Menu

Что такое в фотографии фф – Кроп или полный кадр — что выбрать? Crop vs. FF

Содержание

Преимущества полного кадра

Камеры с полнокадровым сенсором («full frame» камеры) пользуются сегодня большим спросом. Все больше и больше людей переходит с фотоаппаратов с кроп-фактором на камеры с большим 35 мм сенсором. Сегодня мы попытаемся понять, почему.

Что такое полнокадровая камера

Во-первых, мы должны понять, что такое полнокадровая камера и чем она отличается от камеры с кроп-фактором. Эти термины – «полный кадр» и «кроп-фактор» — относятся к одной специфической части фотоаппарата: к сенсору. Так же как пленка отвечает за фиксацию изображений на пленочной камере, так и матрица фотоаппарата предназначена для записи изображений на современных цифровых камерах. В комбинации с затвором, зеркалом и объективом, сенсор является ключевой частью системы создания изображения.

Сенсоры фотоаппаратов отличаются по размеру. Матрицы камер в телефонах даже меньше тех, что встроены в большинство «мыльниц». В общем случае, чем больше сенсор, тем лучше качество изображения.

Полнокадровый сенсор так называется из-за того, что имеет тот же размер, что и полный кадр 35мм пленки. Вы, возможно, никогда не снимали на пленку, но должны знать, как она выглядит. Примеры полнокадровых камер – это Nikon D700 и Canon 5D. Камеры с кроп-фактором имеют сенсоры меньшего размера, «кропнутого» (от англ. «crop»), т.е. урезанного. В качестве примера можно привести фотоаппараты Nikon D40, D7000 и Canon Rebel T2i и 60D.

Картинка выше прекрасно иллюстрирует разницу между полнокадровыми камерами и камерами с кроп-фактором. Все изображение – это то, что видит ваш глаз. Область, обрамленная красным прямоугольником – то, что воспринимает камера с полнокадровым сенсором. Меньшая область внутри синей рамки – то, что мы увидим через тот же объектив, но на фотоаппарате с кроп-фактором.

Размеры сенсоров могут быть совершенно разными. Камеры с кроп-фактором часто называют «APS-C» (линейка Canon Digital Rebel). Размер, находящийся между полным кадром и APS-C принято обозначать как APS-H. Это тоже камеры с кроп-фактором (сенсор меньше размера кадра в 35мм пленке), но их матрица больше, чем в APS-C камерах. В настоящий момент камеры APS-H в целом ограничены линейкой Canon 1D, например, 1D Mark IV. Если вам интересно узнать больше технических подробностей о сенсорах фотоаппаратов, обратите внимание на эту статью.

Преимущества полного кадра

Теперь, когда мы имеем лучшее представление о том, что такое полнокадровые камеры, давайте рассмотрим несколько особенностей, которые делают их столь привлекательными.

Видоискатель

На мой взгляд, главное преимущество полнокадровых фотокамер, это качество видоискателя. Если вы когда-нибудь пользовались старой пленочной SLR, вы, вероятно, были впечатлены размером и яркостью видоискателя. Более того, одним из недостатков DSLR камер с кроп-фактором является относительно небольшой видоискатель. Полнокадровые камеры в этом сильно их превосходят.

Теперь, когда у меня есть полнокадровая камера, смотря в видоискатель фотоаппарата с кроп-фактором, мне отчасти кажется, будто я гляжу в туннель. Если вы еще никогда не проверяли, как работает полнокадровый видоискатель, попробуйте обязательно. С его помощью гораздо проще производить ручную фокусировку объектива и контролировать зоны резкости  в сравнении с кроп-факторными оппонентами.

Фокусное расстояние

Вы, вероятно, знаете об эффекте умножения фокусного расстояния, который дают камеры с кроп-фактором.

Я предпочитаю вид, который обеспечивает полнокадровая камера, потому что мне нравятся широкие перспективы. На моей полнокадровой 5D я часто использую для съемки свадеб объектив 24мм f/1.4. На камере с кроп-фактором эффективное фокусное расстояние этого объектива составит 36мм. Чтобы воспроизвести аналогичную картинку, вам потребуется найти объектив 16мм для камеры с кроп-фактором; фикса 16 мм f/1.4 даже не существует. Короче говоря, светосильные широкоугольные объективы гораздо проще использовать на полном кадре.

Высокие значения ISO

Если и существует один показатель производительности, который я действительно ценю в полнокадровых камерах, то это съемка на высоких значениях ISO. Больший сенсор имеет технические преимущества. Говоря простыми словами, больший сенсор позволяет производителю не втискивать в него фотоэлементы, и поэтому камера способна снимать на более высоких ISO. Фотоэлементы могут быть крупнее, и каждый будет способен воспринимать больше света.

Изображение полнокадрового сенсора Canon 5D Mark II

Canon и Nikon по-разному подходят к этому вопросу. Компания Nikon выпускает камеры с большим размером сенсора, но сохраняет количество мегапикселей на довольно низком уровне, и действительно обеспечивает потрясающе высокую производительность ISO в своих аппаратах. Nikon D700, D3 и D3s – 12-мегапиксельные, однако с их помощью можно сделать удивительно качественные снимки.  Canon также выпускает полнокадровые камеры с выдающимися показателями ISO, но выбирают путь высокой разрешающей способности, предлагая клиентам 21-мегапиксельную камеру 5D Mark II. В линейке Sony также присутствуют камеры этого типа, A850 и A900.

В общем говоря, полнокадровые камеры порадуют вас высокими значениями ISO ввиду большего размера сенсора. На рынке существует множество предложений от разных производителей, так что найдется что-то для каждого.

Недостатки

Полнокадровые камеры подходят не всем; некоторые фотографы выбирают камеры с кроп-фактором по ряду причин. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Зона досягаемости

Помните, выше мы говорили об эффекте умноженного фокусного расстояния объектива, который дает камера с кроп-фактором? Для некоторых фотографов увеличенная зона досягаемости объектива является серьезным преимуществом. Например, в случае со спортивными фотографами или теми, кто снимает дикую природу, большее приближение всегда будет весомым плюсом. Один мой знакомый фотограф однажды заметил, что снимать на камеру с кроп-фактором – это все равно, что получить бесплатный 1.6х телеконвертер.

Это телеконвертер, изготовленный компанией Canon. Он увеличивает фокусное расстояние, чтобы обеспечить большее приближение. Это тот же эффект, что получается при съемке на камеры с кроп-фактором.

Цена

Приобретение хорошей техники всегда бьет по карману. Хотя полнокадровые камеры становятся более популярными, и, следовательно, скоро появятся более доступные варианты. На данный момент флагманское предложение каждого производителя – это дорогостоящая полнокадровая модель.

Многие люди полагают, что чем более популярными будут становиться полнокадровые камеры, тем ниже будет цена, пока она, в конце концов, не придет к нормальному уровню. Учитывая преимущества полного кадра, нетрудно предположить, что в обозримом будущем все DSLR камеры будут полнокадровыми. Технология будет падать в стоимости и запросто может стать стандартным предложением на рынке.

Преимущество полного кадра состоит в том, что ввиду меньшего количества доступных полнокадровых моделей, на рынке подержанных товаров их можно приобрести по лучшей цене по сравнению с камерами с кроп-фактором.

Переход на полный кадр

Итак, вы решили, что готовы к переходу на полный кадр – что же выбрать? Если вы уже инвестировали деньги в определенную систему, имеет смысл продолжать использовать ту же систему, и остановиться на полнокадровой камере соответствующего производителя.

Как обсуждалось выше, полный кадр имеет множество преимуществ. Однако стоимость может быть непреодолимым барьером для многих людей. Если вы ищете наименее дорогой вариант для перехода на полнокадровую систему, обратите внимание на подержанный Canon 5D, он может стоить до 1000$.

Многие люди совершают ошибку, вкладывая весь доступный им бюджет в «тушку» камеры. Прежде чем вы перейдете на систему с полнокадровым сенсором, убедитесь, что у вас есть объективы, которые позволят использовать все преимущества нового фотоаппарата. Проверьте совместимость вашей камеры и имеющихся объективов.

Например, объективы Nikon DX несовместимы с полнокадровыми камерами типа D700. Если вы попробуете их использовать на таком аппарате, вы получите затененные углы, эффект виньетирования. На системе Canon, объективы EF-S не будут работать на полнокадровых камерах, таких как 5D.

Все снимки, представленные выше, сделаны на полнокадровую камеру, но с разной степенью приближения для иллюстрирования различий между изображениями, которые выдает один и тот же объектив при различных кроп-факторах сенсора. Кадр сверху снят на 70мм на полный кадр – следовательно, множитель кроп-фактора отсутствует. Ниже – кадр с кроп-фактором 1.3х. 70мм, умноженные на 1.3, эквивалентны примерно 91мм. И наконец, нижний кадр показывает, как будут выглядеть те же 70мм на камере с кроп-фактором 1.6x, что равняется примерно 112мм.

Как уже было сказано, вам необходимо выбирать совместимые объективы, но помимо этого, следует также обращать внимание на те стекла, которые смогут передать все преимущества большого сенсора. Зачастую полнокадровые камеры – это модели с высоким разрешением, например, 21 Мпикс 5D Mark II. Использование дешевых и некачественных объективов сводит на нет все улучшения качества изображения, которые может обеспечить полнокадровая камера. Нам нужны хорошие объективы, чтобы  подчеркнуть все детали работы этих качественных сенсоров с высокой разрешающей способностью.

Я уверен, что вы уже слышали этот совет: сначала создайте коллекцию объективов. Я искренне верю в это правило…хоть и виновен в его нарушении. Моя коллекция объективов не смогла угнаться за тратами на обновление камеры. Если бы я проходил через это снова, я бы сначала сформировал набор хороших объективов на камеру с кроп-фактором, а потом перешел бы на полнокадровую модель. Если вы думаете, что уже совсем скоро перейдете на систему с полнокадровым сенсором, помните, что следует выбирать объективы, соответствующие этой цели.

Заключение

Полнокадровая DSLR камера – восхитительный инструмент, но это всего лишь инструмент, не более того. Имея множество серьезных преимуществ, она может помочь вам получить лучшие результаты при съемке в условиях слабого освещения. Все больше и больше камер с полнокадровым сенсором становятся доступными, так что, безусловно, это формат будущего для профессионалов.

Автор статьи: Andrew Childress.

photo-monster.ru

Что такое кроп-фактор / Habr

Сейчас существует множество зеркальных фотокамер. Наиболее популярны из них любительские и полупрофессиональные камеры с «кроп-матрицей». Но что же такое «кроп»? Что означает «кроп-фактор»?
В этой статье я попытаюсь приоткрыть завесу таинственности.


Исторически сложилось, что пленочный кадр имеет размер 24×36 мм. В цифровой фотографии такая матрица называется «полноразмерной» или ФФ (Full Frame). Но при производстве пластин такого размера возникают различные проблемы, много брака, например, что приводит к большой стоимости такой матрицы.

Маркетологи придумали следующий ход: резать заготовку для матриц на более мелкие размеры. Это приводит к значительному снижению цены конечной матрицы: заготовку тех же размеров можно разрезать на большее количество фотоматриц, и влияние брака менее существенно.

У различных фирм матрицы уменьшились по-разному. Canon стал делать меньше матрицы в 1,6 раза, а Nikon в 1,5 раза, Sony, тоже уменьшила «кроп-матрицу» в 1,5 раза.

Влияние на съемку

Поскольку кроп-матрица меньше, то на нее попадает лишь часть света, проходящего через объектив. Этим вызвано появление термина — кроп-фактор.

При съемке создается ощущение, что фотоаппарат с кроп-матрицей приближает сильнее, чем полнокадровый. На самом же деле фотоаппарат как-бы сам вырезает из полноразмерного кадра прямоугольник в 1,6 раза меньший и сохраняет.
Сфотографировав на ФФ аппарат и вырезав на компьютере из фотографии в центре прямоугольник в 1,6 раза меньший, вы получите точно такой же кадр, как вы бы получили на кроп-матрице.
Так же ошибочно считается, что кроп-матрица увеличивает потому, что чтобы на ФФ аппарат в кадр попало столько же пространство нужен объектив с фокусным расстоянием в 1,6 раза большим, чем на кропе. Например, в объектив 50мм на кропе влезет примерно такое же пространство, что влезло бы в объектив с фокусным расстоянием 80мм на ФФ. Но это происходит из-за «вырезания» меньшей области круга изображения, чем у полнокадровой матрицы, а не увеличения картинки, поскольку фокусное расстояние это физическая характеристика линзы(объектива), и на нее не влияет размер матрицы.

Именно это мнимое увеличение фокусного расстояния при съемка на кроп и является «эффективным фокусным расстоянием». И чтобы его получить нужно домножить значение фокусного расстояния объектива на кроп-фактор, который равен соотношению кроп-матрицы и полноразмерной.

Влияние на ГРИП

ГРИП — Глубина Резко Изображаемого Пространства — это то, что на фотографии резко изображено.
Опять же, ГРИП — не зависит от матрицы. Он напрямую зависит от расстояния до объекта, и обратно от открытости диафрагмы и фокусного расстояние объектива. То есть, чем ближе фотографируемый объект, чем больше фокусное, чем больше открыта диафрагма, тем меньше будет область резкости на вашем снимке.
А от размера матрицы зависит лишь только, как много попадет этой области вам в кадр.

Как вы видите, с одного и того же расстояния, на одном и том же фокусном расстоянии, при одинаковой диафрагме я получил одинаковое поле резкости, что на кроп-матрице, что и на полнокадровой. Разница только в том, как много нерезкой линейки влезает в кадр.

Но опять же, из-за того, что в кроп-матрицу влезает гораздо меньшая область круга изображения(см. Рис.1), то для того, чтобы сфотографировать лицевой портрет человека, Вам придется отойти дальше, чем с полнокадровым фотоаппаратом. А чем дальше объект, тем больше поле резкости, тем больше ГРИП, поэтому и создается ощущение, что кроп-матрица хуже размывает фон.

В связи с этим, существует еще термин «эффективная диафрагма» по отношению к кроп-фотоаппаратам. Суть этого термина в том, что, если снимать с ФФ камеры, то параметры будут у вас следующие: фокусное расстояние 85мм, диафрагма 2.8, расстояние до объекта 1м.
На кроп-фотоаппарате вам уже придется брать объектив 50мм, чтобы влезло столько же пространства в кадр с 1 метра, а поскольку фокусное расстояние меньше в 1.6 раза, то чтобы ГРИП оставался таким же, придется открыть диафрагму в 1,6 раза больше, т.е. до 1,8.

Резюме

Кроп во многом оправдывают свой перевод с английского — обрезать. За счет меньшей матрицы фотоаппарат захватывает лишь меньше пространства на снимок, а на оптические характеристики не влияет размер сенсора никак. Размер его влияет лишь на человеческое ощущение, т.к. придется дальше отходить и проигрывать в степени размытости.

habr.com

Боке, полный кадр и кроп. боке на APS-C камеры

За идею статьи огромная благодарность Евгению Кожухарю. Статью можно считать продолжением темы ‘Индентификацию кропа‘.

Боке, полный кадр и кроп. Восстань КРОП! Востань из Мертвых! Яви свое БОКЕ!

Преамбула

Полноформатные камеры Nikon и Sony (может и другие) могут работать как в обычном полноформатном режиме, когда для получения изображения используется весь сенсор фотоаппарата, так и в режиме кадрирования. Например, можно использовать режим кадрирования APS-C (DX для Nikon). В таком режиме используется только центральная область сенсора фотоаппарата. Размер этой области точно соответствует размеру матриц на кропнутых камерах формата APS-C. Если говорить проще — полноформатные фотоаппараты можно заставить ‘поработать кропом’.

Возможность снимать в режиме кропа лично мне позволяет немного манипулировать эквивалентными фокусными расстояниями (ЭФР). Для меня это оказалось очень приятной функцией во время съемки на фикс-объективы.

Пример использования режима кропа: я часто снимаю мероприятия на светосильный объектив-полтинник Nikon 50/1.4G и полноформатную камеру Nikon D700. Порой я не могу достаточно близко подойти до снимаемого объекта, тогда я включаю режим кадрирования. Для этого, в меню фотоаппарата, достаточно включить функцию ‘Область изображения’->’Выбр. область изображения’ и выбрать там значение ‘Формат DX 24 х 16′. В настройке «Подсветка точки АФ» у меня выбрано значение «Выкл.», что позволяет после включения функции ‘Формат DX 24 х 16′ затемнять неиспользуемую область изображения, видимого в ОВИ. Фактически в оптический видоискатель я вижу только изображение, которое я получу после спуска затвора. Визуально кажется, что объектив из 50 мм фикса превращается в 75 мм фикс. Такая хитрость позволяет проще кадрировать будущий кадр, доставать до более удаленных объектов съемки.

Конечно, я прекрасно понимаю, что полностью тот же результат можно получить во время вырезания центральной части фотографии во время обработки (результат будет 100% аналогичен тому, что я получаю функцией ‘Формат DX 24 х 16′). Но психологически гораздо удобней выстроить кадр непосредственно во время съемки.

С электронным видоискателем Sony a7 еще проще — там сразу видишь изображение, получаемое с центральной части сенсора без затемнения областей в ЭВИ.

Ближе к сути

Так вот, переключаясь между форматами FX<->DX и снимая на один и тот же объектив одни и те же сцены, я заметил, что порой размытие дальнего и ближнего плана в формате DX выглядит (визуально выглядит) сильней, чем в полноформатном режиме FX.

Должно же быть как раз наоборот! Все мы знаем байку про то, что полноформатные камеры сильней размывают дальний план. Как же тогда быть?

Посмотрите на два следующих снимка и отметьте для себя где размытие дальнего плана сильней. Под размытием можно подразумевать величину кружочков нерезкости.

Первый снимок:

Исходный снимок с камеры Sony a7II. На снимке имеется множество кружочков (дисков) нерезкости

Второй снимок:

Исходный с камеры Sony a7II в режиме APS-C (фактически — вырезка центральной части предыдущего снимка)

Визуально зона размытия на втором снимке выражена сильней, а диски нерезкости больше. При этом второй снимок, грубо-говоря, сделан на кроп. Такое происходит, если снимать с одного и того же расстояния без сохранения пропорций в кадре.

Возьмем отдельный ярко выраженный диск (кружочек) нерезкости.

С полноформатного снимка:

Диск нерезкости на полноформатном снимке

С кропнутого снимка:

Ярко выраженный диск нерезкости

Выбранный диск нерезкости на снимках имеет одинаковый размер в пикселях.

Выбранный диск нерезкости

Полноформатный снимок с Sony a7II имеет размеры 6000 х 4000 пикселей (24.000.000 пикселей). Площадь кружочка составляет Pi*D*D/4 и равняется 54.297 пикселям. При этом размер кружочка составляет 1/442 от изображения всего изображения (0,23%).

Кропнутый снимок с Sony a7II имеет размеры 3936 х 2624 пикселей ( 10.328.064 пикселей). Площадь кружочка составляет Pi*D*D/4 и равняется все тем же 54.297 пикселям. При этом размер кружочка составляет 1/190 от изображения всего изображения (0,53%).

При переходе от полноформатного снимка к кропнутому, соотношение диска нерезкости ко всему кадру выросло приблизительно в 2.3 раза. Это же число можно было бы получить благодаря коэфициенту кроп-фактора Kf=1.5, возведя его в квадрат.

Напрашивается серьезный вывод: если снимать на кропнутую и полноформатную камеры на один и тот же объектив, на одном и том же значении диафрагмы и с одного и того же расстояния, то эффект размытия на кропнутой камере будет выглядеть сильней за счет разных пропорций зон нерезкости.

Спойлер 1: у разных камер одного типа (кроп или полный кадр) разное количество мегапикселей, но соотношение диска нерезкости ко всему кадру будет одинаковое.

Спойлер 2: меня просили сделать эксперимент с точечным источником света, размещенным на бесконечности. Я этого не сделал, потому эксперимент можно считать не на 100% честным. Можете провести свое расследования кружочков нерезкости на бесконечности сами.

Спойлер 3: в статье я показываю снимки, приведенные к одинаковым размерам в пикселях — по 1200 пикселей по длинно стороне. Это нужно учитывать.

Спойлер 3.1: для сравнения снимки с кропа и полного кадра подгонялись под одинаковый размер. У снимков одинаковое соотношение сторон 2:3, во время down scale снимки смотрятся одинаково.

Спойлер 4: статья не про ГРИП. Не нужно путать ГРИП и диск нерезкости.

Спойлер 5: не нужно путать ГРИП и силу размытия дальнего / переднего плана. ГРИП может быть одинаковая для двух снимков, но сила размытия дальнего/переднего плана будет кардинально отличаться. Если говорить очень грубо, то ГРИП сильней всего зависит от числа F (диафрагменного числа), а размытие дальнего/переднего плана сильней всего зависит от фокусного расстояния объектива.

Хитрость в том, что отношение размера объекта к размеру кадра будут изменяться. Чтобы снять один и тот же объект, в данном случае — веточка с ягодками, с одинаковым масштабом (чтобы размер веточки в кадре был одинаковый и на полноформатной и на кропнутой камере) в случае с кропнутой камерой придется отойти от снимаемого объекта съемки дальше, чем во время использования полноформатной камеры.

Тест. Получить одинаковые снимки на полный кадр и кроп, используя один и тот же объектив

Для сохранения пропорций снимаемого объекта в кадре с полноформатной и кропнутой APS-C камеры дистанция фокусировки должна отличаться в 1.5 раза. Разницу в дистанциях фокусировки легко посчитать, используя мои выкладки здесь.

Очень важно: разница дистанции фокусировки соответствует коэффициенту кроп-фактора.

Все снимки ниже сделаны с одинаковыми настройками ISO, выдержки и диафрагмы, но с разной дистанцией фокусировки и режимом кадрирования (все равно, что снимали бы на кропнутую и полнлоформатную камеры на одинаковых настройках).

Первый снимок сделан в режиме полного кадра (FX режим), дистанция фокусировки составляет приблизительно 45 см (данные из EXIF):

Снимок в режиме полного кадра

Второй снимок сделан в режиме кропа (DX режим), дистанция фокусировки составляет приблизительно 45 см (данные из EXIF). Снимок сделан на ту же камеру, с той же позиции, что и предыдущая фотография, просто в этот раз включен режим ‘Формат DX 24 х 16′ (полная аналогия, если бы использовалась кропнутая камера). Видно, насколько увеличивается масштаб съемки:

Снимок в режиме кропа

Отодвинем камеру от снимаемого объекта. Третий снимок сделан в режиме полного кадра, дистанция фокусировки составляет приблизительно 60 см (данные из EXIF):

Снимок в режиме полного кадра

Четвертый снимок сделан в режиме кропа, дистанция фокусировки составляет приблизительно 60 см (данные из EXIF). Снимок сделан на ту же камеру, с той же позиции, что и предыдущая фотография, просто в этот раз включен режим ‘Формат DX 24 х 16′ (полная аналогия, если бы использовалась кропнутая камера). Видно, насколько увеличивается масштаб съемки:

Снимок в режиме кропа

Сравнение снимка на «полноформатную» камеру и «кропнутую» камеру:

Два снимка

Отчетливо видно, что пропорции снимаемого предмета в кадре остались прежними (т.е. с одинаковым масштабом), но передача перспективы изменилась. В случае с режимом DX перспектива стала уже (ощущается визуально как наплыв дальнего плана). Ужатая перспектива на DX снимке соответствует таковой с 75 мм объектива, используемого на полноформатной камере.

Хорошо заметно изменение перспективы на следующей гиф-анимации. Заметьте, как в режиме DX (т.е. кропа) «приближается» дальний план, ужимая перспективу:

Маленькое замечание. Хотя я и указал, что разница в дистанции фокусировки должна составлять 1.5 раза для получения одинакового масштаба съемки, можно заметить, что в данном случае разница составляет 60см/45см=1.33 раза. Небольшая погрешность может быть связана с тем, что данные в EXIF могут записываться не совсем точно. Косвенно подтверждением этому служит то, что объектив Nikon 50/1.4G имеет МДФ, равную 45 см, но я снимал не на МДФ, так как кольцо фокусировки было докручено не до упора, в то же время EXIF показывает 45 см. Также, объектив Nikon 50/1.4G имеет эффект Focus Breathing — изменение угла обзора во время фокусировки. Да и снимки, все же, не совсем похожи из-за дисторсии линзы (по краям полного кадра дисторсия и виньетирование заметны сильней).

Маленький вывод, мимо которого все проходят мимо: при соблюдении масштаба съемки (снимаемый объект имеет одинаковые пропорции на парных снимках) на полноформатную камеру и на кропнутую камеру, используя одно и то же фокусное расстояние и одинаковое число F (например, один и тот же фикс-объектив с одинаковым числом F) визуальное размытие (диски зоны нерезкости) на кропе будут выглядеть большими, нежели на полном кадре. Да, именно так! Кроп, фактически, будет сильней размывать дальний/передний план. Не верите, тогда просто внимательно посмотрите на GIF-анимацию выше. Визуально видно, насколько диски зоны нерезкости DX-камеры больше, нежели диски нерезкости FX-камеры. Считаю, что именно по этой причине так сложно отличить снимки с полного кадра и кропа с использованием одного и того же объектива на одном и том же значении диафрагмы. Фотографы психологически ожидают более сильного размытия на полноформатную камеру, а получается совсем наоборот. Радиус диска нерезкости, в таком случае, увеличивается в K раз, где K — коэффициент кроп-фактора. Странно, но все проходят мимо данного вывода.

Тест. Получить одинаковые снимки на полный кадр и кроп, используя разные объективы (или объектив с переменным фокусным расстоянием)

Чтобы изображения с полного кадра и кропа были одинаковы (или очень и очень сильно похожи), следует использовать разные фокусные расстояния и значения диафрагмы.

Например, если взять объектив Tamron 28-75/2.8, то одинаковые снимки на полноформатную и кропнутую камеру должны получится, например, в следующем случае:

  • на кропнутой камере используется 50 мм фокусного расстояния и диафрагма F/2.8
  • на полноформатной камере используется 75 мм фокусного расстояния и диафрагма F/4

При этом должны сохраниться степень размытия, масштаб и перспектива.

Следующие снимки были получены с одной и той же дистанции фокусировки. Камера всегда находилась на одном и том же месте. Менялись только установки экспопары и фокусного расстояния. Экспопара (выдержка/диафрагма) менялась для компенсации экспозиции и силы размытия.

Первый снимок сделан в режиме полного кадра:

Полный кадр

Второй снимок сделан в режиме полного кадра, но с поджатой диафрагмой:

Полный кадр

Третий снимок сделан в режиме кропа с той же дистанции фокусировки, но с другим фокусным расстоянием:

Снимок на кроп

Наглядно подобие снимков видно в следующей гиф-анимации:

Похожие снимки

44 мм вместо 50 мм получилось, скорее всего, по нескольким причинам:

  • возможно Tamron 28-75/2.8 имеет не честных 75 мм на длинном конце, а 70 (как у большинства объективов подобного класса)
  • возможно 44 мм фокусного расстояния вписано в EXIF не совсем корректно. Кто знает, как программируются чипы у Тамронов
  • скорее всего, во время теста я все же допустил небольшое отклонение в сохранении схожести картинки

Немного отличающиеся снимки получились из-за:

  • разного света
  • 2.8*1,5=4.2, но в камере Nikon D700 нельзя задать значение диафрагмы F/4.2, можно выбрать только F/4.0 или F/4.5, F/4.0 ближе к теоретическому рассчету
  • разной дисторсии на разных фокусных расстояниях и режимах кадрирования
  • разного виньетирования на разных фокусных расстояниях и режимах кадрирования

Все тестовые материалы в формате RAW+JPEG можно скачать по этой ссылке и самому поковыряться в материале из статьи.

Итоги

  1. Самый очевидный итог. Если снимать один и тот же сюжет на кропнутую и полноформатную камеры, при использовании объектива с одним и тем же фокусным расстоянием, на одном и том же значении диафрагмы и с одного и того же расстояния, то будет меняться масштаб съемки.
  2. Не очевидный итог. Если снимать один и тот же сюжет на кропнутую и полноформатную камеры, при использовании объектива с одним и тем же фокусным расстоянием, на одном и том же значении диафрагмы и с одного и того же расстояния, то эффект размытия на кропнутой камере будет выглядеть сильней (за счет разного масштаба зоны/диска нерезкости, смотри картинки с дисками нерезкости). В числовом эквиваленте сила размытия увеличивается на квадрат кроп-фактора. В итоге, можно сказать, что в такой ситуации кроп-камера сильней размывает дальний план. Эту особенность я заметил во время реальной съемки. Именно эта особенность стала причиной написания этой статьи.
  3. Разница в дистанции фокусировки между камерами с разными размерами матриц, при использовании объектива с одним и тем же фокусным расстоянием и сохранением масштаба съемки соответствует коэффициенту кроп-фактора. Для APS-C камер (например, Nikon DX), по сравнению с полноформатными камерами, придется увеличить дистанцию съемки в 1.5 раза для сохранения того же масштаба съемки.
  4. Разница в перспективе. С одним и тем же фикс объективом на кропнутой и полноформатной камере одинаковые снимки получить не удастся из-за разной передачи перспективы (смотри первую GIF-анимацию).
  5. Одинаковые кадры (насколько это возможно из-за разного разрешения матриц и других условностей) с кропнутой и полноформатной камеры можно получить только на объективы с разными фокусными расстояниями (смотри вторую GIF-анимацию). Чтобы снимки с кропнутой камеры были максимально приближены к снимкам с полноформатной камеры, на кропнyтой камере следует использовать фокусное расстояния в K раз меньшее, чем на полном кадре, и число диафрагмы в K раз меньше, чем на полном кадре. K — это коэффициент кроп-фактора. В случае с кропом Nikon DX  K=1.5.

Больше интересной информации на эту тему читайте а разделе ‘Идентификация кропа‘.

Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

radojuva.com

Что такое кроп-фактор

Кроп-фактор представляет собой отношение размера кадра формата 35mm к размеру матрицы фотокамеры (Kf = диагональ 35мм≈43,3мм / диагональ матрицы). Используя кроп-фактор, можно определять эквивалентное фокусное расстояние вашего объектива и сопоставлять объективы разных цифровых зеркальных фотоаппаратов.

Кроп-фактор – это показатель, обозначающий разницу между размером матрицы вашей цифровой камеры и традиционным пленочным кадром формата 35mm. Данный показатель используется преимущественно для определения фокусного расстояния объектива при его установке на разные камеры, что на самом деле очень важно.

Не смотря на то, что данный термин кажется сложным, в действительности все достаточно просто, к тому же кроп-фактор является одним из тех понятий в фотографии, в которых важно разобраться. Поняв, что такое кроп-фактор, вы сможете делать более осознанный выбор объективов при покупке и использовании.

Проблема

Объектив проецирует круглое изображение на фиксирующий элемент камеры. Для каждого отдельного объектива это изображение будет постоянным, независимо от того, с какой камерой объектив используется. Когда проецируемое изображение попадает на пленку или матрицу, лишь определенная его часть фиксируется.

До появления цифровой фотографии зеркальные камеры (в большинстве своем) использовали пленку формата 35mm. Это значит, что все они захватывали одинаковую часть проецируемого объективом изображения и картинка, которую давал конкретный объектив, была постоянной.

Цифровые камеры устроены более сложно в данном смысле. Пленка в них заменена на матрицу, которая обычно меньше, чем кадр формата 35mm. Так как матрица физически меньше, то она и захватывает меньшую часть проецируемого изображения, в результате фактически сужается угол поля зрения объектива.

(подписи сверху вниз: изображение, сохраняемое матрицей; изображение, фиксируемое пленкой формата 35mm)

Матрица захватывает меньшую часть проецируемого изображения. Меньший угол поля зрения создает впечатление, что используется объектив с большим фокусным расстоянием. Автор фотографии Барри.

Уменьшенный угол поля зрения создает впечатление зума (приближения). Это порождает определенную проблему: если одинаковые объективы дают отличный результат на разных камерах, как фотографу точно сопоставлять объективы и определять, какой именно угол поля зрения будет характерен для конкретной камеры. Кроп-фактор был придуман как раз для того, чтобы ответить на эти вопросы.

Что такое кроп-фактор?

Кроп-фактор обозначает разницу между пленкой формата 35mm и размером матрицы. Например, если ваша камера имеет кроп-фактор, равный 2, это означает, что матрица в два раза меньше, чем кадр формата 35mm.

Современные цифровые камеры бывают оснащены самыми разными матрицами. В лучших цифровых камерах установлены матрицы того же размера, что и 35mm кадр пленки, поэтому они имеют кроп-фактор 1 (также называют «полным кадром»). На противоположном конце линейки цифровых камер те, что оснащены очень маленькой матрицей, поэтому их кроп-фактор может достигать 5-6. Чем выше кроп-фактор, тем значительнее эффект зумирования для каждого конкретного фокусного расстояния.

Вы можете рассчитать кроп-фактор вашей камеры путем деления длины диагонали кадра формата 35mm на длину диагонали матрицы камеры (Kf = диагональ 35мм≈43,3мм / диагональ матрицы). Чтобы не запутаться в цифрах и сэкономить время, можно воспользоваться руководством от производителя камеры, там должно быть указано значение кроп-фактора.

Эквивалентное фокусное расстояние

Кроп-фактор очень важен. Но как он влияет на съемку? Что стоит знать при покупке объектива или новой камеры? Благодаря кроп-фактору мы можем без проблем сопоставлять различные объективы и камеры.

Умножив фокусное расстояние объектива на значение кроп-фактора, вы получите эквивалентное фокусное расстояние, которое определяет угол поля зрения объектива, аналогичный тому, что был бы у пленочной камеры формата 35mm. Именно поэтому кроп-фактор также называют мультипликатор фокусного расстояния (FLM).

Например, объектив 50mm с камерой, кроп-фактор которой равен 1.5, будет давать эквивалентное фокусное расстояние в 50mm, т.к. 50 x 1.5 = 75. Таким образом, при использовании объектива 75mm с пленочной камерой 35mm вы получите аналогичный угол поля зрения.

Благодаря кроп-фактору удается устранить некоторую неопределенность при выборе объектива. Возможно вам захочется выбрать объектив, который сымитирует эффект от использования телеобъектива 200mm с полнокадровой камерой. Произведя расчеты с поправкой на кроп-фактор, вы сможете точно определить, какой объектив вам приобрести.

Следующая таблица содержит эквивалентное фокусное расстояние, рассчитанное для распространенных соотношений фокусных расстояний объективов и кроп-факторов камер.

Эквивалентное фокусное расстояние для основных объективов и кроп-факторов

Надеюсь, теперь у вас есть четкое понимание того, что обозначает кроп-фактор и как его можно использовать для сопоставления объективов так, чтобы можно было не обращать внимания на саму камеру. Эти знания помогут вам принимать более обоснованные решения при покупке и выбирать объективы, наиболее подходящие для реализации задуманного, исключая догадки и путаницу.

Автор: Photographymad

photo-monster.ru

APS-C vs FF (кроп против полного кадра), практика. – Фотопутешествия и фототехника.

Кажется все, кто снимает на сколько нибудь серьезную камеру, знает, что есть камеры “кропнутые”, а есть “полнокадровые”. В России бытует мнение о том, что полнокадровая камера (она же ФФ, FF, Full Frame), даже прошлого и, зачастую позапрошлого поколения уж конечно лучше, чем любая самая современная кроп камера. Давайте разберемся, так ли это… У меня сейчас имеются две камеры, на примере которых как раз очень удобно видеть практическую разницу между ФФ и кроп камерами. Мои А77-2 и А7-2 обе 24х мегапиксельные, обе относятся к одному поколению камер, что даёт возможность оценить именно разницу, которая обусловлена размером матрицы, а не чем то иным.

Прежде всего – немного теории.

В камере A77-2 установлена 24х мегапиксельная матрица размера APS-C, а именно 25.1 × 16.7 миллиметров.

В камере A7-2 установлена 24х мегапиксельная матрица размера FF, а именно 36×24 миллиметра.

Нетрудно заметить, что площадь второго сенсора в 2.25 раз больше площади первого. А значит, каждый пиксель на втором сенсоре может иметь линейный размер в 2.25 раз больше, чем пиксель на первом сенсоре. Реально их размеры отличаются несколько меньше, но суть всё равно та же, на FF сенсоре пиксели крупнее.

Итак, что нам должно давать укрупнение сенсора и укрупнение пикселей? Прежде всего укрупнение сенсора должно нам дать уменьшение ГРИП (глубины резкости). То есть, при применении одной и той же диафрагмы и одного и того же фокусного расстояния, на одинаковых по композиции кадрах, глубина резкости должна быть меньше на фотографии сделанной на полнокадровую камеру. Не будем вдаваться в то, почему это происходит, ведь в формуле ГРИП размера матрицы вообще нет. Но, поверьте, это так.

Далее, более крупные пиксели (в пределах одного поколения!) должны давать меньше шумов, а также больший динамический диапазон.

А так же, так как пиксели на ФФ камере крупнее, к объективу не применяются такие жесткие требования по разрешению, как на кроп матрице с таким же количеством мегапикселей. То есть, в конечном итоге, ФФ матрица должна давать более детальное изображение, чем кроп матрица при съемке одним стеклом с одинаковой диафрагмой.

Вкусно звучит, не правда ли? Вы представьте, как это всё может рассказать какой-нибудь хороший продавец-консультант, у которого хватит мозгов это понять и красноречия это объяснить! Да любой обыватель будет уверен, что разумеется, полнокадровая матрица это то, что ему надо, за любые деньги, как угодно, лишь бы полный кадр! Он ведь лучше по всем параметрам! Так то оно так, только на много ли? Давайте перейдём к практической части.

Обращаю ваше внимание, что кадры доступны в большом формате. По ссылке с картинки вы перейдёте на моё сайт, где надо нажать иконку размеров и там выбрать “Original”.

Для начала давайте посмотрим на динамический диапазон. Тут я увы не приведу картинки, я приведу данные DXO Mark, которые измерили ДД обеих камер. Для А77-2 ДД составляет 13.4 стопа, а для А7-2 – 13.6. То есть, разница – всего в 0.2 стопа – вообще ни о чём, что называется.

Так, давайте посмотрим на шумы. Для этого я сделал парные одинаковые кадры, применяя ISO3200. Нас интересует не “сферические кони в вакууме”, а реальная практическая разница. По этому, кадры сделаны одним стеклом (фиксом), на одной диафрагме, в одних условиях. Потом RAW появлены с “быстрым” шумодавом. То есть шумы задавлены но не так чтобы очень хорошо, так, средненько. Вот эти кадры.

На маленьком размере разница мало видна, не правда ли? Что ж, посмотрим на 100% кроп.

Вот тут уже ясно видно преимущество по шумам А7-2. Разумеется, оно есть, и довольно заметное. Но так ли реально это много? При реальных размерах фотографий вы эту разницу почти не увидите, а если применить хороший шумодав, а не быстрый, то тем более. На практике, и у A77-2 и A7-2, я ограничил авто ISO значением 6400. Обе камеры дают еще терпимый результат на 6400 (как крайняя мера и под проявку с хорошим шумодавом), и обе они дают уже неприемлемый результат на 12800. Получается, разница есть, да, но далеко не такая, как хотелось бы.

Едем дальше. Детальность снимков. Ну тут мы сразу будем рассматривать 100% кропы, чего уж там. Вот 100% кусочки моего вида из окна. Снято одним объективом – Tokina 11-16/2.8. Всё точно в фокусе, диафрагма 8. В случае с А77-2 это снято на 11мм, а в случае с А7-2 на 16мм. Я хорошо знаю это стекло и могу точно сказать, что резкость у него на 11 и на 16мм одинаковая или почти одинаковая. В обоих случаях проявка одинаковая, с отключением автоматической подстройки проявщика под аппаратуру.

Как видите, разницы в детальности просто нет никакой. Но кое какая разница на 100% кропе всё же видна. Обратите внимание на небо. На картинке с ФФ сенсора оно более ровное голубое, тогда как с APS-C сенсора оно несколько “рыхлое”. На уменьшенном кадре вы этого не заметите вообще, но на 100% видно.

Ну и, наконец, мы подошли к “священной корове” ярых проповедников ФФ матриц – глубине резкости. Разумеется, разница есть, не быть ее не может, но я хочу показать ее реальную величину, без охов и ахов.

Для начала – совсем синтетический тест. Две фотографии, сделанные на 60мм, с диафрагмой 2.0, так, что композиционно они одинаковые.Разумеется, кроп камера при этом находилась дальше об объекта съёмки, а ФФ камера – ближе.

Разница есть, как видите. Особенно она заметна на первой фигурке перед той, на которой фокус и на первой после нее. На последней фигурке в ряду разницы уже не заметно. Сразу скажу, что реально она есть и на последней фигурке, просто мозг уже воспринимает это как “почти полное размытие” и ему всё равно – чуть больше или чуть меньше.

Теперь чуть менее синтетическая картинка – моя кошка.

Опять, как видите, разница есть. Эти кадры сняты не свeтосильным объективом, диафрагмы была 5.6. Опять мы видим, что особенно отличается ближнее боке. Спору нет, в подобных фото (то есть в портретах), чем больше размытие фона, тем больше выделение центрального объекта фотографии, и тем выгоднее смотрится вся картинка. Это даёт ту самую “объемность” о которой говорят владельцы ФФ. Для достижения аналогичного эффекта на кропе вам понадобится стекло со светосилой на 1.5 стопа больше. Но в случае пейзажной съемки, эта разница между ФФ и Кропом нивелируется полностью.

Какие же выводы можно сделать чисто исходя из разницы в картинке между хорошим кропом и хорошим ФФ одного поколения? Собственно говоря, только то, что я уже говорил в другом материале. Если ваш хлеб – портреты – ФФ вам даст дополнительный плюс в “объемности” фотографий. Если ваш хлеб – пейзажи, то ФФ вам не даст практически ничего. Кстати, я сам не предполагал, что в этом смысле разницы не будет почти совсем. Если ваш хлеб репортажи, то вам надо обращать внимание прежде всего на автофокус, а вовсе не на размер матрицы, от которого вы, опять же, мало что получите, ну разве что некоторый бонус в шумах, который возможно стоит того, если большая часть ваших репортажей снимается в тёмных помещениях.

Вместо эпилога хочется рассказать еще об одной вещи, с которой вы столкнетесь, если возьмете себе ФФ камеру SONY с байонетом E, как это сделал я.

Под ФФ нужны другие объективы. И не то, чтобы их не было, они есть, и достаточно много, но изготавливать их труднее, там нужны другие линзы, стекло должно давать большую картинку на выходе, и, как следствие, стекла эти дороже. Если на кроп камеры есть некоторая прослойка оптики, которая не очень дорогая, но хорошая (например Sony 16-50/2.8, 16-70 3.5-4.5, Tokina 11-16/2.8, Sigma 17-50/2.8 итд), то на ФФ такой прослойки нет. Есть либо откровенно слабые стекла, резкость изображения по краям у которых падает безбожно (что, кстати, не мешает их использовать, как портретные стекла, но очень мешает на пейзажах всех мастей), либо хорошие и дорогие (Sony 24-70Z, Sigma 24-105 Art, и другие). Причем дорогие в данном случае это раза в три дороже того класса стёкол под кроп, который я описал выше.

Так что, покупая ФФ камеру, присмотритесь к тому, какие именно стекла вы будете брать, и оцените масштаб трат в этом ключе, чтобы не пришлось потом пожалеть. Конечно, есть люди, которые покупают ФФ на последние деньги, и потом снимают одним простеньким недорогим фиксом, но, типа “зато фулл фрейм”, но это просто глупость конечно, сама по себе ФФ камера не сделаем снимки лучше.

Конечно, ФФ камеры могут снимать и в кроп режиме. Вы можете на А7-2 одеть любой свой имеющийся кроп объектив и снимать им. Причём некоторые стекла могут вас удивить. Например, Tokina 11-16/2.8 будучи одетой на камеру ФФ, на 16ти мм полностью его покрывает, давая картинку отменного качества без всякого виньетирования даже!

Tamron 60/2 Macro тоже без проблем справляется с ФФ матрицей, давая, правда виньетирование, но в случае макро-портретника это даже хорошо смотрится. Но это скорее исключения из правил. Как правило, кроп стекло даст картинку, ограниченную по краям черной рамкой. Но вы можете включить на камере кром режим и она будет использовать только центральную часть сенсора. В случае с А7-2 это будет 10Мп. В камере можно отключить съемку в режиме APS-C и она будет снимать полным сенсором. В случае объектива Tamron 16-300 вы получите вот такую картинку.

Эту картинку можно руками обрезать или же дать это сделать камере автоматически. Давайте посмотрим, много ли теряется. Вот одинаковые картинки, снятые А77-2 (24Mп) и A7-2 в кроп режиме (10Мп).

Вот картинка

А вот 100% кропы с нее. Первый – это кадр, полученный А77-2, который потом уменьшен до 10Мп. Второй – кадр, полученный А7-2 с режиме ФФ и потом обрезанный руками при проявке (что дало порядка 11Мп), после чего размер приведен к 10Мп. Третий – это кадр, полученный А7-2 в режиме APS-C, он сразу в разрешении 10Мп.

И вот еще пара картинок – картинка, снятая на А77-2

И она же, снятая на А7-2 тем же стеклом, в кроп режиме.

Ну что можно сказать… Использовать ФФ камеру, во всяком случае, 24 мегапиксельную, в кроп режиме, это шаг лет на 8 назад в качестве получаемых фотографий, делать этого не стоит. Если для WEB размера это еще сойдёт, то уж вырезать что то из 10Мп фоток весьма проблематично… Потеря детальности настолько значительная, что видна даже в небольшом размере на мелких деталях. Так что, применение А7-2 в кроп режиме ну никак нельзя рассматривать серьёзно.

Ну и вместо постскриптума – еще пара слов. Огромное преимущество камер с байонетом E – возможность работать с огромным количеством оптики через переходники. На камерах с фазовым автофокусом (A7-2, A7R2, A6300, A6500) можно работать со стёклами под Canon, Nikon и Leica, с автофокусом! Ну а родные переходники дают возможность работать со стеклами Sony A. При выборе стекол и рассмотрении этой проблемы, несомненно надо учитывать еще и это. Однако, увы, у меня не так много информации, чтобы рассказать вам о переходниках подробно, хочется верить, что это станет основой нового большого материала рано или поздно.

Некоторый небольшой обзорный материал на эту тему я точно сделаю в некотором ближайшем будущем.

Post Views: 2,185

www.alphatraveller.org

Ну и каков итог перехода на ФФ? – Фотопутешествия и фототехника.

Не так давно, как вы знаете, я, из-за «зуда апгрейдов» купил себе A7-II. Более того, потом, с дуру еще и продал великолепную камеру — Sony A77-2, хотел этим себя приучить к полнокадровой системе, имевшей, пусть и не очень значительное, но преимущество в качестве снимков. Сейчас у меня А7II уже пол года. Самое ужасное, что я продал два великолепных кроп стекла — 16-300 и 11-16. Если бы не это, я бы сейчас махнул обратно камеру на А77-2 и дело с концом, так как к А7-II я не «привыкаю». Это камера, полная неприятных мелочей, которые мне не дают просто наслаждаться процессом съемки. Неудобный хват, от которого устают руки, когда пользуешься хорошими зум объективами. Бат ручка делает хват удобнее, но превращает камеру в квадратную хрень, иначе не скажешь, тоже совершенно не эргономичную. Крошечные батарейки заставляют с собой таскать их небольшую кучку, они вечно путаются — какие еще заряженные, какие нет. И не дай боги вам забыть запаски! Одной батареи на прогулке (где вы не снимаете кадр за кадром, а ходите, примеряетесь, ищите ракурсы, и камера у вас постоянно включена) хватает всего на 100 кадров! Да да, всего 100 примерно! Ну конечно, суть не в кадрах, а в том, что камера сама по себе жрёт очень много энергии, даже не снимая ничего, которой в таких маленьких батарейках просто кот наплакал! Потом, датчик приближения глаза, который отключает экран и включает ЭВИ. Да, после прошивки он стал менее злобным, но все равно — откидываете экран и… он выключается! Ну как так то? А сделать кнопку переключения — это нет. Кроме того, камер очень-очень быстро задирает ISO до небес в режиме Auto ISO. Ведь вы не можете выставить нижний предел выдержки, при которой камера будет поднимать ISO на шаг. А сама камера считает это по формуле Выдржка=1/ФР, с округлением в большую сторону. То есть , на 300мм камера старается удержать Выдержку на 1/500! Результат — даже днем вы часто увидите ISO6400 на кадрах. Учесть стабилизатор — это нет, это слишком. Дать пользователю решать самому- Сони позволяет только в A7R2, которая в 2.5 раза дороже! Ну что за бред? И потом, как ни странно, мне очень не хватает хорошего экрана, имеющего много степеней свободы, а не только вверх-вниз, так как очень часто нужно поставить его перпендикулярно к камере при вертикальной компоновке кадра, а на А7II можно только при горизонтальной компановке (и, черт возьми, он еще и отключается при этом! Да, это меня прям вымораживает, нет слов насколько!).

Все эти мелочи меня ну очень сильно «достают». А что взамен? Взамен ФФ. Но, как ни странно, при моей обычной съёмке, ФФ не только не дает преимуществ (о чём я знал и уже писал даже), но и довольно часто является помехой! А всё дело как раз в глубине резкости. Да, конечно, для «высокохудожественных» портретов это плюс, но в «простой» жизни и в пейзажной фотографии это часто минус. Всё дело в том, что на кропе, когда я ставил f8, я получал ГРИП, прощающий ошибки фокусировки. И, например, снимая двигающегося ребенка, который «выскакивает» постоянно из того точного места, куда наводился фокус, я получал почти все резкие кадры. С ФФ, ситуация другая, на f8 ГРИП уже не так велик, и получается масса промахов. А учитывая большой лаг затвора у А7II, промахов получается ОЧЕНЬ много, неприемлемо много. Еще больше зажать диафрагму конечно можно, примерно до 14ти надо в этом случае. Но 14 это уже очень малое пропускание света! А камера «задирает» ISO, помните!? И получается что вы вынуждены на прямом солнце снимать на 6400! Конечно, можно руками выставить не Авто ISO, но Авто ISO это удобно, ведь освещение то меняется, вышли на солнце, зашли в тень, зашли в помещение, итд. Можно, конечно руками всё крутить, но это неудобно, хорошие камеры меня уже от этого отучили (кстати, камеры Сони именно!).

В общем, не смотря на то, что А7II выдаёт хорошую картинку, но «подружиться» с ней у меня не выходит ну никак. И я официально заявляю — переход на ФФ был для меня ошибкой. Надеюсь, эта заметка удержит кого-то от такой же ошибки. Воспользуйтесь моим негативным опытом — не наступайте на те же грабли!

А итог – я теперь нервно смотрю по сторонам, что делать – пока не знаю, так как оптику всю поменял, путь назад очень затруднён, а остался с камерой, которая не приносит основного, чего я жду от фотокамеры – удовольствия от использования.

Post Views: 1,300

www.alphatraveller.org

Фотограф!: Фотосленг. Это надо знать!

Привет, друзья! Каждый увлеченный фотографией человек не раз сталкивался со специальными фото-терминами — кто-то использует их в своей речи, кто-то слышал, как это делают другие.  А уж если вам довелось присутствовать при разговоре двух фотографов, то вы наверняка услышали много непонятных слов и сокращений 🙂

Чтобы разобраться в многообразии специальных терминов и выражений, мы предлагаем вашему вниманию эту статью, в которой собраны самые распространенные понятия по фототематике.


Автофокус — механизм, который обеспечивает автоматическое наведение резкости объектива на предмет.

Байонет — тип соединения объектива и корпуса фотоаппарата.

Пример: «Кеноновский байонет не подходит к Sony».

ББ  — Баланс белого. Функция, позволяющая компенсировать искажения цветов, вызванные разными источниками освещения. Большинство цифровых фотокамер имеют функцию автоматической настройки баланса белого.

Башмак — крепление для внешней вспышки.

Пример: «Горячий башмак» — крепление вспышки без дополнительных проводов.

Бленда — устройство для защиты линзы от бликов во время съемки. Крепится на объектив. Так же бленда необходима для защиты от попадания пыли, грязи, снега и других нежелательных погодных проявлений. При падении объектива бленда так же может защитить его от повреждений.

Пример: «В комплекте нет бленды».

Боди — корпус фотоаппарата без объектива и сопутствующих устройств (пульт, внешняя вспышка и т.д.). Иногда фотоаппарат называют «тушкой», «телом» или «ящиком».

Пример: «Продается тушка Canon 600d».

Боке —  характерное размытие части изображения, оказавшегося не в фокусе на фотографии. На многих изображениях фон размывается фотографом намеренно, для визуального выделения главного объекта съёмки.

Пример: «У этого объектива боке так себе…»

Бочка — один из видов геометрической искажения, раздувание, закругление прямых линий ближе к краю. Обычно это хорошо заметно на широкоугольных объективах.

Вилка — (эксповилка, брекетинг) прием съемки при котором делается несколько кадров с разными шагами экспозиции. Это используется, например, при создании HDR изображений.

Виньетирование — затемнение некоторых областей у границ снимка.  Иногда виньетирование используют как специальный художественный прием.

Грип — глубина резко изображаемого пространства.

Пример: «…у телевиков ГРИП меньше чем у портретиков».

ДД — динамический диапазон. Это способность того или иного фотоаппарата без потерь и искажений одновременно передавать как яркие, так и темные участки снимаемого изображения сцены, т.е. детали и на свету и в тени.


Дифракция — это чрезмерное закрытие диафрагмы, что приводит к быстрому падению резкости. Для каждой фотокамеры имеется своя граница, до которой возможно будет закрывать диафрагму, при этом не опасаясь негативного эффекта дифракции.

Дырка — диафрагма.

Пример: «Снимал на открытой дырке…»

Зайцы — это блики на сенсоре, а идут они от стекла или других частей объектива.

Пример: «Сколько зайцев наловил!»

Зеркалка — фотоаппарат, в устройство которого входит ключевой элемент – зеркало.

Кадрирование — это установка границ фотоснимка для получения более выраженного изображения, т.е. обрезка лишних деталей, не вписывающихся в композицию. Кадрирование  проводится при съёмке, акцентируя внимание на нужных объектах. А так же осуществляются в любых графических редакторах.

Карточка — 1) жаргонное название фотографий. 2) Карта памяти фотоаппарата.

Кенонисты —  Владельцы фотоаппаратов фирмы Canon.

Кит — это комплект от производителя. Обычно камера + объектив. Иногда китом называют так же объектив, например знаменитый кит от Canon — объектив EF-S 18-55.

Пример: «Продаю кит Canon 400d»

Китовый объектив — объектив прилагаемый в комплекте к тушке.

Пример: «…кит сразу положил на полочку».

Конец — крайнее значение фокусного расстояния (ФР). «Длинный конец»— максимальное значение ФР, «короткий конец» — минимальное значение ФР.

Кропкроп-фактор — Уменьшенная матрица фотоаппарата по сранению с 35 мм стандартным кадром.

Пример: «На кропе не хватает широкого угла» 

Лайв вью (Live View) — это функция цифрового фотоаппарата, которая дает возможность фотографу использовать дисплей как видоискатель. 

Макрушник — 1) объектив для макросъемки. 2) фотограф предпочитающий макросъемку.

Мыло — нечеткое изображение объекта находящегося в фокусе.

Пример: «Да он же мылит!»

Никонисты —  приверженцы фирмы Nikon. Иногда разводят холивары с кенонистами на почве религий (что лучше — Canon или Nikon?).

Полтос (Полтинник) — объектив с фокусным расстоянием 50 мм.

Пример: «Раз полтос имеется, то со светосилой вопрос более-менее решен».

Полярик — поляризационный фильтр. Используется для исключение нежелательных бликов на стекле и воде.

Портретник — объектив для портретной съемки. Все портретики — фиксы (про фикс читаем ниже). Фокусные расстояния портретных объективов лежат в диапазоне от 70 до 135 мм.

Пример: «Полтинник — не портретник!»

Портретный объектив Canon EF 85 mm f/1.8 USM

Пылесос (объектив) — зум-объектив, длина которого сильно изменяется при зумировании, в результате чего он может всосать много пыли.

Пример: «Все хорошо, только пылесос».

Пыха — фотовспышка.

Пример: «Озабочен выбором пыхи. Подскажите…»

Равы — под форматом RAW понимаются данные, полученные напрямую с матрицы без обработки. Хороший простор для творчества.

Пример: «А равки поддерживаются?»

Рыбий глаз (фишай) — объектив с малым фокусным расстоянием и большим углом обзора, примерно как из дверного глазка.

Софтбокс — Насадка на вспышку. Помогает делать свет мягким.

Смаз  — дефект, образующийся во время съемки, причинами которого могут стать: быстро движущийся объект, отсутствие устойчивости фотоаппарата, неправильное освещение и другие факторы. При съемке с рук вероятность получения смаза возрастает, поэтому рекомендуется фотографировать на более коротких выдержках, использовать штатив или монопод.

Стаб — стабилизатор.

Пример: «Стаб слабый»

Стекло — объектив.

Пример: «А какое стекло использовал?»

Сток, фотосток — специализированные сайты, где фотограф может выставить свои фотографии на продажу.

Стоп — жаргонное название единицы изменения экспозиции. 1 стоп — 1 шаг на который вы изменяете значение выдержки или диафрагмы.

Телевик — телеобъектив, объектив с большим фокусным расстоянием.

Пример: «Да вам, батенька, тут телевичок нужен…»

Тилт-шифт (Tilt–shift) — специализированные объективы, предназначенные для коррекции перспективы и резкости изображения. Tilt–shift lens (объектив сдвига-наклона) охватывает два различных типа перемещений: вращение линзы относительно плоскости изображения, названной наклоном (tilt), и перемещение линзы, производимое параллельно плоскости изображения, названное сдвигом (shift). Наклон используется, чтобы управлять ориентацией плоскости фокуса, и, следовательно, частью изображения, которое кажется резким. Сдвиг используется, чтобы отрегулировать положение предмета в площади изображения, не отводя обратно камеру; это часто используется для ухода от сходимости параллельных линий при фотографировании высоких предметов.

Фикс — объектив с постоянным фокусным расстоянием.

Пример: «Причина продажи — перехожу на фиксы».

ФР — фокусное расстояние. Характеристика объектива фотоаппарата. Указывается на объективе в миллиметрах двумя показателями: наименьшим и наибольшим. Разные фотоаппараты имеют неравные возможности приближать снимаемый объект. Именно на это прямо пропорционально влияет фокусное расстояние: чем оно больше, тем выше возможность увеличение снимаемого объекта.

Пример: «…удобный диапазон ФР».

ФФ (фул фрейм) — фотоаппарат с полнокадровой (не кропнутой) матрицей, от англ. full frame

Пример: «Какое взять стекло на ФФ?»

Именно так будет выглядеть один и тот же кадр, сделанный кропнутой и полнокадровой камерами.

ХДР (HDR) — технология цифровой обработки фотографий, можно получить очень интересные эффекты.

Пример: «…нет, тут только псевдо-HDR».

Хобот — телескопический зумм. Имеет свойство самовыпадения при резких движениях фотоаппарата. Слово имеет негативный оттенок.

Пример: «При ходьбе хобот выпадает».

Хроматические аберрации (ХА) — характерный сереневый или зеленый эффект на границе объекта съемки и света. Сфотографируйте что-нибудь на фоне окна — увидите.

Пример: «Такие ХА — это нормально?»

Шарп — от англ. Sharp, в значении «резкий». Обычно так называют искуственное улучшение резкости изображения с помощью графического редактора.

Пример: «…картинка получается перешарпленой…»

Шевеленка — эффект дрожащих рук на фотографии.

Пример: «Да тут явная шевеленка…»

Ширик — широкоугольный объектив. Используется для съемки пейзажей или архитектуры.

Такие объективы имеют фокусное расстояние меньше 44 мм, а так же широкий угол обзора, что незаменимо при съемке в помещениях, когда хочется включить в кадр максимальное количество объектов.

Пример: «Посоветуйте ширик…»

Штатник — универсальный объектив для постоянного ношения. Характеристики могут быть самые разные, в зависимости от задач фотографа. Обычно это что-то «посветосильнее, порезче, покомпактнее, недорого и с большим диапазоном ФР». Есть люди которые используют 18-200, как штатник, а есть те, кто использует вместо него фикс на 24 mm.

Пример : «Пытаюсь выбрать штатник к Nikon D80».

Шум — дефект изображения, появляющийся в неблагоприятных условиях съемки (большие ISO, долгая выдержка). Выглядит как россыпь разноцветных точек.

Пример: «На 1200 не шумно, скажите?»

Экзиф — exif. Дополнительная информация о параметрах кадра, доступная в электронной записи, прикрепленной к файлу снимка. В Windows можно посмотреть через Свойства файла. Вкладка «Подробно».

Пример: Сохрани ЭКЗИФ — помоги новичку.

Элька — так называют Canon’овские объективы L-серии (такие, с красной полосочкой).

Это высококачественная оптика, предназначенная в первую очередь для профессионального использования и для опытных фотолюбителей. В чем их преимущество? Они обеспечивают очень хорошую, часто просто великолепную картинку. Но и стоят соответственно.

Пример: «Элька мажорнее! Все девки будут твои!»

Надеемся данная статья поможет вам лучше понимать специализированный фотосленг, и, может быть, в следующий раз, общаясь с увлеченными фотолюбителями, вы тоже сможете блеснуть своими знаниями 🙂

Источники:  

http://ozerkalke.ru/fotoslovar

http://forums.drom.ru/foto/t1151655482.html

im-a-photographer.blogspot.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *