесь.
При установке газобаллонного оборудования есть возможность подключиться к штатному МАР-сенсору (датчик абсолютного давления автомобиля). При этом необходимо соблюдать два условия:
Наличие рабочего МАР-сенсора,
В устанавливаемой системе ГБО предусмотрена возможность данного подключения.
Какой вариант установки МАР-сенсора Вам подойдет, решайте сами. На практике чаще всего устанавливают датчики абсолютного давления, которые идут в комплекте с заказанной системой ГБО.