Сегодня мы рассмотрим необычную тему — установка громкоговорителя на автомобиль.
В данной схеме нам понадобится пара ИС в типовом включении — КР548Уh2 в роли микpофонного усилка, он устанавливается в тангенте, микросхема TDA2004 или TDA2005 будет на мостовом включении в роли оконечного усилка, ставится в самом коpпусе сиpены, вместо pодной платы.
В роли акустического излучателся мы используем доpаботанную сиpену от сигналки с магнитной головкой (пьезоизлучатели не подойдут). Доpаботка заключается в том, что нужно будет pазобрать сиpену и выкинуть её pодную пищалку вместе с усилком.
Нам нужен электродинамический микрофон. Если использовать электpетный микpофон (допустим, от китайской телефонной тpубки), точка где соединяется микpофон с конденсатоpом необходимо чеpез pезистоp ~4.7К подсоединить к +12В (обязательно после кнопки). Резистоp 100К должен находиться в цепи обpатной связи К548Уh2 в связи с этим советуем установить сопpотивлением ~30 — 47К. Этот pезистоp нужен, чтобы настраивать громкость. Микpосхема TDA2004 устанавливается на маленький pадиатоp.
Если с излучателем, то утснавливается под капотом, а если тангентой, то в салоне. В противном случае вам не избежать «визга» из-за самовозбуждения. При помощи подстроечного резистора настраивается нужный уpовень гpомкости, для того, чтобы не возникали сильне искажения звука и самовозбуждения. В случае если недостаточно гpомкости (напpимеp, из — за плохого микpофона) и явно не хватает запаса мощности вашего излучателя, в таком случае вы можете повысить мощность микpофонного усилка, при этом вы увеличите в несколько pаз средний номинал подстpоечника в цепи обpатной связи (имеется в виду тот, котоpый в схеме 100К).
Ещё было бы неплохо конечно установить фильтр по частоте возбуждения или ещё какую нибудь примочку, которая не будет давать схеме самовозбуждаться. Хотя, данная схема и без этого работает хорошо, поэтому на ваше усмотрение.
payaem.ru
Поиск по сайту | В схеме используются две ИС в типовом включении — КР548Уh2 в качестве микрофонного усилителя (устанавливается в тангенте) и TDA2004 (TDA2005) в мостовом включении в качестве оконечного усилителя (устанавливается в корпусе сирены вместо родной платы). В качестве акустического излучателя используется доработанная сирена от сигнализации с магнитной головкой (пьезоизлучатели не годятся). Доработка заключается в разборке сирены и выкидывании родной пищалки с усилителем.
Микрофон — электродинамический. При использовании электретного микрофона (например, от китайских телефонных трубок), точку соединения микрофона с конденсатором нужно через резистор ~4.7К подключить к +12В (после кнопки!). Резистор 100К в цепи обратной связи К548Уh2 при этом лучше поставить сопротивлением ~30-47К. Данный резистор используется для настройки громкости. Микросхему TDA2004 лучше установить на небольшой радиатор. Испытывать и эксплуатировать — с излучателем под капотом, а тангентой в салоне. Иначе неизбежен визг из-за самовозбуждения. Подстрочным резистором устанавливается уровень громкости, чтобы не было сильных искажений звука и самовозбуждения. При недостаточной громкости (например, плохой микрофон) и явном запасе мощности излучателя можно повысить усиление микрофонного усилителя, увеличив в несколько раз номинал подстрочника в цепи обратной связи (тот, который по схеме 100К). По-хорошему — нужен бы еще прибамбас, не дающий схеме самовозбуждаться — фазосдвигающая цепочка какая-нибудь или фильтр на частоту возбуждения. Хотя схема и без усложнений работает отлично. |
riostat.ru
Акустические кроссоверы — это электронные устройства, которые принимают один входной сигнал и создают два или три выходных, состоящих из разделенных полос высоких, средних и низких частот. Различные диапазоны подают разные громкоговорители или «драйверы» в звуковой системе: вуферы и сабвуферы. Без кроссовера возникает беспорядочный пробой звука. В них фильтр верхних частот блокирует минимумы, но передает высокочастотные ноты на твитер, в то время как фильтр нижних частот блокирует максимумы и пропускает низкочастотные ноты на сабвуфер.
Кроссоверные «сети» коаксиальных многодиапазонных автомобильных динамиков обычно встроены в колонки и состоят из небольших электрических компонентов, таких как катушки или конденсаторы. Кроссоверы для трехполосных систем, в которых используются твитеры, драйверы среднего уровня и сабвуферы, включают, помимо фильтров с высоким и низким пропусканием, фильтры «полосы пропускания», воспроизводят частоты между двумя точками, используя как высокочастотный, так и низкочастотный в той же сети. Для этого может быть драйвер среднего диапазона только от 100 Гц до 2500 Гц.
Существует два основных вида акустических кроссоверов: активный и пассивный. Пассивные не нуждаются в мощности для фильтрации сигнала. Активные требуют подключения к электросети и заземлению, но дают гораздо большую гибкость и точный контроль над пользовательской музыкой.
Звуковая система называется «активной», когда каждый драйвер, твитер, низкочастотный динамик имеет собственный канал усиления. Это значительно увеличивает доступную мощность, динамический диапазон и управление тональной характеристикой системы по всему спектру аудио. Кроссовер акустический активный подключается между приемником и усилителем и отсекает ненужные частоты, поэтому он может фокусироваться только на частотах, которые пользователь хочет услышать.
Они обычно имеют регуляторы громкости на каждом канале, поэтому можно сохранить в балансе все «голоса» от разных драйверов. Некоторые кроссоверы включают в себя другие функции обработки звука, такие как выравнивание для дальнейшей настройки системы. Единственным потенциальным недостатком этого вида кроссовера является то, что для него требуется + 12 В, заземление и подключаемые соединения. Это представляет большую проблему для установки и настройки, чем у пассивного устройства.
Кроссовер акустический пассивный не подключается к источнику питания. Существует два типа пассивных кроссоверов: компонентные, соединяющиеся между усилителем и динамиками, и встроенные, которые расположены между приемником и усилителем.
Компонентные. Пассивные переходы компонентов в сигнальный путь поступают после усилителя. Это небольшие сети конденсаторов и катушек, которые обычно устанавливаются рядом с громкоговорителями. Компонентные акустические системы поставляются с кроссоверами, установленными для оптимальной производительности. Они просты в установке и настройке. Сигнал полного диапазона выходит из усилителя и переходит к пассивному кроссоверу, который разделяет его на две части и посылает высокие ноты на твитер, а средние и низкие — на низкочастотный громкоговоритель. Большинство пассивных кроссоверов компонентов имеют дополнительные настройки, которые позволяют отключать твитер, если звук кажется слишком громким для низкочастотного динамика.
Помимо пассивных кроссоверов, которые работают на сигналах громкоговорителей и соединяются между усилителем и компонентами динамиков, есть также встроенные кроссоверы акустические автомобильные, устанавливаемые перед усилителем. Они выглядят как маленькие цилиндры с разъемами RCA на каждом конце и просто подключаются к входам. Встроенные кроссоверы не теряют энергию, как высокие частоты для сабвуфера. Установка встроенного кроссовера — отличный и недорогой способ улучшить звучание центра, особенно в компонентной акустической системе.
Чтобы понять, что такое кроссовер и действительно ли потребность в звуке нуждается в одном или нескольких кроссоверах, важно сначала понять отдельные очень простые принципы использования автомобильного кроссовера. Главная идея заключается в том, что музыка состоит из звуковых частот, которые управляют всей гаммой человеческого слуха, но отдельные источники лучше создают конкретные частоты, чем другие.
Твитеры предназначены для воссоздания высоких частот, вуферы предназначены для воспроизведения низких частот и т. д. Основная цель — разделение музыки на составные частоты и передача конкретным громкоговорителям для достижения более высокой точности воспроизведения аудио. Убедившись, что только нужные частоты достигают классических громкоговорителей, можно эффективнее уменьшить искажения и улучшить качество звука в автомобильной аудиосистеме.
Установка пассивных акустических кроссоверов — относительно нетрудная задача, так как обеспечивает проводку кроссовера между усилителем и динамиками. Например, можно подсоединить пассивный кроссовер к выходу усилителя, а затем подключить выход твитера к высокочастотному динамику и выход сабвуфера на низкочастотный громкоговоритель.
Установка активного автомобильного аудиокроссовера, как правило, будет более сложной процедурой. Основная проблема заключается в том, что для активных кроссоверов требуется мощность, поэтому нужно будет прокладывать провода питания и заземления для каждого устройства. Если уже установлен усилитель, установить активный кроссовер будет проще. Фактически заземление его в том же месте, где заземлен усилитель, поможет предотвратить раздражающие помехи в наземном контуре.
Акустические кроссоверы могут быть классифицированы по числу полос, на которые разделяется звуковой спектр. Двухсторонний разделяет аудиоспектр на две части и отправляет информацию различным типам драйверов. Трехсторонний делит звуковой спектр на три части и так далее. Кроссовер также может быть описан точкой, где начинается крутой срез. Она обычно относится к частоте, с которой начинается спуск. В двухстороннем, оба драйвера будут иметь 6 дБ в точке пересечения.
Термины, часто используемые для описания наклона кроссовера, включают 6 дБ/октаву, 12 дБ/октаву, 18 дБ/октаву или 24 дБ/октаву. Наклон кроссовера, на который эти термины ссылаются. При изменении одной октавы кроссовер 6 дБ/октава будет иметь выход, который на 6 дБ ниже начальной точки; 12 дБ/октава будет иметь выход на 12 дБ. Другой набор терминов, которые часто используются для описания наклона кроссовера — 1-го порядка, 2-го порядка, 3-го порядка и 4-го порядка.
Эти термины получены из числа компонентов, необходимых для создания описанного наклона. Кроссовер 1-го порядка использует 1 компонент и даст примерно 6 дБ/октаву. Кроссовер 2-го порядка использует 2 компонента и даст примерно 12 дБ/октаву и т. д.
Если трудно найти значение, которое составляет не более 10% от желаемого звука, проводят настройку. Вот несколько советов по работе с различными компонентами:
Настройка кроссовера акустической системы заключается в правильной регулировке частот. Для определения допустимого диапазона, которые используют для настроек, необходимо знать данные как для колонок, так и сабвуфера. В приобретенном пакете динамиков всегда имеется руководство по настройкам, которые необходимо использовать.
В других случаях применяются следующие правила. Самая высокая частота, с которой сабвуфер способен работать, должна использоваться для настроек кроссовера. Самая низкая частота, которую может обрабатывать динамик, должна быть установлена на кроссовер.
Например, для диапазона частот сабвуфера 20-130 Гц и частотного диапазона центрального динамика 70-20 000 Гц допустимый диапазон настройки кроссовера для главного громкоговорителя будет 70-130 Гц. Это означает, что можно применять настройку 70, 80, 90 и т. д., до 130 Гц для основного громкоговорителя. Если используется выше или ниже указанного размера, тогда частоты за пределами не будут воспроизведены ни сабвуфером, ни соответствующим динамиком.
В автомобильной аудиосистеме большие подвесные конденсаторы используются для предотвращения затухания огней при воспроизведении громких басовых нот. Они достигают этого, предоставляя усилителю быстрый толчок мощности. Конденсаторы для кроссоверов акустических систем имеют высокое «сопротивление», обычно называемое реактивным для низкочастотных сигналов.
Для конденсаторов используют три основные спецификации:
Если все динамики подключены параллельно и имеют одинаковый импеданс, то расчет акустического кроссовера выполнить легко. Просто разделить импеданс на количество колонок параллельно.
Пример 1: Четыре 8-омных динамика, параллельное соединение: 8 / 4 = 2 Ом. Пример 2: Два динамика 4 Ом, параллельная схема: 4 / 2 = 2 Ом.
Для расчетов динамиков, соединенных параллельно, но имеющих разный импеданс, применяется следующая формула:
R total= 1/(1/r1+1/r2+…..).
На самом деле точный расчет аудиосистемы — очень сложный эмпирический процесс. Для упрощения его в интернете широко представлены онлайн-калькуляторы для расчета кроссовера акустических систем, например отдельный калькулятор для 2, 3 и 4 динамиков, подключенных параллельно, а также калькуляторы, которые можно использовать для более сложных последовательных/параллельных конфигураций. Для этого нужно ввести импеданс каждого динамика в белые квадратики соответствующего калькулятора. Будет определен общее сопротивление для динамиков, подключенных параллельно. А также для каждого динамика рассчитан процент.
На дисплее будет показано, как выходная мощность усилителя распределяется между громкоговорителями. При совместном использовании с разным импедансом будет учитываться разделение мощности.
Если бы существовал один драйвер, который мог легко и точно воспроизводить весь спектр аудио, использование кроссовера не потребовалось бы. Основная причина заключается в том, что для покрытия всего спектра звука обычно требуется несколько драйверов. Невозможно изготовить драйвер, способный одновременно производить как высокие, так и низкие частоты. Различные типы драйверов разработаны для того, чтобы хорошо работать в разных диапазонах. Использование кроссовера помогает согласовать работу разных драйверов.
fb.ru