Menu

Что такое звук hi fi – Что такое акустика Hi-Fi? / iCover.ru corporate blog / Habr

Что такое Hi-Fi технология: акустика, система

Современная аудиоаппаратура от брендовых производителей находится на довольно высоком уровне качества. При этом нередко среди пользователей такой техники встречаются люди, предъявляющие к звучанию повышенные требования. Имеется в виду не эффекты, которыми производители буквально «пичкают» выпускаемую технику. Речь идет о чистоте звука, его естественности. Для получения такого звука была разработана специальная линейка Hi-Fi аудио аппаратуры. Что такое хай-фай в переводе с английского дословно означает высокая точность или верность, то есть максимальное соответствие оригиналу.

Звук

В оригинале музыка, воспроизводимая музыкальными инструментами без усилительной аппаратуры, имеет широкий диапазон частот. Человеческий слух при этом воспринимает звук в пределах 16-20000 Гц. В то же время вибрации с частотой 20-220 кГц воспринимаются на небольшом расстоянии костями черепа и передаются слуховым органам. При воспроизведении аудиозаписи диапазон частот резко ограничивается и качество звучания теряется.

Hi-Fi технология позволяет воспроизводить звук в диапазоне 40-25000 Гц, что максимально приближает его к естественному. Кроме частотного диапазона, к звучанию предъявляются некоторые ограничения:

  • неравномерности амплитудно-частотных характеристик;
  • коэффициент интерполяционных искажений;
  • коэффициент нелинейных гармоничных искажений;
  • переходные помехи;
  • уровень собственного шума;
  • показатель направленности звука из колонок Hi-Fi в горизонтальной и вертикальной плоскости.

Важно! Нужно учитывать, что какой бы добротной не была аудиоаппаратура, качество хай-фай акустики будет ограничено форматом, а также качеством самой аудиозаписи или источника.

Аудиосистема Hi-Fi

Под понятием что такое акустическая система подразумевается весь комплекс оборудования, предназначенного для воспроизведения хай-фай звука. Система включает акустическое оформление, а также вмонтированные динамические головки. В комплексе хай-фай используются многополосные системы, в которых применяется несколько Hi-Fi динамиков, каждый из которых работает в своей частотной полосе.

 

В результате весь спектр звуковых частот разбивается на несколько диапазонов. Для каждого частотного диапазона применяется динамическая головка, имеющая самые оптимальные характеристики для данного спектра частот.

Нужно различать динамик с колонкой. В каждой колонке применено несколько динамиков, как минимум 3, которые предназначены для воспроизведения низких, средних и высоких частот. В четырехполосных системах применяется 4 динамика в колонке, где частотный диапазон воспроизведения разбивается на 4 полосы.

Количество колонок обычно 2 или 4, а иногда для низких частот применяют отдельную колонку – сабвуфер. Системы стерео Hi-Fi оснащены 2 колонками, а квадрозвук получают с помощью 4-х колонок, которые используют для получения эффекта объемного звука.

Стандартизация параметров

Первый стандарт, определяющий, что такое хай-фай система, регламентирующий параметры звучания и технические требования к качеству аппаратуры – DIN 45500, появился еще в середине 70-х гг. XX века. Позже немецкий стандарт был заменен европейским IEC 60581.

В России аналогичным документом стал ГОСТ 24388-88. Различия отечественного и европейского стандартов не очень значительны, но по русским нормативам акустические системы подразделяют на 3 группы сложности: высшая, 1-я и 2-я. В зависимости от группы сложности к оборудованию предъявляются различные требования, например, частотный диапазон для высшей группы составляет 40-25000 Гц, для первой – 50-12500 Гц, а для второй – 100-8000 Гц. В ГОСТе также приведены ссылки на нормативы, регламентирующие качество сборки, внешнего вида, устойчивости к внешним климатическим и механическим воздействиям.

Внимание! Стандартизация Hi-Fi аудиосистем не распространяется на активные системы, на системы с автономным источником питания (батареями), а также на автомагнитолы.

Линейку Hi-Fi, кроме акустических систем, представляют тюнеры и усилители. При этом на них распространяются другие стандарты и параметры. Также нередко значком «хай-фай» помечается видеоаппаратура с функцией поддержки Full HD.

 

qwizz.ru

Что означает хай фай. Всё о звуке

Hi-Fi – как много в этом слове… Когда в конце 80-х на территорию СССР хлынули первые японские аудиосистемы, стало модно собирать целые комплекты с хорошим звуком. С тех пор прошло много времени, и Hi-Fi аудиосистемы стали использоваться не только для прослушивания музыки, но и для аккомпанирования фильмам и компьютерным играм. И самое главное, Hi-Fi теперь доступен практически любому желающему. Вопрос только в потребностях и качестве звучания.

Многие рано или поздно сталкиваются с потребностью улучшить звук своей аудиоаппаратуры. Для большинства в какой-то момент становится недостаточно простых компьютерных колонок: и баса не хватает, и середина «жидковата». А некоторые «переросли» свою нынешнюю аудиосистему и хотят ещё глубже погрузиться в чудесный мир звука. В любом случае, придётся выбирать себе новую Hi-Fi аудиосистему. Но всё не так просто. Стоит только начать выбирать подходящую модель, как на голову сваливается поистине грандиозный водопад из фирм, характеристик, линеек, моделей, комплектаций. С одной стороны, это хорошо. Но с другой – как выбирать-то?


Разобраться в огромном рынке Hi-Fi аудиосистем сложно, но возможно. Самое главное – понять, что именно вам нужно, для каких целей вы будете использовать вашу систему. Далее – разобраться в ряде несложных технических параметров. И всё. Вернее, закончился подготовительный этап. А самое сложное впереди, и от этого не отделаться.
Различаются аудиосистемы разных ценовых уровней, существует множество вариаций подбора оборудования, есть всевозможные технические характеристики. Но подобрать подходящую именно вам аудиосистему могут только ваши уши. Дело в том, что каждый из нас воспринимает звук по-своему. Мало того, что мы слышим разный диапазон чистот, так ещё наши привычки и музыкальные предпочтения играют важную роль. Так что нужно ехать в магазины и слушать, слушать и ещё раз слушать. Иначе вы рискуете ткнуть пальцем в небо и купить систему, которой не будете довольны. Другой вопрос, что цены в магазинах чаще всего выше. Но никто же не мешает вам выбрать систему там, а купить в интернете ?

Начать разбор аудиосистем Hi-Fi стоит с того, что они состоят из трёх основных частей: проигрывателя, усилителя и непосредственно акустической системы. В этой статье мы будем говорить только об акустических системах. При этом выбор сабвуфера – это отдельная большая тема, и её мы раскрываем в другой статье.


Чем различаются акустические системы?

У вас долгая история любви с Hi-Fi аудиосистемами? Вы аудиофил, который слышит самые трудноуловимые частоты? Вы можете позволить себе всё самое лучшее?

Если вы не ответили «да» ни на один из этих вопросов, то не стоит сразу бросаться на лучшие аудиосистемы. Не потому даже, что вы, скорее всего, не почувствуете ту разницу в звучании между бюджетными и самыми дорогими системами, которую слышат аудиофилы. А потому что стоимость самых лучших систем начинается примерно от 7500$. Готовы ли вы потратить такую сумму? Если нет, то лучше начать с бюджетного варианта. Для новичка в мире Hi-Fi вполне будет достаточно системы базового и среднего класса. А со временем вы, возможно, поймёте разницу и решитесь перейти на систему более высокого класса.

Состав комплекта

Это ключевой параметр, так как именно от состава комплекта колонок зависит соответствие системы вашим потребностям.

Для чего вам нужна аудиосистема?

Если вы заядлый меломан, собираете коллекцию редких дисков или винила с «битлами» и Майклом Джексоном, то вам подойдёт традиционная стереопара (или трифонический комплект – две фронтальные колонки и сабвуфер). Также этот вариант ваш, если вы любите «погонять в батлу» или CS и хотите полностью погрузиться в игровой мир. Если же вы обожаете фильмы, планируете установку большого экрана или проектора (а может быть, у вас он уже есть) и хотите насладиться глубоким погружением во время кинопросмотра, то лучше остановить свой выбор на комплекте акустики 5.1 (6.1, 7.1 и т.д.) Такой же совет можно дать самым утончённым меломанам, аудиофилам, любителям классической музыки и электроники.

Если же вам нужен универсальный вариант, то можете выбрать любой из двух вариантов: и хорошая стереопара, и система 5.1 справится с необходимой нагрузкой. Но учтите, что хороший комплект 5.1 будет гораздо дороже хорошей стереопары.

Напольные и полочные


www.tarifox.ru

Вопросы и ответы по теме: Hi-Fi звук с компьютера

Вопрос 18 июня 2019 00:43, Антон

Добрый день, собрался себе брать KRK ROKIT 5 G4 (Арт. A96847UM8702 ) и столкнулся с тем, что не знаю, каким образом лучше подключить их к пк. На фото указан разъем для 6.3 джек (?)
До этого подключал к компьютеру только кинотеатр и поэтому не в курсе, чем лучше подключать мониторы к пк.

