Современные экологические нормы узаконили использование каталитических нейтрализаторов на автомобилях. Это устройства, которые способствуют понижению содержания вредных веществ в выхлопных газах. Катализатор – вещь полезная, однако эффективно работает только в определенных условиях. Без непрерывного контроля топливно-воздушной смеси невозможно обеспечить катализаторам «долголетие» – здесь помогает лямбда зонд, то есть датчик кислорода.
Название этого датчика происходит от буквы лямбда из греческого алфавита, в автомобилестроении она обозначает кф избытка воздуха, содержащегося в топливно-воздушной смеси. Фактически, такое устройство представляет собой датчик для определения состава выхлопных газов.
Избыток воздуха измеряется посредством измерения содержания остаточного кислорода в газах, поэтому датчик лямбда зонд размещается в выпускном коллекторе перед катализатором. Электрический сигнал лямбда зонда принимается электронным блоком управления (или ЭБУ) системы впрыска топлива, который оптимизирует состав смеси с помощью изменения количества топлива, идущего в цилиндры.
На некоторых моделях устанавливается еще один датчик. Он располагается на выходе катализатора, что позволяет достигать большей точности состава смеси и контролировать работу катализатора.
Принципиально лямбда зонд обладает конструкцией с гальваническими элементами и твердым керамическим электролитом, изготовленным из диоксида циркония. На керамику нанесен оксид иттрия, сверху напыленны пористые токопроводящие платиновые электроды, из которых один «вдыхает» выхлоп, во второй поступает воздух из атмосферы.
Лямбда зонд начинает измерение после прогрева до температуры в 300-400 °C. В подобных условиях циркониевый электролит проводит сигнал, и благодаря разнице оставшегося в выхлопе воздуха и внешнего воздуха приводит к появлению на электродах выходного напряжения. Особенностью этого датчика является скачкообразное изменение напряжения при отклонениях состава смеси всего на 0,3%. Таким образом, первым, на что влияет датчик лямбда зонд, является напряжение на электродах.
Кроме датчиков на основе циркония, можно повстречать и датчики, в производстве которых использовалась двуокись титана. Такие лямбда зонды работают по принципу изменения сопротивления при изменении состава выхлопных газов. Как результат, получается, что датчики данного типа не способны генерировать ЭДС.
Также производятся датчики с дополнительным подогревом. Такое устройство способствует скорейшему входу в требуемый для работы диапазон и более точному отражению данных.
Для понимания, где искать датчик кислорода, необходимо знать, когда произведен автомобиль. В автомобилях, выпущенных до 2000 года, только в 10% случаев установлено 2 датчика. В автомобилях, созданных после 2000 года, установлено от 2 до 4 лямбда зондов.
Число лямбд в машинах, произведенных после 2000, зависит от объема силового агрегата. Если объем двигателя меньше 2,0 литров, то установлены 2 датчика:
Если объем двигателя автомобиля более 2,0 литров, то всего установлено 4 лямбда зонда:
Теперь, чтобы найти первые датчики, расположенные в подкапотном пространстве, необходимо выполнить следующие действия:
Открыть капот машины.
Существуют обманки двух видов: механические и электронные.
Если был выбран механический тип устройства, то на место катализатора обычно устанавливают «проставку». Эта деталь изготавливается из теплоустойчивой стали либо из бронзы, а ее размер строго определен. В проставке проделывают небольшое отверстие, через которое попадают выхлопные газы.
Газы взаимодействуют с керамической крошкой, помещенной внутри проставки и предварительно покрытой каталитическим слоем. И в результате подобного взаимодействия происходит окисление кислородом CH и CO, что приводит к понижению содержания вредных веществ.
Это самый бюджетный вариант датчика. Механическая обманка одинаково подходит для любого автомобиля, импортного или отечественного.
Электронные обманки лямбда зонда значительно сложнее, причем речь не о «самопальных» способах их создания, которые практикуют автолюбители. Они сами сооружают обманку с использованием одного резистора или одного конденсатора. В продаже имеются достаточно технологичные устройства (эмуляторы) с микропроцессором.
Подобные эмуляторы позволяют обеспечивать правильное функционирование блока управления (ЭБУ), а не просто обманув его. Установленный в устройстве микропроцессор может оценить состояние состава выхлопных газов, проанализировать обработку сигнала, посылаемого первым датчиком, чтобы после этого сформировать сигнал, который будет соответствовать сигналу со второго функционирующего лямбда зонда при исправном катализаторе.
auto-self.ru
Даже заядлые водители не всегда владеют профессиональными терминами. И слыша словосочетание лямбда зонд, задаются вопросом, что же это такое?
Внутреннее устройство лямбда зонда довольно простое
Каждый современный автомобиль должен быть оснащён особым каталитическим нейтрализатором. Это прибор, который уменьшает количество опасных веществ, выходящих из выхлопной трубы. Однако продлить срок эксплуатации такому прибору невозможно без слежения за составом топливно-воздушной смеси. Этим и занимается лямбда зонд, или датчик кислорода.
Этот прибор создаёт особые условия, необходимые для работы каталитического нейтрализатора, который, осуществляет фильтрацию воздуха. Он расположен перед катализатором в выпускном коллекторе и способен вычислить избыток кислорода в топливно-воздушной смеси. Если его слишком много, прибор подаёт особый сигнал в блок управления впрыска.
Также можно чистить прибор с помощью ортофосфорной кислоты
Существует два основных способа чистки лямбда зонда:
Помните, что лимит работы датчика кислорода варьируется между 40 и 80 тысячами километров дороги. Кроме этого, если вы несколько раз заправите машину некачественным топливом, зонд может быстро прийти в негодность.
Лямбда зонд — необходимая вещь для автолюбителя, хотя не все об этом знают. Если обеспечить ему правильный уход, ваше здоровье и окружающая среда будут в безопасности.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!avtopravo.guru
Что такое лямбда зонд
Введение жёстких экологических норм подтолкнуло автопроизводителей использовать на автомобилях катализаторы. Это устройства, которые помогают понизить содержание ядовитых веществ в выхлопных газах. Каталитический нейтрализатор – вещь полезная, но эффективно работает только при определённых условиях. Если не контролировать постоянно состав топливно-воздушной смеси, то катализаторы долго не прослужат.
И здесь приходит на помощь лямбда зонд или так называемый датчик кислорода (в английской литературе его называют Lambda probe или Oxygen sensor). Ниже рассмотрим подробнее, что такое лямбда зонд, как он работает и для чего используется.
Схема работы лямбда зонда
Как сказано выше, лямбда зонд это датчик кислорода. Что такое лямбда зонд, как его проверить и заменить. Он измеряет количество кислорода в выхлопных газах. Для корректного измерения ему нужно прогреться до температуры 300 – 400°С. Расскажем, что такое лямбда-зонд в машине и как он работает. Датчик кислорода нужен для осуществления мониторинга выхлопных газов. Именно в таких условиях электролит, входящий в конструкцию кислородного датчика, приобретает проводимость. При этом разница в объёме атмосферного кислорода и кислорода, содержащегося в выхлопной трубе, приводит к возникновению выходного напряжения на электродах лямбда-зонда.
При запуске и прогреве холодного двигателя впрыск топлива происходит без использования данных от датчика кислорода, вместо этого состав топливно-воздушной смеси корректируется по сигналам других датчиков:
Чтобы повысить чувствительность лямбда-зондов при низких температурах и после запуска холодного мотора, применяют принудительный подогрев. Здесь мы рассмотрим, что такое лямбда зонд, что это такое в машине и для чего он. Внутри керамического тела датчика находится нагревательный элемент, который подключается к автомобильной электросети.
Читайте также: Датчик массового расхода воздуха или ДМРВ , что это такое, как работает и для чего нужно.
Как выглядит лямбда зонд уже в автомобиле
Лямбда зонд используется для поддержания оптимального состава воздуха и топлива, поступающего в двигатель автомобиля. Оптимальным считается такой состав, когда на 14,6-14,8 части воздуха приходится одна часть топлива. Это можно обеспечить только при помощи систем питания с электронным впрыском и при использовании лямбда зонда в цепи обратной связи.
Лямбда зонд – мегаважный датчик кислорода, который контролирует правильную работу мотора (двигателя),.
Мой основной канал: Мой канал о ремонте Daewoo Matiz: .
Замер переизбытка воздуха в смеси осуществляется довольно оригинальным способом – при помощи определения в отработавших газах содержания остаточного кислорода. Именно поэтому лямбда зонд установлен перед катализатором в выпускном коллекторе. Электрический сигнал датчика считывается электронным блоком управления (ЭБУ), а тот, в свою очередь, оптимизирует состав смеси, изменяя количество топлива, подаваемого в цилиндры двигателя.На некоторых моделях автомобилей на выходе из катализатора расположен ещё один лямбда-зонд. Это позволяет достичь большей точности приготовления смеси и контролировать эффективность работы катализатора.
В зависимости от конструкции, различают два вида датчика:
Обманка лямбда зонда
Кислородный датчик подаёт сигнал тогда, когда он обнаружил изменения в содержании кислорода. Что такое лямбда зонд? Устройство автомобиля – это сложнейшая конструкция, которая имеет огромное количество датчиков. Что такое лямбда-зонд в машине и для чего он. Данный сигнал передаётся на контроллер, который его принимает и сравнивает полученную информацию с показателями, заложенными в памяти. Если полученные данные не совпадают с оптимальными значениями, то блок управления изменяет длительность впрыска. Этим достигаются следующие показатели:
Но немногие автолюбители прислушиваются к этим рекомендациям и начинают вспоминать о датчике только при появлении проблем. Что такое лямбда зонд и для чего нужен датчик. В итоге большинство водителей видят на приборной панели загоревшийся индикатор Check Engine. Причиной этому, скорее всего, стал вышедший из строя либо некорректно работающий кислородный датчик. Решением данной проблемы станет обманка лямбда зонда, которая бывает механической и электронной.
При выборе обманки такого типа вместо катализатора устанавливают специальный проставок – деталь из теплоустойчивой стали или бронзы со строго определёнными размерами. В проставке высверливается отверстие малого диаметра, через которое отработавшие газы смогут в него попадать.
Газы взаимодействуют с керамической крошкой, которую предварительно покрывают каталитическим слоем и помещают внутри проставка. Датчики кислорода опель любой модели в магазине запчастей лямбда зонд для opel vectra c, 2.2 i. Что такое лямбда-зонд в как быстро избавиться от царапин на машине сканер для. Что такое лямбда зонд в машине, что будет если. В результате такого взаимодействия осуществляется окисление CH и CO кислородом, после чего снижается концентрация вредных веществ на выходе.
Если на автомобиле установлены два кислородных датчика, то сигналы с них будут различаться, блок управления распознает изменение синусоиды сигнала и расценит это как штатную работу катализатора. Данный вариант является самым дешёвым.
Читайте также: Что такое ЭБУ (Электронный блок управления) и как оно взаимодействует с лямбда-зондом и другими датчиками.
Такой тип обманки гораздо сложнее. В продаже имеются весьма технологичные обманки со встроенным микропроцессором. Они способны не просто обмануть блок управления, а обеспечить его корректную работу. Микропроцессор, установленный в таком устройстве, может оценить состояние выхлопных газов и сформировать сигнал, соответствующий сигналу со второго работающего датчика при исправном катализаторе.
Источник
autoviber.ru
Грамотных автолюбителей такими терминами как ABS, ESP, катализатор, инжектор, лямбда-зонд не удивишь. В данной статье разберемся что такое лямбда зонд, для чего нужен и принцип его работы.
Жесткие экологические нормы узаконили применение на автомобилях каталитических нейтрализаторов — устройств, способствующих снижению содержания вредных веществ в выхлопных газах. Катализатор вещь хорошая, но эффективно работает лишь при определенных условиях. Без постоянного контроля состава топливно-воздушной смеси обеспечить катализаторам «долголетие» невозможно — тут приходит на помощь датчик кислорода, он же лямбда зонд.
Зависимость напряжения лямбда-зонда от коэффициента избытка воздуха при температуре датчика 500-800°С
Для повышения чувствительности лямбда-зондов при пониженных температурах и после запуска холодного двигателя используют принудительный подогрев. Нагревательный элемент расположен внутри керамического тела датчика и подключается к электросети автомобиля.
В этом случае ЭБУ начинает работать по усредненным параметрам, записанным в его памяти: при этом состав образующейся топливно-воздушной смеси будет отличаться от идеального. В результате появится повышенный расход топлива, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, увеличение содержания СО в выхлопе, снижение мощности, но машина при этом остается на ходу.
Перечень неисправностей лямбда зонда достаточно большой и некоторые из них самодиагностикой автомобиля не фиксируются. Поэтому окончательное решение о замене датчика можно принять только после его тщательной проверки, которую лучше всего поручить специалистам. Следует особо отметить, что попытки замены неисправного лямбда-зонда имитатором ни к чему не приведут — ЭБУ не распознает «чужие» сигналы, и не использует их для коррекции состава приготавливаемой горючей смеси, т.е. попросту «игнорирует».
Лямбда зонд — наиболее уязвимый датчик автомобиля. Его ресурс составляет 40 — 80 000 км в зависимости от условий эксплуатации и исправности двигателя. Особенно чувствителен к качеству топлива — после нескольких плохих заправок лямбда зон «умирает» и больше не работает.
autoexpert.today
Для того чтобы топливо в цилиндрах автомобиля сгорало максимально эффективно и выброс вредных газов был минимальным, то оно должно сгорать в определенном соотношении с воздухом. Такое соотношение должно быть идеальным, и называется оно стехиометрической смесью. Значение этой смеси представляет собой отношение воздуха к топливу с пропорцией 14,8 к 1. Такое значение стехиометрической смеси не является постоянным, потому что оно зависит от температуры воздуха, от давления, под которым двигатель забирает в себя воздух или от давления нагнетания турбины. ЭБУ осуществляет постоянный поиск этого идеального соотношения под различные режимы работы двигателя.
Когда конструкторы начали размышлять, по каким критериям они могут дать формулу идеального сгорания топлива, они пришли к выводу, что можно следить за количеством кислорода. Для этого придумали встроить в выхлопную систему датчик автомобильный, следящий за содержанием кислорода в выхлопном газе (лямбда-зонд). Он дает данные о содержании кислорода системе управления двигателем. Она может принять следующие решения: либо увеличить количество топливной смеси либо уменьшить. Система подбирает данные и опрашивает этот датчик несколько раз в секунду.
Название лямбда-зонда произошло от самого значения лямбда — это коэффициент, который показывает бедная смесь или богатая.
Датчик кислорода напрямую влияет на расход топлива, потому что, если он врет, то получается, что система управления ошибается и неправильно формирует смесь. Если она формирует слишком богатую смесь, то бензин просто переливается и выходит в выхлопную трубу, а если она не доливает смесь, то горение неэффективно и двигатель плохо тянет.
Существуют различные способы обмануть лямбда-зонд с целью затухания индикатора Check engine, и многие люди их пропагандируют. Может, эти способы и помогают потушить этот индикатор, но с расходом топлива тогда будет твориться полный бардак. Лямбда зонд — это первое, на что нужно обратить внимание при большом расходе топлива.
Со временем по поводу вредных выбросов стали еще больше беспокоиться и придумали катализатор, задача которого дожигать несгоревшее топливо. Катализаторы ставят в современных автомобилях, и после них ставится еще один лямбда-зонд. На дорогих автомобилях ставиться даже четыре лямбда-зонда, потому что там распределенная система выхлопа. Этот датчик является контрольным и следит за правильно работой катализатора. Он не оказывает никакого влияния на формирование смеси и работу двигателя.
Лямбда-зонды очень чувствительны к плохому топливу и они очень плохо реагируют на силиконовые герметики. Этот датчик может выдерживать температуры до семисот градусов.
Диагностируется он как сканером, так и тестером. Для замены нужен квалифицированный специалист на СТО, потому что в этом процессе имеется много нюансов. Рекомендуется ставить только фирменные и качественные лямбда-зонды и на этом деле не экономить, потому что можно оказаться, наоборот, в минусе из-за большого расхода топлива.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.
www.smonitoril.ru
Продолжаем тему двигателя Октавии 1,8 л — 118 кВт — TFSI. В статье описание лямбда-зонд, для чего он предназначен и наглядная иллюстрация лямбда-зонд G-39.
Лямбда-зонд или еще его называют (датчик кислорода), предназначен для измерения содержания кислорода в отработавших газах.
Лямбда-зонд входит в систему регулирования, центральной частью которой является блок управления двигателя, следящую за оптимальным соотношением воздуха и топлива в топливовоздушной смеси. Это позволяет снизить в отработавших газах содержание вредных веществ, являющихся продуктами неполного сгорания топлива.
Лямбда-зонд G39
Новым в системе управления двигателя MED 17.5 является отказ от широкополосного лямбда-зонда. В двигателе 1,8 л TFSI устанавливается лишь обычный лямбда’зонд (с дискретной характеристикой) между пред катализатором и основным катализатором.
Функцию широкополосного лямбда-зонда моделирует блок управления двигателя на основе заложенной в его память характеристики. Двигатель поддерживает рабочую смесь во всех режимах работы за исключением холодного старта на лямбда=1.
Нагревательный элемент лямбда-зонда Z19 обеспечивает быстрое достижение лямбда-зондом рабочей температуры.
Датчики и исполнительные механизмы
Расходомер воздуха G70
Блок управления получает оцифрованный частотно-модулированный сигнал. После обработки сигнала блок управления двигателя сравнивает полученное значение частоты с сохранённой в его памяти характеристикой и получает, таким образом, величину расхода воздуха. Значение частоты может изменяться от 1200 Гц для расхода воздуха 4 кг/ч до 3900 Гц для расхода воздуха 640 кг/ч.
В случае выхода из строя
При неполучении сигнала расходомера воздуха блок управления двигателя использует для расчётов сигнал датчика угла положения привода дроссельной заслонки G187 и G188.
Датчик температуры воздуха на впуске G299
В расходомер воздуха G70 двигателя 1,8 л TFSI встроен датчик температуры воздуха на впуске G299. Датчик состоит из терморезистора с отрицательным температурным коэффициентом (NTC) и электронной схемы, преобразующей аналоговый сигнал чувствительного элемента в цифровой. Этот датчик информирует блок управления двигателя о температуре воздуха на впуске, чтобы он мог рассчитать количество поступающего в цилиндры воздуха.
В случае выхода из строя
При неполучении сигнала датчика блок управления двигателя исходит из значения температуры, сохранённого во время последнего ездового цикла. При этом из соображений безопасности вентиляторы включаются в режим максимальной скорости.
Датчик положения заслонок впускных каналов (потенциометр) G336
Установлен на вале заслонок впускных каналов со стороны привода ГРМ.
Потенциометр сообщает только о двух состояниях заслонок, открыты или закрыты, т. к. данные о промежуточных положениях блоку управления не требуются.
Блок управления анализирует сигнал потенциометра, для того чтобы распознать текущее состояние заслонок впускных каналов.
В случае выхода из строя
В случае неполучения сигнала от потенциометра блок управления двигателя прекращает управление электромагнитным клапаном заслонок N316 и оставляет, тем самым, заслонки в исходном положении, т. е. закрытыми.
Форсунки N30 – N33
Форсунки двигателя 1,8 л TFSI имеют распылители с шестью отверстиями и впрыскивают топливо шестью коническими факелами под углом 50° (на двигателе EA113 2,0 л TFSI распылитель имеет только одно отверстие, факел впрыска расположен под углом 10°).
Новая конструкция распылителя обеспечивает лучшее смесеобразование в камере сгорания. За счёт неё уменьшается выброс не сгоревших углеводородов, образование сажи и разжижение масла. Кроме того, уменьшается склонность двигателя к детонации.
Как и на предыдущих модификациях двигателей с непосредственным впрыском, форсунки могут обеспечивать двойное впрыскивание в фазах впуска и сжатия для того, чтобы катализатор мог быстрее выйти на рабочую температуру.
Электрическое управление форсунками осталось без изменений, для этого по’прежнему используется напряжение 65 В.
Для удержания иглы форсунки в поднятом положении (после её подъёма) достаточно импульсного управляющего сигнала примерно 15 В.
В случае выхода из строя
При выходе форсунки из строя блок управления распознаёт неисправность по пропуску воспламенения и прекращает подачу управляющих сигналов на форсунку.
В двигателе BZB шесть отверстий в распылителе расположены с эксцентриситетом, при этом углы впрыскивания для каждого из отверстий несколько различаются.
Клапан заслонок впускных каналов N316
Установлен на впускном коллекторе. Как только блок управления двигателя регистрирует обороты выше 3000 об/мин (сигнал датчика оборотов G28), на клапан подаётся управляющий сигнал по минусовому проводу.
В случае выхода из строя
При выходе клапана из строя заслонки впускных каналов остаются в исходном (закрытом) положении, что взывает заметную потерю мощности при оборотах выше 3000 об/мин.
Регулятор давления топлива N276
Блок управления двигателя может задействовать электромагнитный регулятор N276 в любой момент во время рабочего хода плунжера. Длительность задействования минимальна и всегда остаётся постоянной (В случае выхода из строя
В случае выхода регулятора из строя давление в топливной рампе равно давлению в топливном контуре низкого давления. Это ведёт к переобеднению рабочей смеси и сбоям в работе двигателя.
Замыкание провода управляющего сигнала на минус или подача на регулятор постоянного напряжения в течение более чем 1 секунды ведёт к неустранимому повреждению регулятора.
Система управления N276
Рисунки иллюстрируют схему работы системы регулирования давления ТНВД. Они показывают ход полного цикла для одного кулачка (один цикл плунжера). За один оборот распредвала этот цикл повторяется четыре раза. Графики внизу показывают перемещение плунжера и управляющий сигнал электромагнитного регулятора давления N276.
Электромагнитный регулятор N276 регулирует высокое давление, управляя количеством перекачиваемого ТНВД топлива (цикловой подачей). В качестве параметра регулирования высокого давления блок управления двигателя использует сигнал датчика давления топлива G247 в топливной рампе.
Рис. 1
— Плунжер насоса опускается, топливо перетекает из контура низкого давления в надплунжерное пространство.
— Сигнал на N276 не подаётся.
-Впускной клапан (вход) открыт, т. к. усилие закрывающей пружины меньше силы давления топлива, перекачиваемого электрическим топливным насосом G6 (меньше 6 бар). При этом давление в надплунжерном пространстве (Pc) ниже давления в контуре низкого давления (Pb).
— Выпускной клапан (выход) закрыт.
Рис. 2
— Плунжер движется вверх (рабочий ход).
— Сигнал на N276 не подаётся.
— Выпускной клапан стремится закрыться, т. к. давление в надплунжерном пространстве (Pc) увеличивается и превышает давление в контуре низкого давления (Pb).
Однако регулятор N276 удерживает его слегка открытым, так что какое’то количество топлива может перетекать в контур низкого давления. Хотя давление в надплунжерном пространстве (Pc) при этом повышается, но отток топлива через входной клапан не даёт ему превысить давление в контуре высокого давления (Pa), так что выпускной клапан
(выход) остаётся закрытым.
Рис. 3
— Плунжер движется вверх (рабочий ход).
— БУ двигателя подаёт короткий управляющий импульс на регулятор N276.
— Шток регулятора N276 вдвигается и впускной клапан (вход) закрывается.
— Т. к. плунжер продолжает двигаться вверх, давление в надплунжерном пространстве сразу же возрастает.
— Как только давление в надплунжерном пространстве превысит давление в контуре высокого давления, открывается выпускной клапан (выход), и топливо начинает перетекать в топливную рампу, увеличивая давление в ней.
Рис. 4
— Плунжер движется вверх (рабочий ход).
— Топливо перетекает в топливную рампу до тех пор, пока плунжер не начнёт двигаться вниз.
— Сигнал на N276 не подаётся.
— Впускной клапан (вход) остаётся закрытым до тех пор, пока в ходе движения плунжера вниз давление в надплунжерном пространстве не уменьшится настолько, что сила давления топлива станет больше усилия пружины N276.
— Выпускной клапан (выход) остаётся открытым до тех пор, пока в ходе движения плунжера вниз давление в надплунжерном пространстве не станет меньше давления в топливной рампе.
— После этого происходит впрыскивание топлива.
www.avtopol-msk.ru