Если есть возможность подсказать хорошую звуковую карту/микшер/аудиоинтерфейс которым можно подключить их к пк, то буду крайне благодарен.

Если пригодится, вот инфа по материнке (ASUS PRIME Z370-A)

8-канальный HDA кодек Realtek S1220A. Crystal Sound 3. Выход 120 дБ SNR, Вход 113 дБ SNR, 192 кГц/ 32 бита
1x оптический S/PDIF-out, Front-out, Line-in, Line-out, Mic-in, Rear-out

Ответ 18 июня 2019 10:59, Наталья Богданова, Продакт-менеджер

Антон, здравствуйте.
Есть 2 варианта, как минимум.
Первый: подключить мониторы напрямую к существующей встроенной звуковой карте кабелем minijack-2Jack, при условии, если концы кабеля с разъемами Jасk можно разделить друг от друга, то есть левый и правый канал кабеля не спаяны между собой. Примером такого кабеля будет Quik Lok STR611K.
Второй вариант: приобрести внешнюю звуковую карту или внешний цап. Звуковая внешняя карта желательна, если планируете записывать микрофон или инструмент, или собираетесь заниматься написанием своей электронной музыки и нужен мониторинг.

Внешний цап подойдет, если берете мониторы только для прослушивания музыки.
Пример карты Focusrite Scarlett 2i2 2nd Gen и кабель для подключения мониторов к этой карте XLR-Jack Onetech PRO (2 штуки нужно).
Пример внешнего цапа: ЦАП Arcam irDAC II и кабель для подключения мониторов к данному цапу 2Jack-2RCA Onetech PRO .

www.audiomania.ru

ЧТО ТАКОЕ HIGH-END-AUDIO? / лучшие обзоры Hi-Fi-техники

 

High-end-audio — это увлечение самой музыкой и ее воспроизведением с наилучшим качеством, это воссоздание в домашних условиях слушателя музыкальной идеи композитора или исполнителя с максимальной естественностью, эмоциональностью и силой. Поскольку важна сама музыка, необходимо обеспечить максимально возможную, безукоризненную точность ее воспроизведения. 

Звуковые high-end-компоненты — это уникальные образцы аппаратуры звуковоспроизведения, которые имеют лишь весьма отдаленное сходство со всеми „стереосистемами», продаваемыми в универмагах. Звуковоспроизводящие системы — это не домашние бытовые приборы вроде стиральных машин или тостеров, это средство выражения безбрежного эмоционального и интеллектуального потенциала музыки, закодированной на наших кассетах и компакт-дисках. Чем выше качество воспроизведения, тем глубже наше погружение в музыку.

Основная идея high-end’а, выраженная в high-end-annapaтype: музыка и качество ее воспроизведения превыше всего. Энтузиасты вкладывают техническое мастерство и музыкальную восприимчивость в создание компонентов, шаг за шагом приближающих нас к оригинальному музыкальному событию. High-end-аппаратуру разрабатывают при помощи слуха, конструируют вручную и используют для углубленного восприятия музыки.

Общее заблуждение среди потребителей hi-fi-товаров состоит в том, что high-end-аудио — это обязательно что-то дорогостоящее, а по сути — не более чем усовершенствованная стереоаппаратура с причудливыми функциями и ценниками, расчитанными на миллионеров. Несомненно, ее характеристики могут быть намного лучше, чем у hi-fi-аппаратуры, продаваемой в местном магазине радиотоваров, но кто может себе это позволить?.. Аппаратура high-end-аудио представляется чем-то, созданным только для тренированных, разборчивых слушателей — снобов или фанатов технических новинок, но не для среднего человека с улицы.

Нет, high-end-аудио — нечто совсем другое.

Во-первых, термин „high-end» относится к техническим характеристикам изделия, но не к его цене. Многие настоящие high-end-системы не дороже, а зачастую и дешевле, чем продаваемые в магазинах музыкальные центры, сконструированные по принципу „все в одном». Я прослушал множество недорогих, легко вписывающихся в бюджет среднего потребителя систем, в которых воплощена самая сущность высококачественного воспроизведения музыки. Хотя многие компоненты high-end-систем могут стоить дорого, это не означает, что для приобретения высококачественной аппаратуры вы должны брать кредит в банке. Системы с великолепным звучанием иногда бывают значительно дешевле, чем можно себе представить.

Во-вторых, звуковая high-end-аппаратура служит для передачи музыкального переживания, и не нуждается в дополнительных усложнениях, затрудняющих ее использование. Фактически, high-end-системы значительно проще в эксплуатации, чем бытовые системы среднего качества. Этика проектирования аппаратуры класса high-end заключается в отказе от бесполезных функций и вложении сэкономленных средств в совершенствование качества звучания. Эта аппаратура — для поклонников музыки, а не для любителей электронных эффектов.

В-третьих, любой, кто увлекается музыкой, может сразу оценить значение высококачественного воспроизведения звука. Не нужно иметь абсолютный слух, чтобы определить, какое звучание лучше. Разница между хорошим и посредственным воспроизведением музыки ощущается сразу. Обычная реакция любого, кто впервые слушает истинные high-end-системы — радость и удивление, а это доказывает, что high-end-аудио может оценить каждый. Если вы любите музыку, то благодаря high-end-системе получите от нее еще большее удовольствие. Это так просто!..

В заключение, нужно отметить, что целью high-end-аудио является эффект „исчезновения» аппаратуры. Когда это происходит, достигается высочайшая степень взаимопонимания музыканта и слушателя. По большому счету, high-end-аудио скорее относится к музыке, чем к аппаратуре.

Кредо high-end’а состоит в следующем: чем меньше сигнал обрабатывается, тем лучше. Любая электронная схема, провод, регулятор тембра или переключатель искажают сигнал, а следовательно, и музыкальное восприятие. Вот почему вы не найдете в high-end-аппаратуре графических эквалайзеров, „расширителей стереоэффекта», „синтезаторов субгармоник» и других хитроумных приспособлений. Эти устройства не только уводят от музыкальной реальности, — они добавляют к тракту передачи сигнала ненужные схемы. Минимизируя количество электроники между вами и музыкантами, high-end-аппаратура может максимально усилить непосредственность музыкального восприятия. Здесь „меньше» означает „больше».

Представьте, что вы стоите на краю Большого Каньона, ошеломленные его великолепием. Вы испытываете не только бездонность этого гигантского ущелья, уходящего глубоко под землю, но и видите все мельчайшие подробности рельефа, яркие и живые. Вы можете различать тонкие градации оттенков в наслоениях горных пород — нюансы красного хорошо заметны. Тонкие детали громадных образований становятся более отчетливыми, стоит только вглядеться в них, и это углубляет ваши ощущения. Контраст света и тени выделяет бесконечность лабиринта трещин и расселин. Чем дольше и пристальнее вы смотрите, тем больше замечаете. Изобилие ощущений удерживает вас на краю обрыва в благоговейном трепете перед непостижимой красотой природы.

Теперь вообразите себя рассматривающими Большой Каньон через окно, сделанное из многослойного стекла, каждый слой которого снижает отчетливость изображения. Первый слой немного дымчатый, он приглушает яркие тона и исключает тонкие различия между оттенками цветов. Тонкая гранулированная структура следующего слоя уменьшает вашу способность созерцать подробности каменного рельефа. Еще один слой снижает контрастность света и тени, превращая необъятность глубины и ширины Каньона в плоскую картину. В довершение, оконная рама ограничивает ваше поле зрения и окончательно уничтожает образ Каньона. Вместо непосредственного и прямого ощущения того, что вы стоите на краю Большого Каньона, перед вами предстает серый, ненатуральный и, в сущности, мертвый пейзаж. Такое можно увидеть и по телевидению, особенно, если „картинка» неважная…

Прослушивание музыки на посредственной звуковой аппаратуре похоже на осмотр Большого Каньона через многослойное стекло. Каждое устройство в тракте воспроизведения — CD-плейер, предусилитель, усилитель мощности, громкоговорители и кабели, которые их соединяют, некоторым образом искажают проходящий через них сигнал. Один компонент может придавать грубый, зернистый характер фактурам инструментов, другой — снижать динамические контрасты между громкими и тихими пассажами, искажая замысел композитора или экспрессию исполнителя. Такая система „набрасывает плотную, темную пелену» поверх музыки, уничтожая ее тонкие тональные оттенки и делая тембры всех инструментов неразличимыми. В довершение ко всему, „оконная рама», роль которой играют электронные и механические узлы системы воспроизведения, сжимают пространство, созданное художественным замыслом музыкантов.

High-end-аудио стремится убрать из системы как можно больше „слоев стекла», а те, что останутся, сделать максимально прозрачными. Чем меньше „слоев» и чем слабее каждый из них воздействует на проходящую через него информацию, тем ближе мы подходим к непосредственному восприятию, тем теснее наш контакт с музыкальным произведением.

Почему high-end-компоненты являются более прозрачными „окнами» в мир музыки, чем массовые „стереосистемы»? Они разработаны для того, чтобы хорошо звучать, — в идеале, подобно „живой» музыке, а не для достижения „хороших» оценок в соответствии с некоторыми произвольными техническими критериями. Настоящий разработчик high-end-аппаратуры „прислушивается» к компоненту в процессе его проектирования, изменяя детали и пробуя различные методы получения максимально естественного звучания. Он использует как свои технические навыки, так и музыкальную восприимчивость, создавая изделие, наилучшим образом способствующее восприятию музыки. Эта самоотверженность часто становится манией, заставляющей тратить многие сотни часов на прослушивание и кропотливый анализ каждого фактора, влияющего на звук. Часто в аппарате используют более дорогие детали, чтобы улучшить звучание, сохраняя розничную цену изделия неизменной. Почему? Потому что истинный разработчик high-end-аппаратуры прежде всего увлечен музыкой и проблемами ее воспроизведения.

Напротив, массовые аудиокомпоненты часто разрабатывают в расчете на то, чтобы они хорошо выглядели „на бумаге» — в таблице технических параметров, — иногда жертвуя качеством звука. Хороший пример этого: „THD-войны» 19’70-х и 80-х годов. THD — это Total Harmonic Distortion (полный коэффициент гармонических искажений), технический параметр, широко используемый необразованными потребителями в качестве критерия качества усилителя. Если вы тоже так поступали, то не огорчайтесь. До того, как мне удалось больше узнать о звуке, я тоже принимал в расчет значения THD. Считалось, что чем они ниже, тем лучше усилитель. Это побуждало гигантов электронной промышленности выпускать аппаратуру с предельно низкими значениями THD. Развернулось соревнование за то, чья аппаратура имеет наибольшее количество нулей после запятой в коэффициенте гармоник (например, 0,001%).

Многие покупают приемники или усилители, ориентируясь исключительно на этот технический параметр. Хотя низкий THD — достойная цель разработки, существо вопроса заключается в том, за счет чего были получены такие чрезвычайно низкие значения искажений. Для снижения искажений в усилителях используют „обратную связь» — это означает, что часть выходного сигнала подается обратно на вход усилителя. Большие значения сигнала обратной связи уменьшают THD, но создают различные другие проблемы, которые плохо влияют на качество звучания усилителя. Заботило ли гигантов электронной промышленности то, что увеличение глубины отрицательной обратной связи для снижения THD ухудшает звучание их аппаратуры? Ни в малейшей степени! Единственное, что их волновало — производство предмета потребления, который можно продавать в больших количествах. Они поступались музыкальным качеством ради малосущественных технических параметров, преподносимых публике как очень важные. Покупатели, выбирающие компоненты на основе таблицы технических параметров, а не по результатам прослушивания, приобретали в итоге системы с посредственным звуком. Любопытно, что усилители, имеющие самые маленькие значения THD, как правило, отличаются наиболее низким качеством звучания.

Этот пример иллюстрирует существенную разницу между взглядами фирм-изготовителей массовой продукции и high-end-компаний на то, какими должны быть аудиокомпоненты. Фирмы, производящие high-end-аппаратуру, заботятся больше о том, как звучит их продукция, нежели о параметрах, какие она показывает на испытательном стенде. Они знают, что их аудитория музыкально восприимчивых слушателей будет делать покупки, учитывая качество звука и не обращая внимания на технические параметры.

High-end-аппаратура не только разрабатывается с помощью слуха, но и часто вручную изготавливается высококвалифицированными мастерами, гордящимися своей работой. Сборщики часто сами являются аудиофилами. Они изготавливают аппаратуру с такой тщательностью, словно делают ее для себя лично. Такое дотошное внимание к мелочам дает в результате более высокое качество разработки и изготовления. Особая тщательность разработки способствует не только улучшению звука изделия, но и увеличивает надежность аппаратуры. Более того, красивые, выполненные вручную компоненты могут возбудить в их обладателях гордость, которой производителям массовых изделий нечего противопоставить.

High-end-системы часто обеспечиваются лучшим сервисом, чем mid-fi-изделия. Поскольку фирмы-изготовители high-end-аппаратуры больше заботятся о своей продукции и клиентах, они обычно предлагают более длительный гарантийный срок, более либеральную политику замены деталей и лучшее обслуживание. Для фирм-изготовителей нет ничего необычного в том, чтобы бесплатно починить изделие по истечении гарантийного срока. Это не означает, что вы должны рассчитывать именно на такое отношение, но подобное иногда случается только с high-end-аппаратурой и совершенно немыслимо с массовой продукцией. High-end-компании по-настоящему заботятся о своих клиентах.

Эти качества присущи и тем, кто занимается розничной торговлей. Дилер high-end-аппаратуры разделяет страсть к высококачественному воспроизведению музыки и обязательствам в обслуживании клиентов. Если вам доводилось приобретать звуковую аппаратуру в обычной торговой сети, то вы будете приятно удивлены, посетив high-end-магазин. Вместо того, чтобы любой ценой побудить вас купить первую попавшуюся аппаратуру, добросовестный дилер high-end’а будет стремиться собрать систему, которая позволит вам наслаждаться музыкой в течение длительного времени. Такой дилер поставит ваше музыкальное удовлетворение выше показателя месячной выручки.

Наконец, большая часть high-end-аппаратуры разработана и изготовлена в США американскими же компаниями. Фактически, аудиокомпоненты американского производства высоко ценят во всем мире. Более 40% американской high-end-продукции экспортируется в другие государства, особенно, на Дальний Восток. И это при том, что цена high-end-аппаратуры за границей почти вдвое выше, чем в США — из-за расходов на транспортировку, ввозных пошлин и наценок импортеров. Интерес к американским high-end-товарам за границей удивителен еще и в силу популярного заблуждения американцев в том, что лучшая аудиоаппаратура — японского производства.

High-end-аппаратура существенно отличается от изделий массового производства. По своей концепции, цели, разработке, конструкции, маркетингу и тому, как они используются, компоненты high-end-аппаратуры очень не похожи на своих mid-fi-собратьев.

Что более всего отличает high-end-аппаратуру от массовой продукции, так это заботливое отношение разработчика к музыке. Он создает не товары массового спроса, а инструменты, высочайшее качество которых позволит его клиентам глубже воспринимать музыку. Компоненты high-end-системы — это вещественное доказательство глубоко прочувствованного интереса к тому, насколько хорошо воспроизводится музыка и, более того, насколько она приятна слушателям.

Разработчик аппаратуры high-end-класса создает изделия, которые он сам хотел бы слушать. Поскольку он заботится о музыке, для него имеет существенное значение, получает ли удовольствие от музыки неизвестный слушатель. Чем больше слушатель вовлечен в музыку, тем лучше разработчик выполнил свою работу.

Один мой знакомый, проектировщик цифровых процессоров — живое воплощение этих качеств. В каком-то из узлов своего нового процессора он использовал резистор экстра-класса, который стоит $1, а не несколько центов, как большинство других резисторов. В тот момент, когда надо было передавать разработку в производство, он еще раз тщательнейшим образом проверил, возможны ли еще какие-нибудь усовершенствования, способствующие повышению качества звука. Шутки ради, проектировщик применил в схеме совсем уж экзотический резистор за $10 вместо 1-долларового. Он был удивлен тем, насколько лучше зазвучало изделие после этой замены, и не захотел, чтобы начались поставки процессора в варианте с резистором за $1. Компания выпустила аппарат с деталью за $10, хотя розничная цена уже была установлена с учетом использования однодолларовых резисторов. Конструкторы high-end-аппаратуры стараются любыми путями улучшить качество, вместо того, чтобы подчинить технологию единственной цели — уменьшению стоимости.

Для high-end-разработчика проектирование электроники или механики — не просто техническая деятельность, это проявление любви и преданности. Каждый аспект работы изделия — как технический, так и музыкальный, проверяется способом, который удивил бы тех, кому непривычен такой подход. Этика воспроизведения музыки является самой сутью бытия разработчика high-end-аппаратуры; это работа, в которой он выражает себя каждодневно. И как результат: вовлеченность слушателя в музыку намного более мощная и интимная, чем в случае, когда разработкой занимаются без этой самоотверженности.

Что такое high-end-аппаратура? Что такое high-end-звук? Это когда забываешь о системе воспроизведения, когда в комнате прослушивания ее место словно бы занимает исполнитель. Это когда вы ощущаете, что композитор или исполнитель, говорят с вами сквозь годы и расстояния. Это ощущение необычайного подъема во время музыкальных кульминаций. Это непередаваемые „американские горки» эмоций, которые композитор каким-то волшебным способом сумел закодировать в комбинации звуков. Это исчезновение материального мира, когда остаются только ваше сознание и — музыка…

Вот что такое high-end-аудио.

 

ЧИТАТЬ ДРУГИЕ ГЛАВЫ

 

 

По материалам книги «Энциклопедия High-End Audio»
Автор Роберт Харли
 

www.all-hi-fi.ru

Hi-Fi ПРАВДА и High-End СКАЗКИ — [Николай Сухов 98г.]

 

 

  Обсудить на Форуме

 

За последние 5-6 лет рынок звуковоспроизводящей аппаратуры в странах СНГ явно перенасытился зарубежной аппаратурой разных стоимостных категорий, но сегодня уже далеко не каждый аудиофил и тем более радиолюбитель «на слово» поверит в рекламируемые достоинства даже Hi-End аппаратуры — многие, вложив немалую сумму в покупку, например, УМЗЧ известной и широко рекламируемой фирмы, обнаружили, что его основное достоинство — красивый дизайн, а вот по качеству звука он ничем не лучше спаянного много лет назад по одной из схем, опубликованных в радиолюбительской литературе. Известную роль в такой «дезориентации» вносят появившиеся в последние годы красочные журналы для аудиофилов, почти все материалы в которых освещают аппаратуру, имеющуюся у рекламодателей, в разных оттенках, но непременно одного — «розового»- цвета. Что ж, реклама, как известно, двигатель торговли, но настоящий СНГ-овский аудиофил-радиолюбитель отличается от западного критическим складом ума. Вот и один из читателей «Радио» москвич Николай Клименко с большим сомнением воспринял «вечные» рассуждения и голословную критику экспертов журнала «Аудио магазин» (далее «AM») моего «УМЗЧ высокой верности» (УМЗЧ ВВ), описанного в «Радио» N6,7/89, и попросил меня прокомментировать некоторые суждения (имеется в виду рубрика «Почта» из «AM» N4/96, с.3, 4).

 

Ознакомившись с заметками в «AM» я могу отметить, что оба эксперта (В. Зуев и С. Куниловский) владеют схемотехническими познаниями на, мягко говоря, не очень высоком уровне. Так, например, В. Зуев, оценивая схемотехнику УМЗЧ ВВ, уходит от радиотехники в очевидно более близкую ему область эмоций, пытаясь доказать, что «микросхема на входе усилителя … наверняка украдет виртуальную глубину стереопанорамы, столь необходимую для создания эффекта присутствия» (имеется в виду скоростной ОУ с входным каскадом на полевых транзисторах К574УД1). Но позвольте, г-н Зуев, почему вы считаете, что этот ОУ «глубину украдет», а тот десяток ОУ, которые звуковой сигнал проходит до УМЗЧ в магнитофоне, CD-плейере или любом другом источнике сигнала (даже в «ламповых» CD-плейерах ЦАП выполнен, извините, на твердотельной ИМС, внутри которой есть уйма ОУ) будут вести себя порядочно и ничего «не украдут»?

 

Далее эксперт «AM» пытается убедить нас в «практически невозможном получении хорошего звучания в любительских условиях», поскольку «для хорошего воспроизведения звука требуются изготовленные по специальной технологии ДОРОГИЕ «хайфайные» проводники, переключатели, СЛОЖНЫЕ способы их соединения (бескислородная пайка, спецприпои)», пытаясь оправдать смешную цену hi-end-овских усилителей Audio Note ($ 120400) мощностью 17 Вт и Kegon ($ 247000) мощностью 45 Вт, а также, очевидно, соединительных кабелей с некристаллической структурой проводников стоимостью в несколько сотен долларов. Да, действительно, еще из курса физики нам известно, что любой контакт металла с металлом даже в отсутствие оксидной пленки можно рассматривать как нелинейный элемент электрической цепи ввиду неравенства т.н. «работ выхода» электронов. И эта нелинейность может ухудшить звучание систем высокой верности. Но мне трудно поверить, что г-н Зуев слышал реальную работу УМЗЧ ВВ и тем более сколь — нибудь знаком с его схемой, поскольку вопросам устранения нелинейности соединительных проводов, контактов разъемов и реле при разработке УМЗЧ ВВ было уделено особое внимание. В частности, в схему (а для не умеющих читать радиосхемы — «черным по белому» написано на с. 55, 56 «Радио» № 6/89) введен специальный каскад, компенсирующий не только нелинейность, но также активную и реактивную составляющие распределенного сопротивления соединительных проводов, а цепь общей ООС выполнена так, что компенсирует нелинейность «холодных» контактов реле коммутации выхода УМЗЧ и разъемов. Другими словами, те отрицательные факторы, о которых говорит В. Зуев и которые способны ухудшить звучание, в УМЗЧ ВВ устранены наиболее эффективным способом — схемотехнически.

 

Не могу согласиться с утверждением и о том, что «любительство в звукотехнике не может сейчас конкурировать с фирменной аппаратурой … по качеству звука». Если речь о дизайне и исполнении корпуса — да, тут любителю трудно тягаться с промышленностью. А относительно ЗВУКА — то сегодня среднему радиолюбителю вполне под силу собрать УМЗЧ с качеством звука под ценовую категорию $ 300-500, затратив от силы $ 40…50. Но для этого надо быть РАДИОЛЮБИТЕЛЕМ и не следовать совету В. Зуева «… поэтому лучше купить готовый аппарат». Известная пословица «кто платит деньги, тот и заказывает музыку» вполне объясняет цель изданий, подобных «AM» — заставить читателя раскошелиться на самую дорогостоящую аппаратуру.

 

Несколько претенциозен, на мой взгляд, и отзыв эксперта «AM» о том, что «г-н Сухов с большим опозданием обратил внимание на схемную экзотику некоторых зарубежных фирм, не отличающихся качеством звучания своих изделий (имеются в виду Kenwood (!) и Akai — примечание Н.С.) и … опоздал примерно на 10 лет». Но почему же тогда «AM» обсуждает в 96 году конструкцию 89 года (в мире техники 7 лет — очень большой срок) как наиболее популярную и до сих пор не превзойденную по параметрам?

 

Завершая изложение моего мнения о заметках в «AM», хочу отметить, что такие журналы, конечно, полезны, но многие утверждения их авторов могут показаться бесспорными лишь тем читателям, которые не способны отличить транзистор от резистора. На людей же, разбирающихся в радиосхемотехнике, статьи в «AM» производят впечатление написанных авторами ЧТО-ТО СЛЫШАВШИМИ о предмете обсуждения, хотя я убежден, что учить кого-то чему-либо можно лишь досконально, в мельчайших подробностях и со всех сторон ЗНАЯ тему статьи.

Николай Клименко в своем письме в «Радио» также интересовался, проводилось ли мной сравнительное прослушивание, и интересовался «философией», которой я придерживался при разработке УМЗЧ ВВ.

Свое мнение высказывать не буду, это не вполне корректно. Но вот что, например, пишет по этому поводу один из фидошников Евгений Комиссаров (клянусь, что я его не знаю и отзыв не инспирирован, а получен через фидошную эху МО.HI-FI):

«На самом деле этот самый УМЗЧ ВВ обладает невероятным потенциалом с точки зрения звукоизвлечения — будучи правильно собранным, налаженным и настроенным (а он очень и очень критичен к блоку питания, разводке «общего», фазировке трансформаторов, применяемым проводам, конденсаторам, реле, особенно учитывая то, что оно охвачено ООС, полярности подключения колонок — с моим ПКД СЕС 3100 полярность колонок пришлось поменять на обратную и т.д. и т.п., тонкостей тут очень много), он звучит лучше всех транзисторных усилителей, которые я (и не только я) за свою жизнь слышал. И намного лучше, это слышно с первого звука.

Его отличает чистый, великолепно артикулированный, глубокий бас, который с первых же звуков делает тебя своим рабом, прекрасная, точная середина и чистый, легкий, детальный верх. О детальности тут стоит сказать отдельно. Многие усилители, слушанные мной (например SUGDEN) обладают высокой детальностью — слышно все, но… эта детальность разрушает звуковую картину, потому как эти детали передаются неверно 🙁 Например, эхо от «звонкой» студии (что я лучше всего услышал в 6-й композиции диска «Falling Into You» Celine Dion) превращается в непонятный шум, напоминающий работу динамического шумоподавителя и вместо того, чтобы занять свое место в звуковой картине, начинает мешать, музыку становится буквально противно слушать :-(( УМЗЧ ВВ такого себе не позволяет. Он очень гармоничен и точен, эхо слышно именно как эхо, это не мешает, не портит звук, а дополняет его. За счет того, что все эти «детали» вливаются с общую картину, они меньше бросаются «в глаза»…

 

Он великолепно справляется со скрипкой, с гитарой и другими акустическими инструментами, голос передается со всеми мельчайшими интонациями, и слышен таким, какой он на самом деле…

Написать можно много еще чего, но толку то? Надо слышать… Я могу определенно сказать, что в группе усилителей до 1500$ ему просто нет равных…»

И это не единственный отзыв про УМЗЧ ВВ, да еще, кстати, не авторского повторения. Стоимость комплекта деталей такого «любительского» усилителя не превышает 50$ (без корпуса). Выводы делайте сами.

О «философии»: УМЗЧ ВВ разрабатывался по заданию одной из испытательных лабораторий как оконечное звено стенда для субъективной экспертизы звучания CD-плейеров. Он должен был быть выполнен на отечественной элементной базе и обеспечивать 100 Вт на нагрузке 8 Ом (студийные мониторы JBL) при уровне искажений и шумов на 10…20 дБ ниже, чем у CD-плейеров. Повторив на отечественных элементах до десятка схем УМЗЧ ведущих западных фирм, я убедился, что на КТ818-19 с низкой граничной частотой не удастся получить приемлемого (по ТЗ не более 0,001%) уровня нелинейных искажений на высшей частоте звукового диапазона. Большой фазовый сдвиг этих транзисторов (на порядок-два больше, чем у зарубежных) вынуждал для обеспечения устойчивости вводить более глубокую частотную коррекцию, что, в свою очередь, ограничивало глубину ООС на высших частотах и ухудшало линейность. Проблему удалось решить, полностью отказавшись от включения транзисторов по схеме ОЭ и введя коррекцию по опережению, компенсирующую полюс на АЧХ усилителя с разомкнутой ООС, формируемый транзисторами выходного каскада. В результате «требования заказчика» по линейности были выполнены с большим запасом во всем звуковом диапазоне и усилитель был принят в эксплуатацию.

 

Но тут (я участвовал в большинстве субьективных испытаний как «слухач») вдруг обнаружилось, что один и тот же CD, проигрываемый на одном и том же CD-плейере через один и тот же УМЗЧ и на один и тот же монитор (студийную акустическую систему), но соединенный разными кабелями, звучит по-разному! Тщательно исследовав феномен, мы обнаружили, что те тысячные доли процентов искажений, которые давал УМЗЧ, ничто по сравнению с искажениями, «оседавшими» на соединительных кабелях и разъемах. Замена разъемов на позолоченные и обычных соединительных проводов на специальные с «некристаллической» структурой ( $250 за витую пару длиной 4 м) проблему решила лишь частично — искажения уменьшились в несколько раз, но не исчезли. Тогда, после ряда экспериментов со студийными усилителями Kenwood с системой «Sigma Drive», я попробовал ввести в УМЗЧ каскады компенсации полного импеданса проводов и нелинейности «холодных» контактов и результат превзошел все ожидания — искажения исчезли, причем независимо от качества (и цены!) соединительных проводов и разъемов. Так в результате и родилась схема, описанная в «Радио» №№ 5, 6, 7 за 89 г (желающие могут заказать копию в нашей редакции, условия — на с. 13).

 

 

Кстати, я настоятельно рекомендую всем любителям высококачественного звука установить упомянутую схему компенсации в свои УМЗЧ. Это сделать несложно: потребуются лишь 3 прецизионных резистора и один ОУ (его тип особого значения не имеет, это может быть и 140УД6, и К157УД2). На рис. 1 условно показана укрупненная схема типового УМЗЧ: рис.1 а с входным каскадом на дискретных элементах, рис.1 б- с входным каскадом на ОУ, остальные каскады «упрятаны» в блок А2. Вход схемы компенсации соединяют с «земляным» выводом прямо на корпусе акустической системы, а выход через резистор R доп, сопротивление которого должно быть равно сопротивлению резистора цепи общей ООС УМЗЧ R2 (R2 включен между выходом УМЗЧ и инвертирующим входом входного каскада) — с инвертирующим входом первого каскада УМЗЧ. Принцип работы такой схемы — измерение падения напряжения на одном из соединительных проводов, удвоение его и «добавка» к обычному сигналу на выходе УМЗЧ, что эквивалентно устранению проводов между усилителем и акустическими системами. Такое схемное решение не требует какого-либо налаживания при замене соединительных кабелей или акустических систем. Попробуйте, и вы убедитесь, что эффект превзойдет все ваши ожидания (конечно, если ваш усилитель, источник сигнала и особенно акустические системы достаточно высокого качества).

 

Говоря о современном высококачественном звуковоспроизведении, не могу не поделиться некоторыми наблюдениями, которые также не вписываются в «розовые» оттенки.

Ламповые усилители. Они действительно в большинстве своем звучат иначе, чем транзисторные. Но «иначе» и даже «приятнее» не значит «точнее». В действительности выходной трансформатор (уже слышу возражения «чистых ламповиков» о бестрансформаторных УМЗЧ на 6СЗЗС, но это исключение из правила) — устройство с гораздо большей (в силу петли гистерезиса и конечной индукции насыщения магнитопровода) нелинейностью, частотными и фазовыми искажениями, чем транзистор в активном режиме. Именно из-за больших фазовых искажений ламповые УМЗЧ невозможно охватить сколь — нибудь глубокой ООС, что и проявляется в конечном итоге в

а) относительно большом (единицы Ом) выходном сопротивлении (у транзисторных — сотые и тысячные доли Ома)

б) сравнительно плавном ограничении при перегрузке (на рис.2 изображены типовые амплитудные характеристики лампового и транзисторного усилителей).

 

 

Попробуйте искусственно увеличить выходное сопротивление любого «среднего» транзисторного УМЗЧ до 2…3 Ом (для этого достаточно последовательно с акустической системой включить 10 или 20-ваттный резистор с таким сопротивлением) и не превышайте 1/5…1/4 его номинальной мощности (чтобы кратковременные пики сигнала не обрезались) и вы убедитесь, что звук в 95% случаев из 100 приобретет «ламповую мягкость». Причина кроется в том, что многие (но не все!) акустичесике системы обеспечивают минимум интермодуляционных искажений по звуковому давлению не при нулевом сопротивлении источника сигнала — Rвых (УМЗЧ), а при Rвых = 2…5 Ом. Сразу вроде бы не очевидно, однако такое сопротивление нарушает линейность АЧХ и ФЧХ пассивных разделительных фильтров акустических систем, которые проектируются в расчете на Rвых = 0. Но ведь это проблемы не УМЗЧ, а акустических систем! Именно акустики должны позаботиться при разработке акустических систем не только о линейности АЧХ и ФЧХ по звуковому давлению на синусоидальном сигнале, но и о минимизации акустических интермодуляционных искажений при Rвых = 0 или, что хуже, нормировать Rвых, скажем, сопротивлением 3 Ома и расчитывать разделительные фильтры на такое сопротивление источника.

Кстати, почему-то у аудиофилов укоренилось мнение, что в спектре ламповых усилителей нет высших гармоник. Это тоже неправда. На рис.3 приведен реально измеренный Мартином Колломсом спектр сигнала на выходе типичного современного High- Епdовского лампового усилителя CARY 805с [1] Английского Клуба аудиофилов, в котором есть не только 2-я и 3-я гармоники, но и 5-я, 6-я, 7-я, 9-я…, причем их уровень не меньше, а больше, чем в транзисторных УМЗЧ.

 

Еще одно распространившее «аудиозаблуждение» в том, что CD якобы обеспечивают больший динамический диапазон, чем аналоговая компакт кассета (КК). При этом в качестве основного аргумента приводится формула шумов квантования NKB:

NKB = 6N + 1,8 [дБ],

где N — разрядность квантования по уровню. Для CD применено N = 16, следовательно теоретический уровень шумов квантования NKB.cd = 6×16 + 1,8 = 97,8 дБ. С чьей-то легкой руки это значение и принимают за динамический диапазон CD. Учитывая, что у лучших КК отношение сигнал/шум составляет (без систем шумопонижения) порядка 55 дБ, то и делается вывод о более чем 40 дБ выигрыше CD. Но нельзя забывать, что принципы аналоговой КК и цифрового CD в корне отличаются, поэтому применять для оценки динамического диапазона CD методы измерения КК некорректно. В КК динамический диапазон снизу действительно определяется уровнем шумов, но это не значит, что так же обстоит дело и у CD! Взглянув на рис.4, на котором изображены типовые зависимости коэффициента Кни нелинейных искажений КК и CD в функции уровня сигнала, можно легко заметить, что в аналоговой записи Кни с уменьшением уровня монотонно убывает, в то время как у цифровой записи возрастает, стремясь к 40% (поскольку увеличивается относительный размер «ступеньки» квантования). Причем если у аналоговой записи в спектре искажений преобладают не очень режущие слух 3…5 гармоники, то у цифровой дело обстоит гораздо хуже — множество комбинационных составляющих не образуют привычного для слуха гармонического ряда и их действие становится явно заметно уже при уровнях около 1 %. Легко убедиться, что при уровнях сигнала порядка -50 дБ и ниже искажения CD переходят порог допустимых 1 %. То есть снизу динамический диапазон CD оказывается ограничен не шумами квантования, а нелинейными искажениями. И из 97,8 теоретических дБ остается только 50 дБ. Но это еще не все! При перегрузке КК нелинейные искажения пропорциональны квадрату уровня записи (при увеличении уровня в 2 раза коэффициент гармоник возрастает всего в 4 раза) и поэтому их кратковременное возрастание на пиках сигнала незаметно на слух. У CD при превышении номинального входного уровня аналого-цифрового преобразователя (АЦП) всего на 2…3 дБ нелинейные искажения возрастают в десятки тысяч раз, поэтому в реальной аппаратуре цифровой записи за номинальный принимают уровень на 12…15 дБ (т.е. на пикфактор реального музыкального сигнала) меньше предельного входного для АЦП. В результате из исходных 97,8 дБ остается всего 35…37 дБ реальных, что на 20 дБ МЕНЬШЕ, чем у КК. Вот почему, несмотря на субъективное отсутствие «шипа», многие фонограммы, воспроизводимые с CD, приводят к быстрой утомляемости и имеют заметно худшую «глубину стереопанорамы», чем та же фонограмма, воспроизводимая с аналоговой виниловой грампластинки (современные грампластинки, выполненные по технологии Direct Metal Mastering высоко ценятся аудиофилами и обеспечивают динамический диапазон 60…65 дБ) или качественной КК.

 

Нельзя не упомянуть и еще о двух «наездах» на КК — со стороны цифровой компакт кассеты DCC и минидиска MD. С момента появления DCC (1989 г.) и MD (1993 г.) фирма Philips — разработчик DCC — пыталась убедить аудиофилов, что именно DCC через 1-2 года полностью вытеснит КК. С аналогичным заявлением, но уже в отношении MD, выступала и Sony — разработчик MD. Но … время шло, а КК до сих пор является превалирующим бытовым носителем аудиопрограмм с возможностью записи. Более того, если вначале формат DCC был поддержан мировым гигантом Matsushita и рядом других известных фирм, то сегодня DCC производит только Philips, да и то всего несколько моделей (на фоне десятков моделей КК). Фирма Sony, также удрученная субъективной оценкой качества звучания, проведенной немецким журналом «Audio», в результате которой MD расположился на последнем месте с 45 баллами из 100 после разделивших 1-2 места CD-плейера (85 баллов) и КК-магнитофона (85 баллов), и занявших 3-4 места проигрывателя виниловых грампластинок (80 баллов) и DCC (80 баллов), начала лихорадочно совершенствовать систему сжатия цифровых аудиоданных, в результате чего за 4 года было рождено 4 (!) версии алгоритма сжатия ATRAC 1 — ATRAC 4.5. Тут самое время вспомнить, что в DCC и MD применено, как и в CD, 16-разрядное квантование по уровню, но для снижения потока записываемых на носитель данных использовано цифровое сжатие по алгоритмам соответственно PASC (Precision Adaptive Subband Coding) и ATRAC (Adaptive Transform Acoustic Coding), уменьшающих поток цифровых данных с 2 Мбит/с до 384 кбит/с и 300 кбит/с, т.е. и DCC, и MD принципиально менее точно воспроизводят звук, чем CD. Прогноз — дело неблагодарное, но справедливости ради давайте вспомним судьбу еще одного (теоретически превосходящего по качеству CD) формата R-DAT, которому в момент его появления в 1987 году также прочили место наследника КК. Показателен в этом смысле довольно точный прогноз автора этих строк, опубликованный в «Радиоежегоднике-89». В то время как практически вся зарубежная и отечественная пресса писала о том, что к 1991 году R-DAT полностью заменит КК, это была, пожалуй, единственная публикация, в которой R-DAT было отведено скромное место разве что в полупрофессиональных студиях звукозаписи (с. 175 «Радиоежегодника-89»).

 

Еще один «аудиомиф», который мне хотелось бы «развенчать» в этой статье, касается глубокоуважаемой и всемирно известной фирмы Dolby. Тут я должен сказать, что Рэй Милтон Долби — мой кумир, и вся его деятельность — достойный образец инженерного мастерства. Но … и на солнце есть пятна, есть серьезные недостатки и в системах Dolby. По сравнению с предшественниками — динамическими фильтрами, работающими только при воспроизведении — компандеры Dolby, безусловно, огромный шаг вперед, ведь работая «зеркально» в режимах записи и воспроизведения, они теоретичеки должны обеспечить идентичность прошедшего двойную обработку сигнала воспроизведения исходному. Но многие «слухачи» отмечают, что Dolby все же заметно нарушает пространственную насыщенность звука, а т.н. «пуристы» предпочитают мириться с шипом магнитной ленты, лишь бы не «жевать» звук включением Dolby. Что ж, значительная доля правды в этих утверждениях есть, многочисленные исследования сотен кассетных магнитофонов, оснащенных системами Dolby В, Dolby С, Dolby S позволили мне установить основную причину этих недостатков — неидеальность каналов магнитной записи-воспроизведения (КМЗВ) реальных магнитофонов. Дело в том, что компандеры Dolby имеют т.н. «билинейную» характеристику сжатия-расширения, на которой есть несколько характерных точек излома, причем для идеального восстановления сжатого сигнала точки перегиба компрессора в режиме записи и экспандера в режиме воспроизведения должны совпадать. На практике это означает, что коэффициент передачи КМЗВ должен быть точно равен единице (или 0 дБ). Реальные магнитофоны отрегулированы идеально далеко не всегда и характеристики сжатия-расширения оказываются «сдвинуты», в результате чего на суммарной амплитудно-амплитудной характеристике появляется «яма» или «горб», причем в самом неподходящем отрезке уровней записи от -30 до -10 дБ, ответственном за правильность передачи реверберационных «хвостов» музыкального сигнала. В случае «ямы» эти «хвосты» просто исчезают, а в случае «горба» — динамически выпячиваются, отсюда и потеря пространственной насыщенности.

 

Есть у систем Dolby и еще один недостаток — даже при линейной АЧХ КМЗВ отличие его коэффициента передачи от 1 приводит к динамическому нарушению мгновенных АЧХ и особенно ФЧХ, что также сильно нарушает естественность звучания, «размазывая» стереопанораму то в один, то в другой канал. Причина — в использовании т.н. фильтрующей технологии sliding band — «скользящей полосы», хорошо маскирующей модуляционные шумы, но, к сожалению, при этом АЧХ и ФЧХ сильно зависят от уровня сигнала.

Тут я хотел бы отметить, что из более чем десятка типов подробно исследованных мной шумоподавителей компандерного типа (Dolby В, Dolby С, Dolby S, High Com, High Com 2, ANRS, SuperANRS, ADRES, YCMA, dbx и др.) наиболее приспособленным к «неидеальностям» реальных КМЗВ оказался малораспространенный в бытовых магнитофонах (в основном из-за удачного продвижения на этом рынке систем Dolby), но один из самых известных в профессиональной технике компандер dbx одноименной американской фирмы DBX (David Blackmer eXellence), Inc. Этот компандер обладает двумя уникальными свойствами — децилинейной (линейной в децибельном масштабе) характеристикой сжатия-расширения и независимостью АЧХ и ФЧХ от уровня сигнала. В результате неединичность коэффицента передачи реального КМЗВ не нарушает линейности суммарной амплитудной характеристики (изменяется только средняя громкость, что легко скомпенсировать обычным регулятором громкости), остаются нетронутыми и мгновенные АЧХ и ФЧХ (а именно они ответственны за точность воспроизведения музыкальной панорамы). К числу неоспоримых достоинств dbx относятся также высокая эффективность шумопонижения (до 35…40 дБ против 10 — 20 — 24 дБ у Dolby В — С — S), и не только на высоких («шип»), но и на средних и низких (сетевой фон, фликер-шум ленты и усилителей, НЧ переходная помеха с соседней дорожки записи) частотах. Как говорят эксперты, «Dolby субъективно снижает шумы, a dbx их полностью удаляет». На рис.5 для сравнения графически изображены спектрограммы шумов кассетного магнитофона без шумоподавления и с включенными шумоподавителями.

Предвосхищая вопрос о схемотехнике dbx сразу отмечу, что «родная» схема dbx довольно сложна и требует применения нескольких специализированных ИМС, продающихся только по лицензии DBX, Inc. Но мне за последние годы, основываясь на алгоритме работы dbx, удалось создать dbx-совместимый компандер, названный Универсальным КОМПандером. Стереовараинт УНИКОМПа содержит 7 недефицитных отечественных микросхем и обеспечивает на любом катушечном или кассетном магнитофоне динамический диапазон, вдвое (по децибелам) больший собственного динамического диапазона КМЗВ. Т.е. если собственно магнитофон обеспечивает 40 дБ, то с УНИКОМПом будет 80 дБ, если 45 дБ, то с УНИКОМПом будет 90 и т.д. К сожалению, рамки данной статьи не позволяют подробнее остановиться на алгоритмах и схемотехнике dbx-УНИКОМПа, но интересующимся сообщу, что описание и схема УНИКОМПа запланированы к публикации в «Радиохобби».


Статья Н. Сухова была написана в 1998 году, когда понимание дитеринга еще не было повсеместным. В статье рассматривается только случай квантования транкейтом. Однако при корректном использовании дитеринга и нойз-шейпинга никаких нелинейных и интермодуляционных искажений не возникает. При этом динамический диапазон компакт-диска составляет честные 93 дБ, а структура шума такая же, как у магнитной пленки ixbt.com отседова

audio-hi-end.livejournal.com

Что такое Hi-Fi-наушники и как их выбрать?

Наушники – это отдельная категория устройств для воспроизведения аудио. Их нельзя сравнить со стереоакустикой. Они устроены совершенно иначе, поэтому и критерии для них иные. Существует несколько типов наушников. У каждого имеются свои особенности, преимущества и недостатки. Отдельное место в мире аудиогарнитуры занимают Hi-Fi-наушники. Что они собой представляют? От всех остальных их отличает максимальная приближенность звучания к оригиналу. Сокращение «Hi-Fi» расшифровывается как High Fidelity, что в переводе значит «высокая точность». Такая надпись на аудиотехнике говорит о том, что устройство относится к соответствующему стандарту качества и точности передачи звука.

Выбор Hi-Fi-наушников

Чтобы не допустить досадной ошибки в выборе, нужно обращать внимание на все мелочи. Качество техники этой категории определяется скорее субъективно, чем объективно, поэтому каждый пользователь сам для себя определяет приоритетные критерии. Тем не менее, существуют определенные моменты и нюансы, которые актуальны для всех и всегда. Чтобы разобраться в вопросе выбора Hi-Fi-наушников, мы рассмотрим ключевые аспекты, которые возникают в голове каждого пользователя.

Какие параметры можно считать основными показателями качества звука?

Специалист в области аудиотехники скажет, что это АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) и КНИ (коэффициент нелинейных искажений), и будет прав на все 100%. К сожалению, далеко не все производители указывают в паспортных данных эти параметры. Вот почему выбрать подходящие наушники бывает невероятно сложно. В большинстве случаев пользователю приходится примеряться – просить в магазине послушать, как звучат те или иные композиции из собственного трек-листа. Что ж, ничего скверного в этом нет. Наверное, можно сказать, что наушники, как и обувь, настолько индивидуальны, что удачно выбрать наугад практически невозможно. Каждый истинный аудиофил считает своим святым долгом пройтись по магазинам и выбрать из сотни комплектов именно тот, который будет удовлетворять по качеству звучания.

Многие любители качественного звука отдали предпочтение наушникам Bose QuietComfort 25. Их главное преимущество – это совершенная система шумоподавления, которая обеспечивает полную изоляцию от происходящего в окружающем мире. Приверженцы этой модели сравнивают эффект звукоизоляции с волшебным куполом тишины. В кругах аудиофилов она прослыла эталоном среди наушников данной категории.

Как правильно читать паспортные данные?

Первым делом нужно обращать внимание на чувствительность. К примеру, перед вами две пары наушников, которые, по вашему мнению, звучат почти одинаково. Из них стоит выбрать те, у которых выше показатель чувствительности. Если в таблице спецификации указано от 90 до 110 дБ/мВт – значит, наушники по-настоящему хороши.

Второй по важности параметр, который, кстати, тесно взаимосвязан с чувствительностью – это сопротивление. В современных Hi-Fi-Наушниках он может варьироваться от 20 до 120 Ом. Однозначного ответа на вопрос о том, каким должно быть сопротивление, нет, но при этом с уверенностью можно сказать, что скверных раскладов вроде «низкий импенданс + низкая чувствительность» стоит избегать. Нет, качество звука от этого не пострадает, но вот аккумулятор телефона (или плеера) будет садиться очень и очень быстро.

Достойным примером «ушей» с высоким качеством воспроизведения аудио и оптимальным сочетанием сопротивление/чувствительность можно считать серию Sennheiser Momentum. Эти наушники считаются эталоном правильного звучания. Нет, отнести их к категории Hi-End, нельзя,… но назвать это недостатком достаточно сложно. Восприятие звуковых волн у каждого человека индивидуально, и конкретно Sennheiser Momentum подходит тем меломанам, которые любят чистый Hi-Fi-звук, без предумышленных искажений сигнала, ориентированных на изощренного потребителя. На данный момент многие специалисты сходятся во мнении, что Sennheiser Momentum – это и есть лучшие наушники для Hi-Fi плеера, но мы не беремся утверждать, что они идеально подходят всем без исключения. На вкус и цвет товарищей нет! Много найшников вы можете увидеть в каталоге здесь.

Как насчет диапазона частот?

С этим показателем всё просто. Чем шире диапазон, тем глубже и насыщеннее звук, но это вовсе не значит, что вы должны гнаться за космическими цифрами. Слух человека лучше всего воспринимает частоты в диапазоне 300-3000 Герц. Всё, что выше или ниже – не лишнее, но второстепенное. Если вам попадутся наушники с диапазоном, 20- 10 000 Герц, которые будут устраивать по качеству звучания – покупайте, не раздумывая. Да, вы можете найти модель с верхней границей 20 кГц или даже 30 кГц, но вы не ощутите практически никакой разницы.
Подводя итог, можно сказать, что выбор наушников – это дело каждого. Универсальной формулы тут нет, поэтому просто закрывайте глаза, вслушивайтесь, и поймете, подходит, или нет.

newsinmir.com

Компьютер как Hi-Fi / High End аудиоплатформа

Компьютер как Hi-Fi аудиоплатформа | обзор и тест — Большая часть звуковых дорожек высокого качества имеет цифровой формат. ПК умеет успешно сжимать аудио без потерь, поддерживает риппинг/потоковую передачу с отличным битрейтом и различные форматы HD-аудио, имеет ёмкое хранилище на несколько терабайт и дружественные к ПК ЦАП (цифро-аналоговые преобразователи). Заслуживает ли ПК место среди высококлассных аудиосистем? И какой ценой? — Большая часть звуковых дорожек высокого качества имеет цифровой формат. ПК умеет успешно сжимать аудио без потерь, поддерживает риппинг/потоковую передачу с отличным битрейтом и различные форматы HD-аудио, имеет ёмкое хранилище на несколько терабайт и дружественные к ПК ЦАП (цифро-аналоговые преобразователи). Заслуживает ли ПК место среди высококлассных аудиосистем? И какой ценой?

Компьютер как Hi-Fi аудиоплатформа | Превращаем ПК в настоящую Hi-Fi-аудиоплатформу

Hi-Fi расшифровывается как high-fidelity или «высокая точность» (высокая точность воспроизведения сигнала по сравнению с оригинальным источником). В процессе записи и воспроизведения звука появляются артефакты и, кроме того, на качество влияет окружение при прослушивании. Поэтому воспроизводимый звук никогда не будет звучать точно так, как он звучит в оригинале. Но к этому идеалу можно приблизиться.

McIntosh MC275 50th Anniversary: усилитель за $6500 без функций ЦАП

Hi-Fi очень часто ассоциируется с экзотическим (и дорогим) оборудованием. Ламповые усилители. Серебряные провода. Позолоченные соединения.

Если у вас нет кучи полок, забитых 180-граммовыми виниловыми пластинками, то, скорее всего hi-fi-аудио у вас хранится в доступном цифровом формате: на оптических носителях (CD, DVD, SACD и LaserDiscs) или магнитных накопителях, в форме файлов на жёстком диске.

Чтобы воспроизвести контент, вам необходимо несколько различных компонентов. Нужно что-нибудь для доступа к информации (например, CD-проигрыватель). Необходимо перевести цифровой сигнал обратно в аналоговый с помощью цифро-аналогового преобразователя или ЦАП. Понадобится усилитель. И, наконец, нужно что-то для создания волн звукового давления в окружающем вас воздухе, которые будут поступать на частотах, установленных сигналом (динамики или наушники)

До тех пор, пока контент поступает на ЦАП в состоянии «bit-perfect», то есть сигнал не меняется на битовом уровне, источник звука не имеет значения. Качественный CD-проигрыватель или ПК, воспроизводящий поток свойства bit-perfect с подключённой по USB флэшки, будут звучать одинаково.

Главная трудность для нас, как для ПК-энтузиастов, состоит в том, что несжатый звук занимает много пространства на диске. Стереопоток CD-качества использует два канала x 16 битов на сэмпл x 44,100 сэмплов в секунду = 1411,2 Кбит/с. CD на 60 минут, без сжатия, занимает 635 Мбайт на накопителе. Во времена гигабайтовых жёстких дисков, Интернета на скорости 1 Мбит/с и медленного Wi-Fi это было очень много. Решением стало сжатие с потерями в форме MP3 (сначала) и AAC (позже), которое решало проблему большого объёма файла путём снижения качества контента для приемлемого большинством пользователей уровня. Но меломаны не приняли эту идею.

Creative Labs Sound Blaster 2.0 из 1991 года – первая звуковая плата для ПК с возможностью воспроизведения на частоте 44,1 кГц.

Конечно, сегодня нам доступны накопители на несколько терабайт, быстрое широкополосное соединение и почти гигабитовая скорость беспроводной передачи данных, а также усовершенствованные технологии сжатия без потерь, такие как FLAC и ALAC, причём последняя может уменьшить размер файла вдвое без потерь в качестве. Здесь история меняется.

Накопитель ёмкостью 1 Тбайт стоимостью $60 может хранить данные 3000 CD в оригинальном качестве. На полке освобождается куча места. Покупка и загрузка новых дисков занимает минуты. Поиск альбома или композиции из коллекции происходит быстро. В интернет-магазинах никогда не кончаются запасы музыки. И если делать резервные копии вашей медиатеки, она никогда не потеряется и не испортится. Что не так?

Одно звено этой цепочки остаётся неизменным, и здесь у ПК традиционно проявляются недостатки – мы говорим о переводе цифрового сигнала в звук. Хорошо, что Hi-Fi-устройства, изначально поддерживающие ПК, получают всё большее распространение. Если ПК сможет сравниться по качеству звучания с более традиционными Hi-Fi-системами, то, учитывая и удобство использования, компьютер станет основными проигрывателем аудио.

Но что нужно, чтобы воспроизводить Hi-Fi-аудио на ПК сегодня, и какова цена? В данном материале мы рассмотрим различия в качестве звучания, функциях и ценах нескольких компонентов, способных превратить ваш ПК в превосходную аудиосистему. Кроме того, мы покажем, как правильно производить слепое тестирование прослушивания (по крайней мере, с нашей точки зрения), и расскажем, почему это важно.

На нашем тестовом стенде присутствуют четыре различных устройства в ценовом диапазоне от $2000 до $2: Benchmark Media Systems DAC2 HGC, JDS Labs O2+ODAC, Asus Xonar Essence STX и многоканальный кодек Realtek ALC889. Разница в цене тысячекратная.

Компьютер как Hi-Fi аудиоплатформа | Тест четырёх устройств: от $2000 до $2

Все тесты проводились на ПК под управлением Windows 7 x64. На самом деле, характеристики системы не особо важны, кроме того, что у нас есть материнская плата Asus Rampage III Formula с кодеком Realtek ALC889.

Мы используем следующие устройства по цене от $2000 до $2.

Источники Foobar2000, источники WASAPI обведены красным


Benchmark Media DAC2 HGCJDSLabs O2+ODACAsus Xonar Essence STXRealtek ALC889
Цена~$2000~$290 (включая блок питания)$190~$2 (OEM в томе)
ФорматВнешнее USB устройствоВнешнее USB устройствоВнутрення карта PCIeВстроенный кодек
Версия драйвера1.61USB Audio7.12.8.17946.0.1.7023
Чип DSP (ЦСП)Собственный FPGA (ППВМ)н/дAsus AV100(C-Media CMI8788)Realtek ALC889
Чип DAC (ЦАП)ESS SABRE32 ES9018ESS SABRE32 ES9023TI PCM1792ARealtek ALC889
Конверсия I/V2 x TI LME49860/LME45622 x JRC NJM4556AD2 x TI LME49860/LME4562Realtek ALC889
БуферTI LME49600TSCustom 4 x NJM4556DTI TPA6120A2Realtek ALC889
Поддержка PCM audioДискретизация до 176,4/192 кГц
Разрядность до 24-бит
Дискретизация до 96 кГц (2)
Разрядность до 24-бит
Дискретизация до 192 кГц (3)
Разрядность до 24-бит
Дискретизация до 176,4/192 кГц (4)
Разрядность до 24-бит
Поддержка DSD audioПоддерживается штатно через DoPНе поддерживаетсяНе поддерживается (5)Формально поддерживается, но нам не удалось заставить её работать

Примечания:

  1. STX имеет заменяемые операционные усилители. Мы заменили два оригинальных JRC2114D (имеющие хорошее качество) двумя TI LME49860/LME4562, которые использовались в DAC2.
  2. Не поддерживается 88,2 кГц.
  3. Не поддерживается 88,2/176,4 кГц.
  4. Не поддерживалось 88,2 или 176,4 кГц в тесте с глубиной 16 или 24 бит.
  5. ЦАП PCM1792A поддерживает DSD, но, к сожалению, C-Media CMI8788 эту технологию не поддерживает, ввиду отсутствия этой функции на карте.

Несмотря на более «старший» серийный номер продукта, ЦАП ESS Sabre ES9023 на бумаге слабее ES9018. Однако ощутимых различий мы не заметили.

Компьютер как Hi-Fi аудиоплатформа | Benchmark DAC2 HGC

Очень редко сообщество меломанов единогласно одобряет какой-либо продукт. Но Benchmark DAC1 из числа таковых. Вряд ли вы найдёте где-либо плохие комментарии об этом устройстве. И хотя нередки споры, исходящие из личных предпочтений пользователей, этот продукт действительно является эталоном высококачественной комбинации ЦАП и усилителя для наушников.

В октябре 2012 года компания Benchmark Media представила долгожданную DAC2 HGC. Это, определённо, не бюджетный продукт, поскольку рекомендованная цена составляет $2000 (DAC1 HDR, сравнимый по функциям, продаётся за $1600). Однако кроме усилителя для наушников HPA2, который применяется в DAC1, DAC2 является полностью новым решением. В нём используется один из лучших ЦАП в мире, ESS ES9018, а также собственная логика понижения дрожания. Продукт оправдывает сочетание Hybrid Gain Control в названии, внедряя отдельные регулировки громкости: цифровые для цифровых сигналов и аналоговые регулировки – для аналоговых.

Benchmark DAC2 HGC – самый дорогой продукт данного обзора. Он несёт в себе множество функций, которые могут оказаться весьма полезными для компьютерных энтузиастов:

  • Асинхронный USB-вход: до 172,4/192 кГц при PCM 24 бит, плюс изначальная поддержка DSD64 .
  • Четыре цифровых входа S/PDIF (два коаксиальных, два оптических).
  • Два одноконтактных аналоговых стереовхода RCA.
  • Два одноконтактных аналоговых стереовыхода RCA.
  • Один сбалансированный стереовыход XLR.
  • Два стереоразъёма TRS (1/4 дюйма) для наушников на передней панели.
  • Выбор входящего сигнала, разрядности и дисплей синхрогенератора на лицевой панели (наконец-то!).
  • Пульт дистанционного управления, контролирующий механический привод, подключённый к основному регулятору громкости.
  • Кнопки полярности и приглушения/отключения звука, а также переключатель на 12 В (используется редко).

Оба разъёма для наушников на лицевой панели могут работать одновременно без ухудшения качества сигнала. Левый выход на наушники заглушает аналоговый выход на задней панели, а правый – нет. Эта простая (но невероятно полезная) функция позволяет заглушать (или не заглушать) динамики, выбирая необходимый разъём для наушников.

По умолчанию DAC2 HGC работает как устройство USB Audio Class 1 – это означает, что оно не требует дополнительных драйверов для совместимости с Windows или Mac. Его вручную можно перевести в режим Class 2, для чего в случае использования ОС Windows понадобится имеющийся драйвер. Основной причиной перехода к UAC 2 может являться необходимость воспроизведения файлов PCM битрейтом выше 24 бит/96 кГц, файлы DSD или ситуация, когда по какой-то причине требуется драйвер ASIO. Если всё вышеперечисленное вам не нужно, лучше не менять режим.

Существуют более доступные версии DAC2 HGC. Есть модель DAC2 D без аналоговых входов и DAC2 L с аналоговыми входами, но без усилителей для наушников. Обе модели на $200 дешевле нашего образца. Компьютерным энтузиастам может понравиться DAC2 D, поскольку маловероятно, что им понадобятся аналоговые входы, а данное устройство одновременно поддерживает несколько динамиков и наушников, в то время как DAC2 L наушники не поддерживает.

Дополнительно хочется отметить исключительное качество сборки DAC2. Скорее всего, это не основное требование к устройству с такой ценой, но всё равно это важный фактор. Также в комплекте есть пульт ДУ. Приятное дополнение, хотя и не очень полезное для ПК.


 Компьютер как Hi-Fi аудиоплатформа. Отзывы в Клубе экспертов THG [ 39 отзывов]

thg.ru

——————только для вступивших в сообщество—————-

Устранение земляных петель в аудиокомпьютере

Организация качественного вывода звука на компьютере

audio-hi-end.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *